Скандальные, уникальные, новаторские. ТОП 10 логотипов Олимпийских игр

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


В Японии наконец состоялась церемония закрытия Олимпийских игр 2020, организаторы которых столкнулись, возможно, с самым большим количеством проблем в истории состязания. Однако трудности начались задолго до пандемии, протестов местных жителей и сбежавших из-под надзора спортсменов – с выбором логотипа. Event LIVE разобрался в ситуации, а заодно изучил логотипы Олимпийских игр и составил свой топ – от самых скандальных к любимым всеми.

10 место. Берлин, 1936. Мрачное предзнаменование

Германия была выбрана местом проведения XI Олимпиады в 1931 году, а уже через два года к власти в стране пришли национал-социалисты. С этого момента и до самого старта Олимпийских игр международное сообщество активно обсуждало вопрос переноса состязаний в Барселону. Выбор логотипа тоже подлил масла в огонь. Утверждённая эмблема совмещала олимпийскую символику – колокол и кольца, а также образ Германского орла и девиз: «Ich rufe die Jugend der Welt!» («Призываю молодежь всего мира!»). Современники обсуждали, что орёл выглядит угрожающе и будто бы держит кольца в своих лапах, как добычу. Девиз также прозвучал мрачным предзнаменованием грядущей II Мировой Войны.

Photo Логотип Олимпийских игр 1936 года в Берлине
Photo Именно на играх в Берлине впервые была воссоздана традиция Эстафеты Олимпийского огня

9 место. Токио, 2020. Плагиат

Так что там всё-таки с логотипом Олимпийских игр 2020? Его пришлось выбирать дважды. Первую версию разработал именитый японский дизайнер Кэндзиро Сано, обладатель наград Cannes Lions и D&AD. Символическое изображение буквы «Т» дополнялось алым солнцем. Символ должен был отсылать к словам Tokio (англ. – Токио), Tomorrow (англ. – «завтра») и Team (англ. – «команда»), а алый круг в верху композиции – к национальной символике Японии. Выбранный вариант возмутил бельгийского дизайнера Ольвье Дэби, который в 2013 году создал очень похожий логотип для королевского театра в Льеже. Он обратился в суд, чем вынудил организаторов Олимпийских игр – 2020 отказаться от первоначального плана и разработать новое лого. В процессе создания дизайнеры вдохновлялись древним японским орнаментом. В итоге получилось кольцо из узора «шахматной доски», каждый прямоугольник которого символизирует разные страны и культуры, а также многообразие мира и его единение вокруг спорта.

Photo Слева – логотип Олимпийских игр Кэндзиро Сано, справа – эмблема королевского театра в Льеже от Оливье Дэби
Photo Оргкомитет Олимпийских игр в Токио демонстрирует повторно выбранную символику

8 место. Лондон, 2012. Двусмысленность и опасность для здоровья

Логотип XXX летней Олимпиады в Великобритании был составлен из четырёх многоугольников, в очертаниях которых угадывался год проведения состязаний. «Эта эмблема динамичная, разнообразная, её можно будет загрузить на мобильный телефон, увидеть повсюду. Это бренд, который будет объединять людей, особенно молодых», – отмечал Председатель оргкомитета лондонской Олимпиады лорд Себастьян Коу. Однако обычные зрители приняли логотип отнюдь не благосклонно. Многие разглядели в нём эротический подтекст, что привело к обилию скабрезных «фотожаб» в сети. А британская ассоциация Epilipsy Action обратилась к организаторам с просьбой не использовать анимированный логотип в рекламных видеороликах – во время их просмотра у людей с эпилепсией начинались приступы.

Photo Зрители жаловались на чрезмерную яркость логотипа Олимпийских игр в Лондоне
Photo В логотипе с трудом, но угадывается цифра 2012 – это отсылка к году проведения игр

7 место. Монреаль, 1976. Агрессия и неуместность

Для Зимних Олимпийских игр 1976 года художник Жорж Уэль разработал минималистичный логотип, который совмещал образы олимпийских колец, пьедестала, беговых дорожек и буквы «М». Композиция получилась гармоничной и связанной, и до сих пор попадает в подборки удачных олимпийских эмблем. Однако в комментариях всегда находятся те, кому он кажется агрессивным и напоминает неприличный жест со средним пальцем. А легендарный графический дизайнер Милтон Глейзер однажды и вовсе назвал этот логотип более подходящим для бренда туалетной бумаги, а не Олимпийских игр.

Photo
Photo

6 место. Мехико, 1968. Аутентичность и психоделика

По словам американского художника Лэнса Ваймана, создавшего логотип, Мексиканский олимпийский комитет поставил перед ним и его коллегами чёткую задачу. «Нужна была эмблема, показывающая, что игры проходят в Мексике, но без спящего под кактусом мексиканца в сомбреро», – рассказывал Вайман в интервью. В итоге после долгих поисков получился составленный из множества линий логотип, вдохновлённый культурой народа уичоли, коренных жителей Мексики. Линии также стали главным элементом оформления марок, плакатов и городских объектов во время Олимпиады 1968. Благодаря яркому и запоминающемуся дизайну эмблема неизменно входит в списки лучших олимпийских логотипов. Хотя сегодня она выглядит, возможно, даже слишком психоделично.

Photo
Photo

5 место. Москва, 1980. Образцовый дизайн и навязчивость

Пять олимпийских колец, переплетённых в основании, и устремлённые вверх линии, символизирующие спортивные дорожки и отсылающие к силуэту башни Кремля. Автором этой хорошо знакомой многим эмблемы Олимпиады-80 является латвийский художник Владимир Арсентьев. Символ был признан одним из лучших образцов советского дизайна и включён в монографию «Строгановка. 190 лет русского дизайна». Однако и здесь не обошлось без претензий: за рубежом отмечали «навязчивость» коммунистической символики в логотипе, а авторство многократно пытался оспорить украинский художник Виктор Никитиченко. Однако развития эта история не получила.

Photo Автор эмблемы Олимпиады-80 Владимир Арсеньев и автор олимпийского талисмана Виктор Чижиков. Фотохроника ТАСС/Вячеслав Ун Да-син
Photo Логотип Олимпиады – 1980 в городе

4 место. Сеул, 1988. Простота и символизм

На эмблеме Олимпийских игр в Сеуле изображен самтхэгык – традиционный корейский узор и символ Кореи. Его можно встретить на лицах корейских болельщиков, воротах традиционных корейских домов, художественных и ремесленных изделиях. По словам представителей комитета, центростремительное движение в символе самтхэгыка символизирует людей со всей планеты, прибывающих в Корею, и говорит о гармонии во всем мире, а центробежное означает движение человека вперёд в поисках счастья и процветания.

Photo
Photo

3 место. Пекин, 2008. Традиции и минимализм

Логотип Олимпийских игр в Пекине представлял собой образ торжествующего бегуна. Рисунок был также основан на иероглифе «цзин», что в переводе с китайского означает «столица». Эмблема была стилизована под оттиск китайской печати, а в качестве цвета выбран красный, традиционно ассоциирующийся с китайской культурой. Вики Ху, художница и автор блога о графическом дизайне 7plusdezine, отмечает, что логотип Олимпиады 2008 «успешно сочетает элементы китайской культуры и демонстрирует индивидуальность принимающей страны, чем выполняет одну из главных обязанностей дизайна – выделяет исключительные особенности объекта».

2 место. Сидней, 2000. Тысяча и одна отсылок

«Человек тысячелетия» – так назывался официальный логотип Летних Олимпийских игр 2000 года, состоявшихся в Австралии, и на нём тоже был бегущий человек. Эмблема отсылала к наскальной живописи коренных народов Австралии и представляла собой образ факелоносца. В линиях логотипа угадывались очертания Оперного театра города Сидней и австралийских горных цепей. А фигура бегуна складывалась из трёх бумерангов. По словам дизайнеров, каждый цвет логотипа имел символическое значение: синий означал морские волны; желтый отсылал к солнечному свету и пляжам Австралии, а красный символизировал местную культуру. В логотипе сохраняется цветовой баланс за счет сочетания теплых и холодных цветов.

Photo
Photo
«Цзин» и «Человек тысячелетия» - логотипы Олимпийских игр в Пекине в 2008 году и в Сиднее в 2000 году

1 место. Афины, 2004. Дружелюбие и новаторство

В 2004 году, после почти ста лет развития, Олимпийские игры вернулась на место своего рождения – в Грецию. Это придавало соревнованиям особенный символизм. Нужен был подходящий логотип, способный передать преемственность и значение Олимпиады для греческой культуры.

Эмблема Олимпийских игр в Афинах похожа на детский рисунок: на акварельном голубом фоне размещалась будто бы от руки нарисованная оливковая ветвь. Логотип передаёт ощущение естественной легкости, он дружелюбный и уютный. При этом символ выгодно выделялся на фоне предыдущих эмблем. «Я считаю, что олимпийский логотип Афин – это новая веха в развитии дизайнерских навыков. По сравнению с морозным, механическим модернизмом, он выглядит естественно и очень личным», - делает вывод Вики Ху.

Фото

Кстати, мы рассказывали про тенденции событийного брендинга – в онлайне и офлайне


09.08.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности