Восстановится ли бизнес-туризм? Прогнозы участников рынка и мировые тенденции

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Из-за пандемии количество деловых поездок во всем мире радикальным образом снизилось. В 2021 году бизнес-туризм постепенно восстанавливается, однако аналитики настроены скептически и предупреждают: долгосрочные перспективы отрасли туманны. Event LIVE проанализировал ситуацию и узнал прогнозы участников рынка.

Российский рынок

В отличие от многих других стран российские ограничения на путешествия не были такими жесткими: границы регионов не закрывались на въезд и выезд, да и режим цифровых пропусков действовал только в столице весной 2020 года. Однако постоянно меняющиеся требования в связи с то и дело приходящими «волнами» пандемии замедляют восстановление делового туризма.

По данным экспертов компании «Аэроклуб», в III квартале 2021 года спрос на перелёты на российских маршрутах у деловых путешественников достиг 74% от «доковидных» показателей. Аналитики сервиса «Туту Командировки» добавляют, что востребованность российской гостиничной инфраструктуры представителями бизнеса в том же III квартале также добралась до 93% от объёмов аналогичного периода 2019 года.

Speaker

Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб»:

Спрос на командировки восстанавливается, но даже по России объёмы перелетов не достигают показателей 2019 года. Это связано с тем, что ряд компаний до сих пор не вернулись к командировочной активности, а ряд мероприятий, которые раньше проводились очно, теперь переведены в онлайн формат.

Источник: официальный сайт компании «Аэроклуб»

«Туту Командировки» добавляют, что увеличилось и число деловых поездок длительностью от 3 дней. Также все больше билетов теперь оформляется не впритык к дате вылета или отъезда, а с запасом. В частности, в полтора раза выросла доля бронирований за 8-14 дней до отправления. Ситуацию резко изменили требования о предъявлении QR-кодов при посещении общественных мест – сейчас они действуют более чем в 50 регионах России. Порядка 20 регионов требуют предъявлять справку о перенесенной коронавирусной инфекции или сертификат о вакцинации при заселении в отель. На этом фоне «Аэроклуб» в конце октября отмечал, что число отмен бронирований в отелях выросло на 50% по сравнению с началом месяца и более чем в 4,5 раза превзошло аналогичные показатели 2019 года.

При этом эксперты зафиксировали рост цен на российских маршрутах, например, средняя стоимость перелета в одну сторону в эконом-классе выросла на четверть по сравнению с 2019 годом и составила 8,5 тысяч рублей. Средняя цена авиабилета бизнес-классом также выросла на 23% и достигла 60 тысяч рублей за перелет в одну сторону.

Аналитики «Туту Командировки» считают, что полное восстановление бизнес-туризма займёт не менее трёх лет при самом позитивном сценарии, в котором не будет новых потрясений. При этом 15-20% мероприятий и встреч ушли в онлайн и скорее всего не вернутся.

Speaker

Ирина Мельникова, генеральный директор отеля "Амбассадор Калуга", член гастрономического комитета Российского союза туриндустрии:

По моему мнению, бизнес-туризм не должен переходить на онлайн-площадку. Период локдауна позволил иначе взглянуть на повседневное наполнение нашей жизни, в котором тепло человеческого общения, свобода передвижений приобрели особую ценность. Спрос на бизнес-путешествия действительно упал с пандемией, бизнесмены нашли новые идеи и возможности для сохранения механизма работы в онлайн. Но это все временно. Ничто не заменит живого общения и знакомства с людьми, проведение личных переговоров, конференций в формате оффлайн. Поэтому, думаю, в течение ближайших 3-х лет все должно стабилизироваться и прийти на круги своя.

Speaker

Гаяне Кочарян, сооснователь сообщества Mice Kitchen, член Международной организации UNICEO:

У российских компаний спад объёма бизнес-поездок зависит от эпидемиологической обстановки в стране. Переход в онлайн масштабно не наблюдается. В западных компаниях и так к этому всё шло, пандемия только ускорила темп перехода на онлайн встречи. Деловые мероприятия и конференции существуют и продолжат существовать. В российских компаниях соотношение офлайн- и онлайн-встреч составляет 90 к 10 соответственно. В некоторых компаниях вовсе нет онлайн. Однако кое-что изменилось: количество участников мероприятий теперь в среднем составляет 30-50 человек, сократились и сроки подготовки ивента – теперь он организуется впритык к дате проведения. Многие профессионалы индустрии ушли в другую отрасль. Агенства же разделились на организаторов онлайн- и офлайн-мероприятий. Мало, кто объединяет оба формата.

Photo Photo

Мировые тенденции

Чтобы спрогнозировать, каким станет будущее бизнес-туризма, авторитетная аудиторская компания Deloitte опросила 150 тревел-менеджеров и руководителей компаний, которые в 2019 году потратили в среднем 123 миллиона долларов на деловые поездки. Согласно исследованию, в США к концу 2021 года расходы на командировки вырастут до 25-35% от уровня 2019 года. Еще спустя год расходы, скорее всего, составят 65-80% от уровня 2019 года. Однако по мере того как проблемы с безопасностью и ограничениями для путешествий будут уменьшаться, менее очевидные препятствия для развития отрасли выйдут на передний план.

По мнению аналитиков Deloitte, пандемия убедила многих руководителей в том, что онлайн-встречи могут решать бизнес-задачи не менее эффективно, чем личные встречи. Особенно это касается внутрикорпоративного взаимодействия. Кстати, об этом свидетельствуют и результаты опроса агентства «Аэротур»: 50% опрошенных ими представителей крупнейших российских и зарубежных компаний, работающих на территории России, отметили, что отмена командировок не оказала существенного влияния на их бизнес.

Speaker

Кевин Майклс, управляющий директор аэрокосмической консалтинговой компании AeroDynamic Advisory:

Пандемия может привести к «структурным изменениям» во внутрикорпоративных поездках. На этот сегмент раньше приходилось около трети деловых поездок. Компании, которые до введения ограничений проводили такие встречи ежеквартально, теперь могут сократить их количество до двух в год.

Источник: пресс-релиз компании Deloitte 

Отмена командировок позволила компаниям сэкономить немалую сумму, и руководители будут стремиться сохранить этот подход. Ещё одним важным обстоятельством станет цель сократить выбросы углекислого газа, обязательства по которой взяли на себя многие предприниматели в США. Около половины респондентов опроса Deloitte заявили, что в 2022 году планируют оптимизировать политику деловых поездок, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду. Замещать командировки собираются онлайн-совещаниями.

О таких планах заявила, например, крупнейшая в мире кондитерская компания и одно из самых крупных частных предприятий в США Mars. Производитель сладостей намерен сократить корпоративные поездки вдвое и ежегодно заказывать для своих работников на 145 000 рейсов меньше. Ники Буш, вице-президент по трансформации рабочих мест в Mars, отметила, что теперь сотрудники Mars будут отправляться в деловые поездки только «для цели, а не для присутствия». Ещё одна компания, гигант в сфере консалтинга, Capita заявила о планах к 2030 году сократить деловые поездки своих сотрудников на 75% по сравнению с показателями 2019 года. Capita обязалась свести к нулю свой углеродный след к 2035 году. В будущем для большинства внутренних встреч в компании будут также использовать видеоконференции.Издание BTN Europe приводит слова Джона Льюиса, генерального директора Capita: «Я искренне верю, что компании должны сыграть жизненно важную роль в борьбе с чрезвычайной ситуацией, связанной с изменением климата. Как лидеры рынка мы должны действовать, чтобы начать существенные и устойчивые перемены в методах работы компаний».

Скорее всего, изменения в меньшей мере затронут инсентив-поездки. Респонденты опроса Deloitte признают, что встречи лицом к лицу помогают более эффективно решать некоторые бизнес-задачи. Похоже, поставщикам туристических услуг стоит готовиться к новой реальности: с меньшим количеством поездок, но бóльшим вниманием к нетворкингу и выстраиванию связей.

Speaker

Михаил Климанов, управляющий партнёр Агентства смелых решений «Мы», основатель проекта online-teambuilding.ru:

За последний год в нашей практике было некоторое количество гибридных мероприятий, к которым участники присоединялись как очно, так и по видеотрансляции. Конечно, это очень эффективный вариант для бизнес-мероприятий. Онлайн-участники получают тот же контент, что и в офлайне, имеют доступ к данным в будущем, и при правильно продуманных интерактивах совсем не чувствуют себя ущемленным. Думаю, в долгосрочной перспективе с выездными бизнес-мероприятиями ситуация останется такая же, как сейчас: компании будут экономить и организовывать бизнес-ивенты в онлайн- или гибридном формате. Совсем другое положение дел с инсентив-событиями. Уверен, что они вернут свою долю рынка. Поощрительные и мотивационные поездки заменить онлайном не получится, ведь главное в них – впечатление и общение.

Speaker

Елена Мельникова, генеральный директор агентства MAXIMICE:

В ситуации смягчения ограничений в 2021 году мы наблюдали взрыв отложенного спроса клиентов в бизнес-туризме (в т.ч. MICE). Столкнувшись с коммуникативными ограничениями онлайна, клиенты вернулись к преимуществам очных встреч в ситуациях, когда это действительно необходимо. Соглашусь с тем, что в перспективе рынок бизнес-туризма будет снижаться за счет новых форматов коммуникаций, которые возникли в период пандемии и еще будут возникать в будущем. Это нормальный ход исторического развития, когда с появлением новых коммуникаций доля старых неизбежно сокращается до требуемого рынком уровня. Задача агентств – использовать и генерировать новые форматы для эффективного решения бизнес-задач в новых реалиях.

Кстати, мы рассказывали, как пандемия изменила рынок труда в ивент-индустрии.


19.11.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелищ искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности