Скандальные, уникальные, новаторские. ТОП 10 логотипов Олимпийских игр
В Японии наконец состоялась церемония закрытия Олимпийских игр 2020, организаторы которых столкнулись, возможно, с самым большим количеством проблем в истории состязания. Однако трудности начались задолго до пандемии, протестов местных жителей и сбежавших из-под надзора спортсменов – с выбором логотипа. Event LIVE разобрался в ситуации, а заодно изучил логотипы Олимпийских игр и составил свой топ – от самых скандальных к любимым всеми.
10 место. Берлин, 1936. Мрачное предзнаменование
Германия была выбрана местом проведения XI Олимпиады в 1931 году, а уже через два года к власти в стране пришли национал-социалисты. С этого момента и до самого старта Олимпийских игр международное сообщество активно обсуждало вопрос переноса состязаний в Барселону. Выбор логотипа тоже подлил масла в огонь. Утверждённая эмблема совмещала олимпийскую символику – колокол и кольца, а также образ Германского орла и девиз: «Ich rufe die Jugend der Welt!» («Призываю молодежь всего мира!»). Современники обсуждали, что орёл выглядит угрожающе и будто бы держит кольца в своих лапах, как добычу. Девиз также прозвучал мрачным предзнаменованием грядущей II Мировой Войны.
9 место. Токио, 2020. Плагиат
Так что там всё-таки с логотипом Олимпийских игр 2020? Его пришлось выбирать дважды. Первую версию разработал именитый японский дизайнер Кэндзиро Сано, обладатель наград Cannes Lions и D&AD. Символическое изображение буквы «Т» дополнялось алым солнцем. Символ должен был отсылать к словам Tokio (англ. – Токио), Tomorrow (англ. – «завтра») и Team (англ. – «команда»), а алый круг в верху композиции – к национальной символике Японии. Выбранный вариант возмутил бельгийского дизайнера Ольвье Дэби, который в 2013 году создал очень похожий логотип для королевского театра в Льеже. Он обратился в суд, чем вынудил организаторов Олимпийских игр – 2020 отказаться от первоначального плана и разработать новое лого. В процессе создания дизайнеры вдохновлялись древним японским орнаментом. В итоге получилось кольцо из узора «шахматной доски», каждый прямоугольник которого символизирует разные страны и культуры, а также многообразие мира и его единение вокруг спорта.
8 место. Лондон, 2012. Двусмысленность и опасность для здоровья
Логотип XXX летней Олимпиады в Великобритании был составлен из четырёх многоугольников, в очертаниях которых угадывался год проведения состязаний. «Эта эмблема динамичная, разнообразная, её можно будет загрузить на мобильный телефон, увидеть повсюду. Это бренд, который будет объединять людей, особенно молодых», – отмечал Председатель оргкомитета лондонской Олимпиады лорд Себастьян Коу. Однако обычные зрители приняли логотип отнюдь не благосклонно. Многие разглядели в нём эротический подтекст, что привело к обилию скабрезных «фотожаб» в сети. А британская ассоциация Epilipsy Action обратилась к организаторам с просьбой не использовать анимированный логотип в рекламных видеороликах – во время их просмотра у людей с эпилепсией начинались приступы.
7 место. Монреаль, 1976. Агрессия и неуместность
Для Зимних Олимпийских игр 1976 года художник Жорж Уэль разработал минималистичный логотип, который совмещал образы олимпийских колец, пьедестала, беговых дорожек и буквы «М». Композиция получилась гармоничной и связанной, и до сих пор попадает в подборки удачных олимпийских эмблем. Однако в комментариях всегда находятся те, кому он кажется агрессивным и напоминает неприличный жест со средним пальцем. А легендарный графический дизайнер Милтон Глейзер однажды и вовсе назвал этот логотип более подходящим для бренда туалетной бумаги, а не Олимпийских игр.
6 место. Мехико, 1968. Аутентичность и психоделика
По словам американского художника Лэнса Ваймана, создавшего логотип, Мексиканский олимпийский комитет поставил перед ним и его коллегами чёткую задачу. «Нужна была эмблема, показывающая, что игры проходят в Мексике, но без спящего под кактусом мексиканца в сомбреро», – рассказывал Вайман в интервью. В итоге после долгих поисков получился составленный из множества линий логотип, вдохновлённый культурой народа уичоли, коренных жителей Мексики. Линии также стали главным элементом оформления марок, плакатов и городских объектов во время Олимпиады 1968. Благодаря яркому и запоминающемуся дизайну эмблема неизменно входит в списки лучших олимпийских логотипов. Хотя сегодня она выглядит, возможно, даже слишком психоделично.
5 место. Москва, 1980. Образцовый дизайн и навязчивость
Пять олимпийских колец, переплетённых в основании, и устремлённые вверх линии, символизирующие спортивные дорожки и отсылающие к силуэту башни Кремля. Автором этой хорошо знакомой многим эмблемы Олимпиады-80 является латвийский художник Владимир Арсентьев. Символ был признан одним из лучших образцов советского дизайна и включён в монографию «Строгановка. 190 лет русского дизайна». Однако и здесь не обошлось без претензий: за рубежом отмечали «навязчивость» коммунистической символики в логотипе, а авторство многократно пытался оспорить украинский художник Виктор Никитиченко. Однако развития эта история не получила.
4 место. Сеул, 1988. Простота и символизм
На эмблеме Олимпийских игр в Сеуле изображен самтхэгык – традиционный корейский узор и символ Кореи. Его можно встретить на лицах корейских болельщиков, воротах традиционных корейских домов, художественных и ремесленных изделиях. По словам представителей комитета, центростремительное движение в символе самтхэгыка символизирует людей со всей планеты, прибывающих в Корею, и говорит о гармонии во всем мире, а центробежное означает движение человека вперёд в поисках счастья и процветания.
3 место. Пекин, 2008. Традиции и минимализм
Логотип Олимпийских игр в Пекине представлял собой образ торжествующего бегуна. Рисунок был также основан на иероглифе «цзин», что в переводе с китайского означает «столица». Эмблема была стилизована под оттиск китайской печати, а в качестве цвета выбран красный, традиционно ассоциирующийся с китайской культурой. Вики Ху, художница и автор блога о графическом дизайне 7plusdezine, отмечает, что логотип Олимпиады 2008 «успешно сочетает элементы китайской культуры и демонстрирует индивидуальность принимающей страны, чем выполняет одну из главных обязанностей дизайна – выделяет исключительные особенности объекта».
2 место. Сидней, 2000. Тысяча и одна отсылок
«Человек тысячелетия» – так назывался официальный логотип Летних Олимпийских игр 2000 года, состоявшихся в Австралии, и на нём тоже был бегущий человек. Эмблема отсылала к наскальной живописи коренных народов Австралии и представляла собой образ факелоносца. В линиях логотипа угадывались очертания Оперного театра города Сидней и австралийских горных цепей. А фигура бегуна складывалась из трёх бумерангов. По словам дизайнеров, каждый цвет логотипа имел символическое значение: синий означал морские волны; желтый отсылал к солнечному свету и пляжам Австралии, а красный символизировал местную культуру. В логотипе сохраняется цветовой баланс за счет сочетания теплых и холодных цветов.
1 место. Афины, 2004. Дружелюбие и новаторство
В 2004 году, после почти ста лет развития, Олимпийские игры вернулась на место своего рождения – в Грецию. Это придавало соревнованиям особенный символизм. Нужен был подходящий логотип, способный передать преемственность и значение Олимпиады для греческой культуры.
Эмблема Олимпийских игр в Афинах похожа на детский рисунок: на акварельном голубом фоне размещалась будто бы от руки нарисованная оливковая ветвь. Логотип передаёт ощущение естественной легкости, он дружелюбный и уютный. При этом символ выгодно выделялся на фоне предыдущих эмблем. «Я считаю, что олимпийский логотип Афин – это новая веха в развитии дизайнерских навыков. По сравнению с морозным, механическим модернизмом, он выглядит естественно и очень личным», - делает вывод Вики Ху.
Кстати, мы рассказывали про тенденции событийного брендинга – в онлайне и офлайне
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
09.08.2021