Не только для IT: как хакатоны становятся марафонами инноваций

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Хакатоны многими воспринимаются как мероприятия, которые проводят для IT-специалистов. Однако механику хакатонов можно успешно использовать для организации событий на самые разные темы. Проекты, рожденные на хакатонах, часто вырастают в полноценные научные работы, а иногда результатом становятся инновационные решения. Среди них разработки в области медицины, связи и сервисы для умных городов. Обо всём этом – в статье из нового выпуска журнала CongressTime.

Фото

Что такое хакатон

Хакатон – продолжительное по времени мероприятие, напоминающее одновременно спортивное соревнование и мозговой штурм в офисе крупной компании. Выступления экспертов, выставка, кофе-брейк, нетворкинг, фуршет – все эти обязательные для делового мероприятия составляющие могут вовсе отсутствовать в программе такого события. Главное, что отличает хакатоны – особенный соревновательный дух. По сути, это своего рода турниры, перед участниками которых стоит цель – решить заранее поставленную задачу по улучшению бизнес-процессов в отдельной взятой компании в течение ограниченного времени. В остальном хакатоны бывают очень разными. Например, продолжительность одного мероприятия может составлять 24 часа, а другого – до семи суток. Есть и другие особенности.

В зависимости от целей компании-инициатора, в хакатонах могут принимать участие уже трудоустроенные сотрудники или приглашенные специалисты. В первом случае такое мероприятие становится командообразующим, помогает укрепить связи между работниками предприятия и оптимизировать текущие задачи. Например, многие особенности социальной сети Facebook были разработаны на внутренних хакатонах. Кстати, именно так придумали кнопку Like и тегирование людей в комментариях.

Также компания может ставить перед собой другие цели, например, найти инновационное решение сложной задачи, отыскать новых талантливых специалистов или укрепить собственный бренд. В этом случае к участию в хакатонах приглашаются соответствующие заранее определённым критериям сторонние разработчики. Победителям, как правило, гарантируется трудоустройство в компании и / или крупный денежный приз. Наиболее впечатляющей выплатой отличился хакатон Dreamforce, состоявшийся в 2013 году. Инициатор события компания Salesforce присудила победившей команде миллион долларов.

Одной из особенностей хакатонов является их непрерывность. Обычно участникам запрещается покидать площадку в течение всего события. Часто в расписании не предусмотрено время для сна, и участники сами решают, могут ли они позволить себе отдохнуть. Появившись на рубеже XX и XXI веков, хакатоны стали отражением ценностей культуры хастл (англ. hustle – суета, давка) – эпохи экстремального трудоголизма и сверхпродуктивности. В 2021 году, когда понятие баланса между работой и личной жизнью (англ. – work-life balance) звучит всё чаще, многие специалисты отказываются участвовать в хакатонах, так как не готовы рисковать своим ментальным и физическим здоровьем ради призов. Альтернативным вариантом стали онлайн-хакатоны – такие мероприятия тоже предполагают практически непрерывную работу, однако у участников появляется возможность остаться дома и в свободное время вздремнуть в собственной постели, а не в спальных мешках. Для организаторов хакатонов онлайн-формат тоже имеет преимущества – аудитория таких мероприятий шире, участие в них не ограничено географией, а временные рамки более гибкие. Например, в 2020 году онлайн-сервис СберМаркет совместно с компанией McKinsey провели NGWL.HACK – хакатон по работе с большими данными только для девушек. Участницами мероприятия стали 150 представительниц 23 стран. Собрать этих людей на одной площадке было бы невозможно.

Хакатон (англ. – hackathon) – термин произошел от сочетания слов hack (англ. – взламывать) и marathon (англ. – марафон). Так независимо друг от друга свои мероприятия начали называть разработчики OpenBSD и Sun Microsystems. Впервые термин был использован для обозначения встречи, посвященной криптографии, которая прошла в Калгари 4 июня 1999 года. На неё приехали 10 разработчиков для написания программ, не подпадавших под жесткие экспортные ограничения, установленные США на криптографическое программное обеспечение. В середине 2000-х годов хакатон стал популярным форматом для быстрой разработки новых программных технологий или областей инвестирования.

Творческий формат хакатона предполагает креативный подход к его организации и выбору площадки. Некоторые турниры проводят в самолётах или поездах – необходимость находиться в замкнутом пространстве хорошо согласуется с пресловутой непрерывностью мероприятия. Так в 2015 году группа британских железнодорожных компаний и Департамент транспорта Великобритании организовали Hacktrain – 48-часовой хакатон с целью улучшить железнодорожную систему страны. Мероприятие проходило в вагонах поезда, направлявшегося из Лондона в Йорк. Лучшие проекты по его итогам были представлены министрам и высшему руководству компаний-инициаторов. Одним из них стал способ сканирования вагонов и оповещения пассажиров о наличии свободных мест.

Существуют и совсем необычные хакатоны, например, американский Comedy Hack Day, в котором участвуют комики и разработчики, создающие вместе странные и забавные проекты, которые никогда не будут реализованы. В финале шоу победители получают $0 венчурных инвестиций.

Photo Хакатон «Цифровой Прорыв» состоялся в Казани в 2019 году и вошёл в Книгу рекордов Гиннеса по числу участников
Photo Вручение наград проявившим себя командам на «Цифровом Прорыве-2019»

Хакатоны по-русски

Ежегодно в России проходит около 200 хакатонов. Наиболее интересные и популярные мероприятия такого формата:

  • Hack Moscow – один из cамых больших международных хакатонов в СНГ. В 2019 году в мероприятии участвовало 750 специалистов из 53 стран. В числе спонсоров события такие компании, как Github, МТС, 1С, Philips, LG, Here, Avast и многие другие.
  • VK Hackathon – флагманское мероприятие социальной сети «ВКонтакте». Компания приглашает к участию программистов, дизайнеров и других специалистов. В 2019 году призовой фонд хакатона составил 2 млн рублей. Задания для участников готовят партнеры мероприятия, среди которых международная платежная система MasterCard, Государственный Эрмитаж, Московская государственная филармония, сообщество доноров DonorSearch.org и другие.
  • Travel Hack Moscow – масштабный хакатон по теме цифровизации индустрии туризма проводится с 2019 года. Участникам мероприятия предоставляются задания, связанные со сферой путешествий, от организаторов и партнеров события – авиакомпании S7, аэропорта Домодедово, компании TUI Group, Департамента информационных технологий города Москвы.
  • #ПрокачайБизнеc – онлайн-хакатон состоялся в августе 2020 года и продолжался три недели. Участники со всей России генерировали идеи и презентовали их в виде прототипов продуктов для решения проблем малого бизнеса. Одной из разработок стал сервис для создания SEO-оптимизированных описаний товаров с помощью искусственного интеллекта для компаний, работающих в сфере электронной коммерции. Мероприятие было организовано Инновационной студией Visa в Москве при поддержке Школы инноваций и креативного мышления ИКРА и сервиса «Яндекс.Касса», а призовой фонд составил более миллиона рублей.
  • «Цифровой Прорыв» – один из крупнейших в мире хакатонов, состоявшийся в Казани в 2019 году. Мероприятие вошло в Книгу рекордов Гиннесcа: в хакатоне приняли участие 3000 IT-специалистов из 77 регионов России. Организатором события выступила некоммерческая организация «Россия – страна возможностей». Задания для участников подготовили федеральные и региональные министерства, Счетная палата РФ, «Ростелеком», «Росатом», Федеральная налоговая служба, Росстат, компании «Газпром нефть», МТС и «МегаФон».
Speaker

Денис Пешехонов, капитан команды Continous Dezintegrator, победившей на хакатоне «Цифровой Прорыв – 2019»

Победа существенным образом сказалась на карьере членов нашей команды – нас всех пригласили на работу в корпорацию «Росатом», для которой мы выполняли задания в двух турах хакатона. Хочется отметить, что большинство участников марафона представили действительно яркие инновационные разработки. Просто поражает, насколько богата наша страна талантливыми IT-специалистами.

Не только информационные технологии

Сегодня хакатон – это, скорее, механика по проведению мероприятия, чем конкретный формат. Свои турниры проводят не только компании, связанные с ИТ-сектором, но и научно-исследовательские институты, медиа, НКО и государственные структуры. Задания, которые предлагаются на хакатонах, предполагают участие самых разных специалистов, среди которых химики, урбанисты, экологи, архитекторы, продакт-менеджеры и рекламщики. Благодаря таким событиям на рынке появляются инновационные разработки, способные сделать жизнь человека безопаснее и комфортнее.

Например, на хакатоне Startup Weekend Rio в 2011 году была основана компания EchoLoco – сервис аудиокарт с навигатором для незрячих людей. А на Angelhack появился проект Piece of Mind – устройство для опекунов людей с болезнью Альцгеймера и деменцией. Система Piece of Mind отслеживает геолокацию пациентов и в случае их выхода за границу определённой территории отсылает уведомления лицам, ответственным за попечение, и направляет запрос в полицию.

Большое количество хакатонов проводится для решения проблем городского трафика и безопасности на дорогах. Например, одна из команд, участвовавших в открытом хакатоне Hack.Bangalore представила прототип сервиса для водителей машин скорой помощи, предназначенный для поиска варианта оптимального маршрута. А на Youth for Public Transport, прошедшем в Бельгии, второе место заняла разработка команды BLI, которая предложила велосипедистам жилет для навигации и оповещения участников дорожного движения о манёврах.

В 2017 году на базе Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) состоялся первый в России хакатон для химиков. Инициатором выступил концерн BASF. В течение двух дней команды участников искали инновационные способы использования существующих материалов и приготовления новых растворов. Молодые химики могли обращаться за помощью к специалистам университета и консультироваться с экспертами BASF, посещать лаборатории УГНТУ и компаний-партнеров.

Speaker

Сергей Гладких, директор Центра технологического предпринимательства Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ):

Хакатон – это отличный инструмент, который решает комплекс задач для всех его участников, и для университетов в том числе. По итогам каждого мероприятия после мозгового штурма появляется несколько жизнеспособных проектов. Какие-то из них вырастают в полноценную исследовательскую работу, другие становятся стартапами. Хакатоны генерируют актуальные темы дипломных работ и предоставляют для университета возможность получить от корпораций заказ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В университетах создаются малые инновационные предприятия.

Участники первого в России химического хакатона получили несколько грантов и сделали ряд серьёзных исследовательских проектов. В нашем университете регулярно проводятся хакатоны на самые разнообразные темы. Например, один из турниров мы посвятили разработке цифровой одежды — студенты УГНТУ и других вузов и колледжей искали решения на стыке электроники и моды. В итоге два проекта уже готовятся к выходу на рынок. Хакатон работает!

Архив мероприятий «Цифровой Прорыв – 2019», Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ)

Photo Photo

05.07.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелищ искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности