Инфраструктура событий и инвестиции в качество: формирование отрасли начинается со стандартизации

Эффект от деятельности российской индустрии встреч пока оценивается существенно ниже, чем за рубежом – но наша отрасль относительно молода и только начинает официально формироваться. В рамках ПМЭФ в Санкт-Петербурге эксперты собрались на панельной дискуссии «Инфраструктура событий. Инвестиции в качество», где обсудили, как вложения в качество инфраструктуры событий обернутся заметным экономическим и нематериальным эффектом для страны. Как правило, качественные изменения по итогам проведения мероприятий затрагивают несколько направлений: качество событийной и рекреационной инфраструктуры, качество сервиса, аудитории и профессиональной подготовки кадров. Все это в конечном итоге влияет на уровень развития деловой среды региона и его инвестиционную политику.Event LIVE предлагает ознакомиться с основными тезисами спикеров и экспертов.
Максим Протасов, руководитель Российской системы качества (Роскачество)
- Британский институт стандартов BSI, определяющий политику в области стандартизации в мире, выделил два приоритетных направления в этой сфере: стандартизация услуг и «цифра» - IoT и прочее.
- В событийной отрасли до недавнего времени не было идеологии развития и плановой отраслевой политики. А формирование любой отрасли начинается со стандартизации. Базовый стандарт BSI для ивент индустрии разработали перед Олимпиадой в Лондоне-2012, что сформировало костяк отрасли. Нам предстоит локализация и гармонизация в стране стандартов ISО, что в будущем сделает нашу ивент отрасль привлекательнее для международных мероприятий
- Следующий шаг – определить, кто соответствует стандартам. Так появляется система добровольной сертификации, а за ней система рейтингования и публичного признания, то есть происходит самооздоровление отрасли.
- Для внедрения стандартов и бизнес-процессов у нас уже есть свои собственные инструменты и опыт. Некоторые бизнес-процедуры, дающие снижение себестоимости и лучший сервис, мы внедряем за бюджетный счет в российские предприятия. После того, как «нарастим скелет», создадим систему стандартизации и сертификации, мы включим ивент индустрию в список этих отраслей, где будут работать наши профессиональные аудиторы.
Элиф Балчи Фисуноглу, региональный директор по Европе Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA)
- Последние 15 лет индустрия растет гораздо быстрее, чем ожидалось. Нам нужна четкая система отчетности, так как в мире пока не понимают общей ценности этой отрасли и вложений в инфраструктуру, каких она требует. Чтобы понять, имеет ли смысл инвестировать в гостиницы и аэропорты, нужно видеть эффект, ради которого это делается. В некоторых странах отрасль поддерживают местные торгово-промышленные палаты, и это напрямую сказывается на уровне расходов делегатов.
- В 2017 году мы представили новый канал содействия отрасли – платформу Iceberg, партнерство для обмена опытом, исследованиями и лучшими практиками.
- В 2006 году ICCA впервые опубликовала глобальные стандарты по измерению воздействия мероприятий на национальные экономики. Это вдохновило другие страны на собственные исследования по нашей методике. За период с 2013 по 2016 год мы получили следующие данные со всего мира:
Страна | Экономический вклад | Рабочие места |
Австралия | 2 млрд долларов | 23 тысячи |
Дания | 3,5 млрд | 3 тысячи |
Таиланд | 6,5 млрд | 15 тысяч |
Канада | 23 млрд | 200 тысяч |
США | 845 млрд | 5 млн (прямой налоговый доход 100 млрд) |
Великобритания | 39 млрд | 500 тысяч |
Россия | 0,5 млрд (весь оборот отрасли) |
- Более 50% расходов делегатов в городе фактически направляются в отрасли экономики, связанные с индустрией встреч косвенно.
- Научная (академическая) выгода (academic Impact) от мероприятий измеряется в трех плоскостях – рост авторитета учреждений в научно-педагогическом сообществе, привлечение дополнительных средств, а также улучшение качества научных исследований и укрепление сетей сотрудничества в университетах.
Сергей Алексеев, вице-президент Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ)
- Американцы сегодня номер 1 в мире по выставочным площадям, и продают они объективно в 10 раз больше, чем мы. В одном Лас-Вегасе прошло 20 тысяч выставок. А мы создаем нашу индустрию с 1991 года, и видим нашу главную беду с советских времен – мы научились производить продукцию, а продавать и продвигать ее не умеем.
- Оборот российской выставочной индустрии в год - всего 500 млн. долларов, общемировой - 100 млрд. и 100 тысяч сотрудников. Для сравнения, выставочная компания Messe Frankfurt имеет оборот 800 млн., так что нам есть, куда расти.
- Исследование поведения байеров UFI выявило основные проблемы, влияющие на развитие выставок – геополитика с экономикой, цифровизация, кадры и конкуренция на рынке.
Марина Гунаре, профессор Балтийской международной академии, Латвия
- Частные вузы быстрее адаптируются к изменениям рынка, поэтому мы запустили программы по ивент менеджменту как специализацию в направлении туризма. Из-за междисциплинарного подхода было довольно сложно пройти аккредитацию
- Мы построили образование на принципе проектной деятельности и экономики впечатлений. Из 33 вузов на всю страну только 6 готовят ивент специалистов, и для больших мероприятий у нас почти нет кадров. Профстандартов по этой деятельности у нас стране тоже нет - как и в сфере туризма, и мы стараемся взять на вооружение то, что есть в Европе. Самые оптимальные стандарты, на которые можно опираться, разработаны в Британии.
- Мы опрашивали студентов, поступающих к нам на специальность «ивент менеджмент», почему они решили выбрать эту сферу. Ответы обескуражили: «Потому что у вас нет математики» и «Потому что я люблю путешествовать». Все это далеко от реального представления о работе в индустрии событий.
- Качество мероприятия складывается из 4 ключевых составляющих: качество кадров, качество идеи, качество площадки и качество посетителя
Марианна Геворски, глава управления развития и координации проектов Университета прикладных наук, Германия
- Срок жизни востребованных на рынке компетенций и знаний сокращается, обмен знаниями и процессами должен быть более динамичным, чтобы успеть готовить кадры и переквалифицировать их.
- В Германии тоже нет профстандартов, и вузам предоставлена достаточная автономия при разработке образовательных программ . И здесь наш первый шаг- узнать, чего хотят работодатели, плотно работать с бизнесом, иначе программы не будут востребованы на рынке образовательных услуг.
- Для нашей программы обучения «Ивент менеджмент и интертейнмент» очень важно, чтобы любое событие осталось в памяти на эмоциональном уровне. Мы разработали единственную в Германии программу «дизайн ивента». Чтобы научить студентов делать запоминающиеся события, мы приглашаем деятелей театрального искусства, и студенты с практиками делают настоящий live-project, проигрывая его по театральной схеме – со вступлением, кульминацией и финалом.
- Отдельно мы используем современные технологии оформления места, изучаем, как пространство воздействует на посетителя. Дизайн разрабатывается в компьютерных программах, позволяющих пройти по созданному пространству, посмотреть на него и понять, как он воздействует на людей.

Алексей Калачев, директор Ассоциациии «Национальное конгресс-бюро»
- Определяющим фактором у байеров при выборе дестинации является качество сервиса, кадров и инфраструктуры. На выставке IMEX во Франкфурте байеры часто задавали нам один и то же вопрос – а какой уровень подготовки и какие сертификаты есть у компаний, представляющих ваши дестинации?
- У нас нет профессиональных стандартов в ивент отрасли, и сегодня мы совместно с Роскачеством планируем сформировать их и внедрить в профессиональное сообщество.
- Остро стоит вопрос подготовки кадров. Несколько месяцев в регионах мы проводили стратегические сессии в формате роад-шоу, где рассказывали о своих возможностях. К сожалению, мы столкнулись с тем, что во многих регионах уровень подготовки специалистов оставляет желать лучшего. Поэтому мы совместно с российскими вузами разрабатываем методологию образовательных проектов. Внедрять проекты будем на базе этих вузов, ориентируясь на потребности компаний в регионах.
- Мероприятия – это не просто поступления в бюджет и рабочие места, это экспорт и импорт знаний и технологий, импульс развития тех отраслей, по тематике которых проходят эти мероприятия.

Феликс Мурийо, генеральный управляющий Four Seasons Hotel Lion Palace
- Один из первых отелей нашей сети мы создавали в Стамбуле в здании бывшей тюрьмы. Сегодня же мы ставим во всех наших отелях качество во главу угла. Так, за последний год мы внедрили инновацию - карточку баллов, KPI по сервису и качеству, чтобы определить, какой отель в сети лучший. И в начале этого года первую строчку занимал отель в Санкт-Петербурге.
- Качество для нас – во-первых, это процесс отбора не только компетенций потенциального сотрудника, но и его ценностей. Во-вторых – создание среды для работника, чтобы после найма он рос и развивался с нами каждый день.
Руслан Мирсаяпов, председатель государственного комитета по внешнеэкономическим связям, правительство Республики Башкортостан
- В нашей стране не так много городов с качественной конгрессной инфраструктурой. Инвестировать в нее - хороший задел для многих российских субъектов. Мы начали свой путь как раз с создания инфраструктуры.
- Если говорить про привлечение ротируемых мероприятий, то российские специалисты, которым не по карману добраться на международный конгресс, например, во Франкфурт, могут приехать в Ростов, Петербург или Уфу, и за меньшие деньги получить знания в своей сфере. Так мы внесем свой вклад в развитие науки, экономики и бизнеса в нашей стране
Мария Лагун, генеральный директор Конгресс-бюро Санкт-Петербурга
- Если посмотреть извне, то мы слышим не очень радостные отзывы жителей Петербурга в преддверии крупных событий в городе. Горожане не всегда понимают – зачем им очередной форум, и зачем мы так стараемся его привлечь. Важна вовлеченность каждого, чтобы мероприятия имело ценность не только для тех, кто внутри сферы и зарабатывает на этом деньги, но и для каждого жителя города. Например, интересны могут быть событийные мероприятия в рамках международных деловых событий. Пока мы пытаемся считать экономический эффект и думать о привлечении «снаружи», давайте также думать о гражданах, с которыми мы живем в одном городе.
Дарья Саламатова, директор Конгресс-центра ЦМТ
- В последние три года мы вложили много средств в создание мультимедийной среды по мировым стандартам, обновили номерной фонд перед FIFA. Но пока актуален вопрос: как вернуть инвестиции даже после успешного мероприятии на модернизованной площадке? У локального рынка нет таких бюджетов, которые потребовались нам, так что возврат вложений займет долгое время.
Анна Садовничая, заместитель генерального директора АО «Экспоцентр»
- Прямой эффект от нашей работы- 2,5 млрд. рублей налогов в год, косвенный - рабочие места.
Около 200 тысяч человек ежегодно участвуют и организуют выставки на нашей площадке, в год нас посещают 1,5 млн. профессиональных посетителей, из которых 7% - иностранные гости.
- Также мы считаем, что надо учить и готовить также потребителей услуг. Для этого мы запустили семинары «Эффективное участие в выставках», где бесплатно участникам рассказываем, как с пользой провести время на нашей площадке, и не потерять время и силы.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE, при перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна.
Фото в материале: Константин Збаровский, Facebook.
31.05.2018