Асинхронность – новый конференц-тренд

В онлайне организаторы конференций столкнулись с проблемой – собрать всех участников за просмотром сессии в условленное время чрезвычайно сложно. Эксперты предполагают, что это станет началом тренда на асинхронные события – такие, для которых количество участников в прямом эфире потеряет всякое значение.
Асинхронные события – что это?
Асинхронная коммуникация относится к любому обмену информацией, который не происходит в реальном времени. Проще говоря, когда есть задержка между отправкой сообщения и тем моментом, когда адресат его принимает и отвечает. Например, к асинхронной коммуникации относятся переписка по электронной почте, заметки на платформах управления проектами, а также цепочки комментариев в социальных сетях или на онлайн-форумах. Асинхронное мероприятие также предполагает, что участники просматривают предварительно записанный контент и отвечают на запросы в удобное для себя время.
В 2020 году Американская академия педиатрии выбрала асинхронный формат для своей конференции: для неё на платформу проведения мероприятия загрузили коллекцию видеороликов о медицинском образовании. Зарегистрировавшиеся участники имели круглосуточный доступ к контенту и просматривали его в удобное для себя время. Похожим образом поступила Западная ассоциация социальных наук, на сайте которой появились все презентации спикеров их собственной онлайн-конференции.
Асинхронные мероприятия не тождественны онлайн-хранилищам, их отличают ограничения на время доступа к контенту. Например, онлайн-конференция Ассоциации дистанционного образования и независимого обучения длилась пять дней. Именно столько для участников был открыт доступ к предварительно записанным презентациям спикеров. Кроме того, у них была возможность обсудить презентации на странице ассоциации в LinkedIn – в течение отведённых на конференцию пяти дней спикеры отвечали на их комментарии.
Большинство организаторов онлайн-конференций всё ещё стремится найти волшебное средство, способное привлечь участников к экрану здесь и сейчас. Асинхронный формат предлагает посмотреть на этот вопрос философски – зачем бороться против проблемы, если можно принять её как данность и работать исходя из новой реальности?
В российской практике асинхронный формат также применяется: в 2020 году его элементы использовались в проекте «EVENT-ТЕРАПИЯ». Доступ к видеозаписям уже прошедших онлайн-встреч получали все зарегистрировавшиеся на платформе слушатели, и так спустя год регулярных мероприятий число участников «EVENT-ТЕРАПИЯ» приблизилось к трём тысячам, а количество сообщений в общем чате выросло до двух тысяч.
Плюсы и минусы асинхронного подхода
Асинхронный формат предполагает определённые плюсы для организаторов и участников:
- Гибкость
Больше не нужно подбирать для сессий время, которое подойдёт всем участникам. Особенно актуален этот вопрос для мероприятий, участники которого живут в разных часовых поясах.
- Комфорт для коммуникации
Многим людям психологически проще взаимодействовать с другими, если они знают, что в этот момент за ними не наблюдают другие участники. Необходимость выступать в прямом эфире часто вызывает у спикеров стресс и удерживает участников от комментариев и вопросов.
- Глубина восприятия
На асинхронном мероприятии у участников есть больше времени, чтобы «переварить» представленную им информацию и сформулировать идеи.
- Бесшовное подключение
На асинхронных мероприятиях организаторы не несут ответственность за нестабильное подключение участников трансляции. Если произойдёт техническая ошибка, отключится спикер или прервётся ролик, эпизод можно будет просто записать заново, зрители этого не увидят.
Асинхронный формат видится логичным развитием тенденции на максимальный комфорт и гибкость мероприятий как для участников, так и для спикеров. С появлением онлайн-режима выступать на событиях и участвовать в них можно из собственного дома. Социальная сеть Clubhouse и аудио-чаты в мессенджере Telegram разрешили нам слушать дискуссии и делиться опытом, находясь в пробке и на прогулке с питомцем. Асинхронный формат предоставляет практически полную свободу выбора времени и места участия, а также степени вовлечённости. Однако это уже скорее минус – особенно для организаторов.
Кстати, мы рассказывали о том, как Clubhouse могут использовать организаторы мероприятий.
Также у асинхронного мероприятия есть и другие минусы:
- Снижение эффективности
Разговоры, которые занимают минуты на живом мероприятии, могут затянуться. Например, сеанс мозгового штурма может потерять смысл, если будет проходить асинхронно, поскольку этот тип взаимодействия полагается на быструю коммуникацию и сиюминутный обмен идеями.
- Отсутствие связи
Хотя все виртуальные мероприятия лишены личной связи между участниками, асинхронные события способны усугубить ощущение разрыва. Это может вызвать у людей чувство отстранённости от ценностей и идей мероприятия.
- Утрата спонтанности
Хорошие идеи часто рождаются в случайных разговорах. Спонтанная беседа никогда не случится на асинхронном мероприятии, она не предполагает такой возможности.
- Отсутствие эффекта FOMO
Практически полное отсутствие FOMO может привести к тому, что участники будут до последнего откладывать момент знакомства с контентом, а потом вовсе отказываться от участия. Подобная модель поведения снизит эффективность мероприятия.
Как вернуть участникам FOMO? Можно установить обратный отсчёт на странице для вопросов спикерам, или предлагать получить бонус за активность, или присутствие на всех сессиях в условленный час. Подобная механика используется на онлайн-курсах. Например, каждый урок бесплатных марафонов от школы рисования «Всем Арт» можно посмотреть в течение 24 часов после выпуска, однако зрителям, присутствовавшим в прямом эфире, предоставляется ещё один закрытый тематический урок в подарок.
Кстати, мы рассказывали о том, почему на онлайн-мероприятиях исчез эффект FOMO, и как его вернуть.
Асинхронный формат действительно не универсален. Там, где нужно максимальное вовлечение как можно большего числа участников, нельзя использовать асинхронный подход. Но обязательно ли это вовлечение для всех событий от начала и до конца? Или стоит предоставить участникам возможность выбирать условия знакомства с основной частью контента и сконцентрироваться на других метриках эффективности? На эти вопросы каждому организатору онлайн-конференций предстоит найти ответ самостоятельно.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: Pixabay.com, Simplified Pixabay License (может использоваться бесплатно для коммерческого и некоммерческого использования), «EVENT-ТЕРАПИЯ». Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
27.05.2021