Психология мероприятия: как бороться с эффектом перенасыщения. Отрывок из книги Виктории Матей
Как психология и нейронаука помогают организатору в вовлечении участников, и как предотвратить негативное влияние когнитивных искажений на впечатления о событии? Виктория Матей посвятила этим вопросам отдельную главу книги «10 принципов стратегического ивент-менеджмента. Как создавать мероприятия, на которые возвращаются». Пока издание только готовится к публикации. Портал Event LIVE публикует эксклюзивный фрагмент.
Виктория Матей,
автор книги «10 принципов стратегического ивент-менеджмента. Как создавать мероприятия, на которые возвращаются»
Виктория Матей – консультант по организации и участию в деловых мероприятиях, профессиональный организатор, сооснователь Matey Events – консалтинговой компании для тех, кто создает и проводит бизнес-события.
Виктория является обладателем международных премий Top100 Smart Women in Meetings по версии издания Smart Meetings, 2018 ChangeMaker по версии MeetingsNet, выпускницей университета Суррея по программе International Events Management с опытом работы в индустрии более 15 лет. Книга «10 принципов стратегического ивент-менеджмента. Как создавать мероприятия, на которые возвращаются» будет посвящена стратегическому подходу и применению психологических концепций в организации бизнес-событий. В издание включены примеры, кейсы и практические решения по созданию мероприятий, успешных в долгосрочной перспективе.
«Глава 7. Психология мероприятия. Междисциплинарный подход
Как бы хорошо вы ни знали ивент-менеджмент, в современных реалиях этого недостаточно. В то время, когда конференции перенимают черты фестивалей, появляется формат бизнес-шоу, когда программа формируется участниками и меняется на ходу, кругозор организатора просто не может ограничиваться теми темами, которые стояли в учебной программе университетов еще несколько лет назад. Чтобы создать осмысленное, захватывающее не по виду, а по сути, вдохновляющее на изменения, приносящее конкретные результаты из года в год мероприятие, пора обращаться к областям знаний, которые на первый взгляд кажутся совершенно далекими от организации деловых мероприятий. Тем не менее, в очень многих дисциплинах для организатора найдется немало полезного и применимого в ивенте.
Если мы не выходим за рамки своей собственной индустрии, то все, что нам остается – это копировать одни и те же принципы, которые рано или поздно перестанут приносить результат. Изучение же других сфер знаний и преломление этого опыта в своей практике очень часто может приводить к использованию свежих приёмов и идей, которые положительно скажутся на качестве мероприятия. Это своего рода «переопыление», которое приводит к неординарному подходу к созданию мероприятий и, как следствие, к совершенно другим результатам, как для организаторов, так и для участников.
Например, рассматривая опыт работы музеев с посетителями, я нахожу много общего между ивентом и музеем в задачах вовлечения аудитории и воздействия на ее поведение. Поэтому, когда я вижу описание эксперимента, проведенного в Peabody Essex Museum, который продемонстрировал, что если посетителю ставили определенную цель перед просмотром экспозиции, то это влияло на его поведение (он тратил в два раза больше времени на просмотр) и, соответственно, увеличивало степень вовлечения, – это приводит меня к идее использовать данный вывод в контексте мероприятия: что, если участник сессии будет получать некую задачу, направление, цель, до её начала, чтобы ещё больше заострить его внимание и повысить степень вовлечённости в контент?
Предлагаю рассмотреть такое использование методов из других сфер знания на свежайшем примере применения психологии и нейронауки, которое на наших глазах становится must-do в деловых мероприятиях.
В настоящее время психология мероприятия как элемент планирования – это уже данность, независимо от того, принимаете вы это или нет. В общем-то, гораздо удивительнее тот факт, что индустрия так долго шла к тому, чтобы использовать знания, взятые из когнитивной психологии, бихевиористики, психологии обучения, социальной психологии, психологии мотивации, нейропсихологии. Мероприятие, по сути, – это и площадка для наблюдений за тем, как действуют всевозможные психологические законы, и возможность использовать эти знания, чтобы получить гораздо более значимые результаты, как для организаторов, так и для участников. Почему важно?
- Мероприятие – это человеческое взаимодействие. Там, где оно есть, включаются механизмы, которые изучаются психологией и смежными науками, а значит, их знание поможет эффективнее организовать процессы взаимодействия (между участниками, между участниками и организаторами, внутри команды, между командой и многочисленными партнерами).
- Мероприятие – это получение новой информации. Чтобы это процесс был эффективен, необходимо знать, что помогает людям хорошо усваивать, обрабатывать, запоминать и использовать новое знание, фокусироваться, как работает наша память, что влияет на наше внимание, как избежать перенасыщения информацией.
- Мероприятие – это нетворкинг, общение людей, чаще всего незнакомых, с разным складом ума, темпераментом, между интровертами и экстравертами, при этом с уникальными личными и профессиональными задачами для общения. Чтобы сделать нетворкинг на мероприятии успешным, организаторы должны разбираться в том, какие форматы подходят для разных типов личности, использовать психометрику в дополнение к демографическому анализу аудитории.
- Мероприятие – это определенная кульминационная точка, момент, наполненный отличными от обычной жизни эмоциями. От того, насколько хорошо ощущал себя ваш участник, во многом зависит то, посетит ли он ваше мероприятие в следующий раз, расскажет ли он о нем своему кругу. Как работают наши эмоции, что вызывает определенные эмоции, как запланировать положительные эмоции? Психологией мероприятие буквально пронизано: от составления психологического портрета своей аудитории до формулирования таких вопросов, которые позволили бы получить вам максимально полезный фидбек, от использования определенных продуктов в меню, способствующих активности на сессиях, до создания нужного настроения с помощью музыки. Все это – психология мероприятия.
Эффекты и искажения
О психологических эффектах и когнитивных искажениях можно было бы, пожалуй, написать отдельную книгу. Чтобы лучше представить, почему, посмотрите на картинку: на ней представлен неполный (!) список когнитивных искажений:
Когнитивные искажения – это определенные закономерности, возникающие во время нашего взаимодействия с миром и друг с другом и объясняемые особенностями человеческого восприятия и работы его психики в целом. Каждый из нас испытывал влияние того или иного искажения на себе. Самый простой пример – эффект плацебо: человек, получая «пустышку» вместо лекарства, начинает чувствовать себя лучше, несмотря на объективное отсутствие лечебного эффекта – лишь благодаря своей уверенности в том, что он получает лечение. Перечислю наиболее часто встречающиеся и значимые для планирования мероприятия эффекты. В конце каждого описания я приведу несколько примеров, как тот или иной эффект можно использовать на практике – на пользу вашему мероприятию.
- Эффект перенасыщенности информацией
Этот эффект – признак нашего времени. Многие также наверняка знакомы с утверждением о том, что человек способен усвоить лишь определенную «норму» новой информации. Длинные тексты ушли в прошлое, им на смену пришли короткие, ёмкие фразы и факты, тщательно выверенные и отобранные: только самое важное.
Но самое интересное – это то, что перенасыщенность информацией – результат нашего собственного пристрастия. Иными словами, информация – это наркотик. Интернет, смартфоны и прочие технологические достижения лишь привели к тому, что у человека осталось не так много средств противостоять постоянному потреблению информации. И как результат: в определенный момент возникает усталость и отторжение: человеческий мозг просто не выдерживает такой постоянной нагрузки.
Кроме того, исследования подтверждают ещё одно интересное следствие эффекта: большой объём информации/вариантов выбора может с большей вероятностью привести к принятию неправильного решения. Интересно, не так ли? Если очень коротко и упрощённо, то мозг воспринимает отсутствие информации как неизвестность и стремится ее заполнить. Он также стремится получать все больше и больше информации. При этом изначально отсутствующую, а затем восполненную информацию он может «посчитать» более ценной. В результате мы принимаем решение, основываясь не на важных для выбора фактах, а на том, что не имеет большого значения для нашего выбора.
Практика
- Размещайте на сайте короткие и ёмкие описания деталей мероприятия. Старайтесь найти ту грань, при которой информации было бы не много и не мало, а ровно достаточно для принятия потенциальными участниками решения о его посещении. Иными словами, не вдавайтесь в пространные описания, но и не набрасывайте покров тайны.
- Не стремитесь заполнить эфир соцмедиа до отказа: таким образом можно добиться противоположного эффекта – ваши подписчики просто устанут от обилия информации о мероприятии. Кто-то отпишется, кто-то решит не участвовать вовсе. Значимая, регулярная, но не слишком частая информация относительно вашего мероприятия в соцсетях – это именно то, что нужно.
- Создавайте зоны отдыха на вашем мероприятии. Чем свежее голова вашего участника, тем лучше он воспримет следующего спикера и оставшуюся полезную информацию, а это значит, что он будет доволен вашим мероприятием.
- Оставьте часть важной информации для последующей коммуникации с участниками мероприятия (follow-up). Так она не потеряется и будет воспринята должным образом. Огромный бонус здесь ещё и в том, что ваш follow-up будет не просто формальностью («Спасибо, что вы с нами»), а станет действительно полезным сообщением.
[…]»
Книга «10 принципов стратегического ивент-менеджмента. Как создавать мероприятия, на которые возвращаются» будет опубликована в августе 2020 года.
Кстати, как управлять креативной командой? Мы нашли пять книг от психологов, бизнес-тренеров и предпринимателей.
Из черновиков Виктории Матей к изданию «10 принципов стратегического ивент-менеджмента. Как создавать мероприятия, на которые возвращаются». Фото: Pixabay.com, Simplified Pixabay License (может использоваться бесплатно для коммерческого и некоммерческого использования). Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
06.08.2020