Придумывай как режиссёр. Как найти концепцию мероприятия и презентовать её заказчику
Наверное, для каждого организатора время от времени наступает момент, когда, кажется, что источник идей иссяк. Ивенты следуют один за другим, оригинальные концепции перестают приходить в голову, и неизбежно появляются мысли вроде: «А может, все-таки предложить им вечеринку Гэтсби? Или сделать вечер стиляг? Или сменить работу?» Если кризис идей налицо, то самое время пересмотреть подходы к их генерации. Режиссер шоу-программ и масштабных городских событий Василий Сазонов рассказал, как к выбору концепции подходят режиссёры.
По материалам лекции в рамках проекта «Event Среда»
Василий Сазонов,
режиссер шоу-программ и масштабных городских событий
Каждое мероприятие, ивент любого масштаба – это шоу. А в центре шоу, над которым работает режиссёр, лежит его замысел, зерно, вокруг которого вырастает концепция события. Творческий замысел невозможно сконструировать из готовых деталей, каждый раз его приходится «рождать» самостоятельно, однако есть приёмы, которые помогают «выносить» замысел, помочь ему появиться на свет.
Работа с источниками
Работа театрального режиссёра над пьесой начинается с работы над источниками. Режиссёр изучает костюмы, архитектуру, интерьер разных эпох, пересматривает уже существующие экранизации и постановки. То же самое относится к подготовке любого мероприятия. Скорее всего, заказчик и сам выложит вам историю своей компании, но будет ошибкой ограничиться только ею. Изучите, как устроена индустрия, поговорите с людьми, которые давно работают в компании. На предприятии есть музей? Сходите в него. Собирать материал следует активно и беспристрастно, как если бы вы делали это не для себя, а для кого-то другого.
Записывайте все мысли, особенно первые – часто они самые точные. Старайтесь зафиксировать даже самые «хрупкие» идеи. На первом этапе сложно определить, что послужит топливом для будущего замысла. Не записав пришедшую в голову идею, замеченную интересную деталь, вы рискуете потерять их.
Генерация ассоциативного ряда
Как известно, режиссер работает с художественными образами. Но собранная вами информация – это ещё не образ. Грубо говоря, дрова для костра вы сложили, но огня ещё нет. Как же его разжечь? И тут на помощь приходит еще один полезный «режиссерский» инструмент – генерация ассоциативного ряда. Это этап, на котором вы разрешаете вашим ассоциациям «свободно литься» вокруг темы, над которой вы работаете. Он позволит вам, как говорят в театре, «присвоить» тему, сделать её личной, вашей, уникальной, в которую вы верите и готовы отстаивать – ведь бывает и так, что заказчик уже «всё придумал» и стремится навязать вам свое готовое видение! Как это осуществить? К примеру, задумайтесь о слове «весна», и из глубин вашей памяти, ваших житейских впечатлений начнут всплывать на поверхность летучие ассоциации – вот легкие занавески трепещут на ветру, вот лужа, величиной в целый двор, и в её центре стоит маленький мальчик в красных резиновых сапогах, и этот мальчик (или девочка) – вы.
Не насилуйте себя, не стремитесь придумать сразу «круто и сложно», начните с самых прямых и очевидных ассоциаций – и они приведут за собой другие, более ёмкие, непрямые и глубокие, которые и натолкнут вас на «ключевой образ шоу», который впоследствии может стать и основой сценографического решения, и, в целом, «камертоном» всего вашего будущего проекта
На этом этапе очень помогают ментальные карты, они позволяют объединять идеи вместе. Как правило, группы идей склонны тяготеть к каким-то конкретным категориям, из которых вырастают концепции. Из этих категорий стоит выбрать такую, которая вызывает наибольший отклик в душе.
Творческая фантазия
Для организатора совершенно необходимо развивать фантазию. Для этого нужно смотреть фильмы, читать книги, интересоваться смежными областями, слушать лекции – это «мясо», база, из которой в будущем вы будете черпать идеи для проектов. Полезно также рассматривать фотографии других интересных мероприятий. Важно уметь разглядеть замысел режиссёра в красивой картинке, или хотя бы пытаться это делать. Стадионные шоу – всегда про плакатное искусство, но это не значит, что замысел режиссёра таких шоу примитивен.
Например, на Брегенцском фестивале сцена для оперы Кармен была оформлена гигантскими фигурами рук и летящих игральных карт. К чему это может отсылать? Например, к неотвратимости судьбы, рукам судьбы над головой человека. На концерте Rolling Stones фан-зона располагалась на «языке» внутри огромного рта – логотипа группы. Для фестиваля света, который проходил в Лужниках, мы в SAZONOVSTUDIO оформили сцену как римский амфитеатр. У нас была идея показать разрушенную некогда существовавшую и восстающую из небытия империю. На образ натолкнули советские барельефы на монументальном здании бассейна, рядом с которым располагалась площадка для проведения фестиваля.
Важно также учитывать окружающий ансамбль: на пустыре можно камуфлировать, на стадионе – имитировать некие образы, но если вокруг сцены находятся здания Расстрели, то приходится соответствовать уровню гениальности архитектора и вписывать свою сценографию внутрь так, чтобы архитектурный ансамбль работал «на вашу идею», а не на сопротивление ей, иначе вы рискуете проиграть.
Как презентовать идею заказчику?
После того, как появился ключевой образ, замысел, перед вами встаёт новая задача – донести его до заказчика и в конечном итоге воплотить в жизнь. Каждый клиент разный, ко всем нужен свой подход. Но есть несколько советов, которые могут помочь убедить заказчика:
- Вы должны быть подготовлены. Берите с собой картинки, заготовки, материалы. Помните, что вас будут слушать первые три минуты, и важно впечатлить заказчика вашей идеей за это время.
- Поймите боль заказчика. Иногда клиент говорит не то, что ему нужно на самом деле, и не стоит с ним соглашаться во всем. Тащите заказчика к тому, что ему на самом деле нужно.
- Записывайте то, что заказчик говорит вам. Это не просто вызовет доверие, но и поможет, если клиент вскользь упомянет какую-то важную мелочь. Она может оказаться важной
- Вдохновляйте, передавайте образы, задействуйте средства эмпатии и, главное, говорите на языке клиента, по-русски, без «фидбеков» и «брифов».
- Соглашайтесь.
- Будьте скромнее. Не хвалитесь чересчур активно тем, что похожие кейсы вы уже реализовывали для других крупных компаний. Заказчик может подумать, что ваши предложения не отличаются оригинальностью.
- Будьте убеждены в своём замысле и верьте в него.
Последний пункт – самый важный. Кроме непонимания и недоверия со стороны заказчика, перед вами может появиться множество других проблем. Недостаток денег, времени, нужных технологий, ограниченные возможности людей, в том числе ваши собственные ресурсы – «врагов» у вашего замысла будет предостаточно. Придётся корректировать концепцию, искать компромиссы – без этого никуда. Самое главное – отличать некритичные изменения от тех, что разрушат сердце вашего замысла.
Кстати, о том, как объяснить заказчику, какой декор ему нужен – здесь.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото превью: Брегенцский фестиваль, плавучая сцена, 2018, giornaledellamusica.it. Фестиваль «Алые Паруса» – «Event-Среда». Фото в материале: сцена Rolling Stones, 2005, independentmusicpromotions.com, сцена фестиваля «Круг Света», 2013 – «Event-Среда». Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования рекомендациям.
27.10.2020