Подходит ли вам мессенджер-маркетинг? Плюсы, минусы и особенности использования подхода
Сегодня у каждого на телефоне установлен хотя бы один мессенджер, и этот факт нельзя игнорировать при подготовке мероприятия. Как наладить общение с аудиторией в мессенджерах? Сколько стоит рассылка? Насколько эффективен мессенджер-маркетинг, и может ли навредить бизнесу? Мы попросили специалиста по продвижению в мессенджерах, организатора событий и владельца онлайн-школы поделиться своим опытом.
«Зачастую мессенджер-маркетинг играет против репутации»
Алексей Бовт,
руководитель отдела по развитию, CEO&Creative
Для нашего проекта в Дубае мы провели кампанию с использованием комбинации решений – email+ рассылка через почтовый сервис + мессенджер. Помимо информационно-продающего контента email-рассылка включала в себя призыв связаться с нашим менеджером через WhatsApp или Telegram. При нажатии на соответствующую иконку у клиента автоматически открывался чат с представителем нашей компании, и он мог напрямую задать вопросы по проекту или совершить звонок.
Преимущества такого решения заключаются в предварительной «фильтрации» и «разогреве» клиента. Если человек заинтересовался предложением, то он превращается в «клиента с головой», который понял суть предложения и связывает его со своими целями и задачами. По указанной кампании 81% адресатов прочитали наше сообщение, из них функцией связи через мессенджер воспользовались 20%, что, на мой взгляд, достойный результат.
В целом наш опыт показывает, что чистый мессенджер-маркетинг больше подходит для товарных групп, чем для ивент индустрии. Зачастую люди воспринимают подобные сообщения как спам, что не приводит к эффективности и зачастую играет против репутации, которую мы завоёвываем годами.
Плюс, наличие у нас международных офисов и партнёрской сети прививают нам здоровые привычки, а именно соблюдение законов о защите личных данных клиентов. В той же Германии, например, без разрешения клиента мы не имеем права вторгаться в его личное пространство с помощью рассылок по почте или в мессенджерах.
Кстати, какие еще есть особенности есть у ивент рынка в Дубае? Рассказывал Павел Воронцов.
«WhatsApp максимально упрощает коммуникацию»
Максим Азаров,
основатель и CEO онлайн-школы английского языка Novakid
Онлайн-школа Novakid предоставляет возможность обучаться английскому языку с носителями. Наши педагоги учат английскому больше 29 тысяч учеников из 36 стран мира. Для общения с клиентами и, в первую очередь, родителями учеников, мы используем WhatsApp. Этот мессенджер позволяет не только оперативно связываться с людьми, но и проводить опросы, решать финансовые вопросы.
Мы быстро поняли, что рассылки через WhatsApp гораздо эффективнее ставших привычными SMS-рассылок. Наша статистика показала, что клиенты почти никогда не отвечают на SMS. Выходит, что собрать обратную связь невозможно. В случае же с мессенджером, общение происходит сразу по факту уведомления. Мы можем посмотреть по логам сервера живую историю переписки и оперативно отправить нашим клиентам любую информацию: текст, фото- и видеофайлы.
При помощи WhatsApp мы не просто собираем отклики, но и видим статус сообщений, можем провести опрос и получить оценку пользователей нашим продуктам. Наконец, можно провести оплату занятий. Такой инструмент связи с клиентом наиболее оперативный и удобный как для нас – поставщиков услуг, так и для наших клиентов.
Анализ использования платформы WhatsApp продемонстрировал интересный тренд: родители наших учеников стали вести себя более ответственно. Например, раньше они могли забыть оплатить занятие вовремя. Наши операторы ненавязчиво напоминают об окончании средств на счёте и переводят их на страницу оплаты прямо в чате мессенджера.
Как выбрать подрядчика и какой вид оплаты выгоднее
На первых этапах мы совершили ряд ошибок, неправильно выбирая поставщиков услуг по сопровождению бизнес-версии WhatsApp. Через какое-то время мы пришли к списку официальных провайдеров бизнес-платформы мессенджера, и решили работать напрямую с ними. Предоставлением доступа к своему API занимается ограниченный список официальных партнёров (их список можно посмотреть здесь) – сам WhatsApp не работает напрямую с конечным пользователем.
Главными критериями выбора для нас были доступность API-документации, наличие песочницы (тестового сервера) и стоимость. Если по первым двум пунктам предложения были плюс-минус похожи, то цены были очень разные.
Расходная часть состоит из нескольких элементов:
- Комиссия по умолчанию, составляющая $0.048 за сообщения рассылки;
- Плата за услуги провайдера (абонентская плата, плата за подключение, либо комиссия провайдера за каждое сообщение). При этом некоторые провайдеры берут все три комиссии сразу.
Проанализировав возможные форматы, мы поняли, что выгоднее платить по факту и без всяких абонентских плат, то есть только за сообщения. За каждое сообщение мы платим около $0.049 и по $0.001 за сообщения в сессии.
Ещё одна весомая и полезная для бизнеса особенность WhatsApp это то, что платформа запрещает отравлять рекламный спам пользователям. Для клиентов это важно – они не любят навязчивость сервисов и их услуг. В свою очередь, бизнесу такой формат помогает не «достать» клиента и сохранить лояльность к себе. В WhatsApp мы отправляем сообщения пользователям при наступлении определенных событий: например, «закончился пробный урок, напишите, пожалуйста, обратную связь», «назначили урок на 12:00» и пр.
Одним словом, WhatsApp максимально упрощает коммуникацию с пользователем, делая её удобной для обеих сторон. Для нас как онлайн-школы это идеальное сочетание, позволяющее успешно и эффективно работать, сопровождая клиентов, но при этом не влезать в их жизнь.
Кстати, Сергей Чернышевский рассказывал нам, как перевел образовательные конференции СТО Конгресс в онлайн, и как оценил результат «переезда»
«Мессенджеры превосходят по эффективности классические каналы коммуникации в десятки раз»
Виктор Комаров,
CEO платформы мессенджер-маркетинга IntellectDialog.com и perfomance-агентства AVIC Digital Architect, спикер Sillbox и Нетология
Преимущества мессенджер-маркетинга в его огромной аудитории, высокой вовлечённости и возможности на лету персонализировать контент, в зависимости от поведенческих факторов. Что нужно помнить, продвигая мероприятие в мессенджере?
- Выбор мессенджера зависит от страны, в которой вы будете запускать мероприятие. Например, в России популярнее всего WhatsApp, а в США – Messenger FB. В Китае большинство пользуется приложением WeChat, а на Украине предпочитают Viber. Подробную карту популярности мессенджеров можно увидеть здесь.
- В WhatsApp нельзя отправлять большие цепочки сообщений и запускать долгие автоворонки: если это не группы, аудитория реагирует негативно. Зато там самая большая аудитория в Москве и Московской области – она достигает 98%. Если вы хотите строить длинные цепочки коммуникаций на протяжении длительного периода времени, лучше выбрать Telegram и Вконтакте.
- Собирайте данные, которыми с вами делится ваша целевая аудитория во время взаимодействия, для дальнейшей сегментации. Самый простой способ – теги.
- Тестируйте месседжи в своих автоворонках, так как не всегда получается с первого раза добиться нужного результата. Часто причина заключается в недостаточно проработанном контенте.
Какие задачи могут помочь выполнить только мессенджеры? Благодаря огромной аудитории и id пользователя, привязанному к «номеру телефона», WhatsApp позволяет вести двухстороннюю триггерную коммуникацию почти со всей клиентской базой по номеру телефона. В целом, мессенджеры просто превосходят по эффективности классические каналы коммуникации (sms, email, телефонные звонки) в десятки раз.
О чём не стоит забывать при настройке мессенджер-маркетинга?
- Ни в коем случае нельзя переусердствовать с количеством коммуникаций.
- Всегда предоставляйте возможность отказаться от общения.
- Ведите коммуникацию только со своей клиентской базой.
- Персонализируйте контент, сегментируя клиентскую базу во время рассылок.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
09.03.2021