7 способов предотвратить кражу идей на тендере
Участие в тендере не всегда заканчивается успехом – это печально, но таковы условия рынка. Гораздо неприятнее, когда клиент сознательно отказывает, а затем копирует ваш проект и обращается к другим подрядчикам или даже напрямую к площадкам. Как предотвратить подобную ситуацию? Какие «звоночки» в поведении клиента сигнализируют о том, что с ним лучше не связываться? И что по этому поводу советуют юристы? Event LIVE изучил мнения участников рынка и выделил 7 разных способов защитить свои идеи – от интуиции до депонирования.
Кража идей на тендере всегда была болезненным вопросом. Если на тендере представлена хорошая идея, и детально расписаны адреса локаций, только личные принципы могут удержать заказчика от того, чтобы присвоить проект и обратиться к подрядчику, чьи услуги стоят меньше. Некоторые клиенты даже пытаются шантажировать своих потенциальных подрядчиков, требуя сбавить цену за работу в обмен за саму возможность реализовать проект. Ситуация усложняется тем, что многие компании требуют на тендере не только представить идею, но и подобрать эскизы, презентационный ролик и список номеров. Это приводит к тому, что на руках у заказчика оказывается практически готовый сценарий мероприятия, включающий идеи по оформлению и имена артистов.
1. Проверять репутацию
Неприятные ситуации могут случиться с любым заказчиком, но с некоторыми они происходят системно. И об этом могут знать коллеги. Некоторые участники рынка стремятся создать общую базу, «черный список», которой бы могли пользоваться все желающие. Но юристы предупреждают создателей таких списков о риске быть привлеченным к ответственности за клевету. Поэтому перед участием в тендере как минимум стоит потратить немного времени, послушать сарафанное радио и поискать информацию о потенциальном заказчике в отраслевых группах и чатах в социальных сетях.
2. Смена названий
Предотвратить кражу идей сложно, и организаторы для этого идут на самые разные ухищрения. Например, меняют названия локаций или вовсе отказывается их предоставить. Однако стоит помнить, что сегодня нейросети позволяют найти адрес и название предприятия по фотографиям, особенно, если они взяты с официального сайта или из медиа.
Я не даю реальные названия ресторанов и площадок – переименовываю всё. [Из ресторанов] отправляю фото и меню, но без названия. Также переименовала яхты, например. Потом вижу, что ко мне вернулся запрос от другого партнёра с моим названием яхты – это очень забавно было.
Анжелика Гарсия, руководитель отдела MICE в компании Luxury Travel Wave
3. Донести ценность сотрудничества
Другие организаторы стараются донести до заказчика ценность собственной работы. Например, глава группы компаний Lora Travel Николай Уржумцев вместе с брифом отправляет потенциальным клиентам памятку «О пользе сотрудничества с хорошим парнем» – документ с объяснением бонусов от работы с профессиональным организатором.
«Во-первых, профессиональные организаторы мероприятий добиваются от отелей скидок в размере 30-50% и более от Rack Rate в зависимости от сезона и отельной политики, что дает им возможность предложить конечному заказчику собственную цену на размещение гостей с дисконтом в размере 15-30% и более. <…> Во-вторых, MICE-организаторы имеют возможность самостоятельно, не обращаясь к третьим сторонам, оказывать заказчику транспортные и экскурсионные услуги для участников мероприятий, в том числе и благодаря собственному парку транспорта, собственному штату гидов и собственным квотам в ключевых музеях. Для заказчика это означает удобство “одного окна”», – отмечает в памятке Николай Уржумцев.
Поговорить о ценности сотрудничества можно не только с заказчиком, но и с представителями площадок. Дальновидные менеджеры отелей и ресторанов сами понимают, что клиент забронирует площадку один раз, а профессиональный организатор в перспективе может поставить бронирование на поток. Но не стоит жалеть время на обсуждение этого момента. С особенно лояльными подрядчиками можно даже договориться об отказе или заведомо невыгодных условиях бронирования, если клиент попробует перехватить площадку самостоятельно.
4. Внимание к поведению заказчика
В некоторых случаях в процессе общения можно отличить обычного заказчика от компании, которая не стремится найти подрядчика, а «пробивает» идеи. Однако здесь потребуется знание психологии, опыт и даже интуиция.
В ряде случаев можно предположить, что тендер недобросовестный и отказаться от участия в нём. Какие признаки на это указывают?
- Невнятный бриф.
От вас что-то скрывают, заказчик неохотно идет на контакт, отвечает размыто, общими формулировками. Такое поведение может означать, что подрядчик уже выбран, а компания просто собирает идеи.
- Короткие сроки сдачи предложения
Бывает, что бриф присылают за три дня до сдачи предложения, а задачи в нём — и big idea, и стратегия, и тактика. 99%, что подрядчик уже известен, а остальных зовут для галочки.
- Тендера нет, а запрос на предложение есть
Например, внутренний пиарщик высылает бриф, получает предложение, а потом просит пояснения тех или иных моментов для руководства. Скорее всего, у него не было своих идей, и он выдал за них ваши. Добросовестный внутренний пиарщик всегда на одном из этапов работы пригласит вас защитить какие-то аспекты стратегии перед собственником.
- Обратная связь, а точнее, её отсутствие
Если менеджер, который вёл тендер, перестал выходить на связь после сдачи предложения, это явный признак больше в таких тендерах не участвовать.
- «Братская могила»
Так называются тендеры, где участвует очень много агентств. В таком случае шансов выиграть его практически нет.
Если вы заметили странности в общении с заказчиком, сразу же стоит написать: «Коллеги, спасибо за обратную связь, обращаем ваше внимание, что право на использование идей остается только за агентством». Эта фраза даст понять недобросовестному клиенту, что вы что-то подозреваете и держите ситуацию под контролем.
Татьяна Зайцева, руководитель lifestyle-направления PR-агентства PR Perfect
5. Присвоение авторского права
На сегодняшний день законно защитить свое право на концепцию трудно. Закон предусматривает охрану авторских прав на результат интеллектуальной деятельности (РИД), но не на саму идею. Для защиты идеи нового продукта она должна быть выражена в какой-то форме: письменной, в виде изображения, аудио или видео и пр. Юристы в любом случае советуют помечать брифы знаком © (копирайт), так как даже сам риск судебного разбирательства может остановить заказчика от кражи идеи. Однако при обращении в суд стоит понимать, что сложившейся практики все ещё нет. Также будет полезно заранее проверить, не нарушаете ли вы сами чьи-то права, например, на музыкальные произведения, звучащие во время торжественной программы.
Когда предоставляете креативную часть тендера клиенту, <…> делайте пометку © о том, кому принадлежит авторство. Затем стоит записать концепцию на СD-носитель и отправить этот диск самому себе заказным письмом с детальной описью концепции – с креативом, описанием, хронометражом и пр. Также в описи стоит упомянуть уникальный номер носителя – он указан на каждом диске. При получении письма вы расписываетесь на бланке приёма и становитесь законным правообладателем сценария. Заказное письмо с уведомлением и описью является самым простым способом заявить о своих правах. И уже на основании этого факта вы можете подавать в суд на компанию, которая украла вашу идею. Однако подобный способ не может быть использован для креативов по мотивам фильмов – это будет уже нарушением авторских прав его создателей. <…>
Павел Каширин, руководитель направления MICE в компании «Гольф Эстейт»
6. Оплата пресейла
Некоторые специалисты берут на вооружение подходы из других сфер деятельности, например IT. Так Александр Саввин советует на тендере представлять примерную сумму за выполнение услуг, а точные цены и бриф с творческим заданием раскрывать только на этапе пресейла. О наличии этого этапа обязательно стоит упомянуть в коммерческом предложении и установить для него отдельную плату. А вести переговоры можно через системы типа Битрикс – так все детали, а также их продолжительность останутся зафиксированы для возможных разбирательств.
Необязательно выдавать все локации и детали, чтобы впечатлить заказчика. Клиент выбирает подрядчика по его опыту и предыдущим кейсам. Если заказчика заинтересовало ваше предложение, предложите ему перейти на этап пресейла за дополнительную плату, скажем в 10-30 тысяч рублей. Объясните клиенту, что вы стремитесь обезопасить себя от неудачного опыта. В фармацевтической индустрии, сфере продажи недвижимости и других отраслях этот этап называется квалификацией клиента. Донесите заказчику, что на обсуждение деталей и «фишек» тратится много времени, и фактически этот момент должен считаться началом проекта. На работу тратятся человеко-часы, которые должны быть оплачены. Если клиенту понравится ваша идея, но он захочет реализовать её отдельно от вас, пусть покупает концепцию за установленную сумму. А защитить право на концепцию – сценарий, визуальные решения и пр. – можно с помощью сервисов депонирования.
Александр Саввин, общественно-информационный центр межотраслевой коммуникации PROFCOMMUNITY
7. Депонирование идей
Депонирование идей давно используется в издательской деятельности, а в последнее время к услугам сервисам депонирования всё чаще прибегают рекламные агентства и специалисты ивент индустрии. В таких сервисах идеи хранятся как в банке – запечатанными в конвертах. Депонирование позволяет не только подтвердить факт владения произведением, но и зафиксировать дату, в которую оно было разработано – для этого заявителю выдаётся особое свидетельство о регистрации и депонировании. Этот способ особенно часто советуют использовать юристы.
Татьяна Петровская, партнер Компании «EVENT-ЮРИСТЫ», эксперт Event LIVE, входит в ТОП-5 авторов Event LIVE :
Материалы, визуализирующие креативную концепцию мероприятия, включенные в конкурсную документацию, практически всегда содержат результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране. Авторское право не распространяется на идеи, но авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения идеи, если эту форму возможно отнести к объектам авторского права (ст. 1259 ГК РФ). В целях защиты идеи, предложенной агентством на этапе тендера, агентству рекомендуется определить какие результаты интеллектуальной деятельности (далее– РИД) включены в состав конкурсной документации. Также агентству рекомендуется осуществить депонирование созданных в процессе подготовки к тендеру РИД до их передачи третьим лицам. Свидетельство о депонировании РИД является одним из доказательств авторства и может быть представлено в составе конкурсной документации. Также есть возможность направить заказчику уведомление о правовой охране РИД в составе конкурсной документации. Нарушение заказчиком авторских прав агентства иногда связано с правовой неграмотностью представителей заказчика, не осознающих нарушение ими авторских прав.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. Комментарий Татьяны Петровской, партнера компании "EVENT-ЮРИСТЫ", обновлен 20.09.2023. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: Pixabay.com, Simplified Pixabay License (может использоваться бесплатно для коммерческого и некоммерческого использования). Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
31.05.2021