Искусство зрелища: иммерсивность, корпоративный театр, плейбек

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Ряд технологий и жанров, появившихся в театре, сегодня успешно применяются на конференциях, тренингах и командообразующих мероприятиях. Поговорим о трех из них, а также о том, какие бизнес-задачи можно решить, перенося театр в ивенты. Рассказываем, как импровизационный театр улучшает коммуникацию в команде, чем отличаются иммерсивные мероприятия от костюмированных ивентов, и зачем ставить спектакль с гендиректором в главной роли.

Полное погружение: иммерсивные ивенты

С характеристикой «иммерсивный» многие в России познакомились в 2016 году – с премьерой шоу «Вернувшиеся». От обычного спектакля постановку по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения» отличали неожиданные приёмы, которые были призваны сломить четвёртую стену и, в конечном итоге, впечатлить зрителей. Позже их взяли на вооружение и организаторы мероприятий.

  • Особенная площадка и квестовая механика

«Вернувшиеся» обитали в стенах дореволюционного особняка. Большое количество помещений и комнат организаторы дополнили потайными лабиринтами и дверями. Зрители самостоятельно исследовали пространство – перемещались между локациями, следовали за актёрами или оставались следить за происходящим в одной комнате. Создатели шоу отмечали, что такой подход позволил сделать впечатления каждого участника по-настоящему уникальными.

  • Действия «привязаны» к локациям и маршрутам

Постановка отличалась нелинейным повествованием. В среднем зрители проводили в особняке от часа до трёх, но если сыграть все эпизоды подряд, то шоу растянулось бы на 9 часов.

  • Актёры активно взаимодействуют со зрителями

Зритель становится как бы невольным свидетелем происходящего, вблизи наблюдая за разворачивающейся драмой. Порой актёры брали участников за руки, приглашали выпить и увлекали за собой в другие локации.

Иммерсивные события стали по-настоящему новым словом в индустрии развлечений и быстро перекочевали в арсенал организаторов. Кроме того, формат предполагает максимальное вовлечение участников в происходящее, что и оценили ивентеры.

Speaker

Андрей Кугаевский, генеральный продюсер компании Immersive-Event:

Первое и самое главное, что отличает иммерсив от обычного театрализованного или костюмированного праздника – это сюжет. Нужны увлекательные коллизии, завязки, развязки и кульминация. Востребованность необычного «осмысленного» праздника только начинает набирать обороты. Клиенты, заказывающие такой формат, стремятся удивить и восхитить своих гостей, и это им удаётся. Однако воплотить такой формат непросто: подготовка иммерсивных мероприятий требуют знаний специальной режиссуры, специфических навыков у актеров и пр.

«Иммерсивный формат не всегда полноценно реализуется за счет своей дороговизны, – подтверждает Алиса Гущина, исполнительный директор, соучредитель агентства «Инженеры события». По её словам, на иммерсивных мероприятиях вовлечение достигает такого уровня, который недоступен даже иммерсивным спектаклям. Это достигается с помощью передачи проактивной роли участнику и вовлечением в квест-игры.

Speaker

Алиса Гущина, исполнительный директор, соучредитель агентства «Инженеры события»:

Наша задача – погрузить гостей в созданный мир настолько, чтобы они ощутили себя его неотъемлемой частью, например, героями, волшебниками. Решающую роль играет гость, поэтому и механика такого мероприятия сложнее. Нам, как организаторам, нужно быть во всеоружии и быстро реагировать.

Однажды мы проводили иммерсивное мероприятие для крупной интернациональной компании. Главной задачей вечеринки было удивить людей, у которых уже всё было (вечеринки в компании проводятся несколько раз в месяц). Мы решили достичь нужного эффекта, погрузив гостей в мир магии. Вовлечение участников начиналось задолго до мероприятия – каждый из них получил настоящее приглашение в стиле письма из школы чародейства и волшебства Хогвартс. Дата, время и место проведения мероприятия было написано прозрачными чернилами, которые проявлялись в темноте.

Но иммерсивность заключалась не только в декоре площадки и механике программы. Всё пространство площадки мероприятия было разделено на залы тёмной, светлой магии и школу волшебства. На протяжении первой части вечера для гостей проходила квест-игра. В качестве ведущих этапов игры мы пригласили не актёров, а косплееров, поскольку они глубже погружены в мир своих персонажей и создают идеальные образы, копируют их характеры. Гости выполняли задания из известных фильмов и игр, решали схожие загадки. Это помогло максимально погрузить их в атмосферу и программу.

Photo «Immersive Event»
Photo «Инженеры события»

Иммерсивный подход помогает не только развлечь участников, но и решить множество задач в игровой форме. Например, укрепить деловые связи, настроить партнёров на продуктивный контакт, показать бизнес-возможности сквозь творческую призму или сплотить между собой сотрудников компании путём создания уникального опыта.

По ту сторону рампы: корпоративный театр

Существуют и такие форматы мероприятий, которые погружают участников не во вселенную любимых персонажей, а напрямую – в мир театра. В их число входят корпоративные спектакли.

Актёрами в таких постановках становятся сотрудники компании-заказчика, а руководство процессом берут на себя профессиональные театральные деятели. Подготовка подобного мероприятия может занять месяцы, а по итогам спектакля часто проводится общее обсуждение вместе со зрителями и участниками постановки.

Speaker

Дмитрий Калантаров, продюсер премии и фестиваля «Музыкальное сердце России»:

По большому счету, корпоративные постановки – это тот же самый спектакль, какой можно увидеть в театре. Главное отличие касается зрительного зала: в нём обычно присутствуют партнёры и сотрудники компании, а также их родственники. Если спектакль ставится силами крупного градообразующего предприятия, на постановку приглашают жителей города. Важно, чтобы у зрителей создавалось ощущение сопричастности с людьми на сцене, это помогает им сопереживать и радоваться их успеху.

Руководители компаний также выбирают формат корпоративных спектаклей, для того чтобы раскрыть творческий потенциал своих работников и помочь их личностному росту. В процессе репетиций сотрудники учатся владеть своим голосом и телом, работать с эмоциями. Для некоторых из них участие в постановке может стать исполнением большой мечты или толчком к изменениям.

Speaker

Руслан Кутлыев, главный режиссёр театрального онлайн-проекта The-a-Ter:

Мы организовываем постановки для бизнес-клуба, куда входят руководители корпораций из самых разных сфер. Они понимают, что успех часто зависит от выхода из зоны комфорта, умения выстроить коммуникацию и погружения в состояние потока. Всё это можно получить в онлайн-театре, видя себя и других в совершенно новых ролях и гранях. Бизнесмены делятся с нами, что после спектакля они получают неожиданные инсайты, меняется взгляд на себя и других. "Входил в проект без особых ожиданий, со скепсисом, а он оказался трансформацией, после которой пересмотрел свои приоритеты, увидел новые возможности там, где раньше не подозревал" - такие живые отклики мы получаем постоянно!

Корпоративные спектакли могут стать инструментом, который позволит объяснить изменившуюся структуру компании или представить сотрудникам только что назначенный топ-менеджмент. Репетиционный процесс, необходимость предугадывать реакции, считывать интонации, побуждать ответные эмоции – всё это развивает внутрикорпоративные связи. Ведь на сцене, как и в любой командной работе, важно не быть звездой, а работать на общий результат.

«Это помогает разглядеть в людях, с которыми ты работаешь каждый день, а возможно, видишь раз в год – личность с определённым потенциалом и компетенциями», - подтверждает Дмитрий Калантаров.

Театральный онлайн-проект «The-a-Ter»
Photo Театр импровизаций Playback#01

Эффект зеркала: плейбек-театр (Playback)

Театральные технологии применяются также на мероприятиях в жанре плейбек, и для их проведения не нужны многочисленные репетиции. Все дело в том, что плейбек-театр основан на импровизации. На таком представлении участники делятся своими личными историями, а актёры воплощают эти рассказы на сцене, отражая чувства, эмоции и переживания, расширяя смысл и показывая всю картину целиком. Плейбек – самый "ивентерский" из театральных жанров, он изначально задумывался для работы на мероприятиях – в образовательных учреждениях, больницах, тюрьмах; в работе с беженцами и особыми сообществами, после катастроф и стихийных бедствий.

Сегодня плейбек-театр используется как формат для командообразующих мероприятий, на открытии и закрытии конференций, в групповых дискуссиях. Такие шоу проводятся как в онлайне, так и в офлайне или гибридном формате. Даже через экран ZOOM постановка производит на участников большой эмоциональный эффект.

Несмотря на то, что основой плейбек-постановки является импровизация, у этого мероприятия всё же есть сценарий и тема, которую заранее выбирают вместе с заказчиком. Организаторы выделяют ключевые вопросы – они и определят русло будущего перформанса . Вопросы залу задаёт кондактор – ведущий постановки, который выступает связующим звеном между зрителями и артистами.

Speaker

Нина Гарбузова, со-основатель Бизнес-театра Playback01, актриса:

Частый вопрос заказчика: "А что, если никто не захочет рассказывать истории?" Но такого как правило не бывает, мы создаем атмосферу доверия и безопасности, в которой людям комфортно делиться своими историями. При подготовке корпоративного мероприятия мы разрабатываем только скрипт ведущего (кондактора) и не просим зрителей готовить рассказы заранее. Актёры также не знают истории, которые им расскажут участники, и чутко реагируют на запрос аудитории. Если по ходу перформанса происходит что-то неожиданное, артисты учитывают это и обыгрывают на сцене. Импровизация создаёт wow-эффект, который вызывает у зрителя бурю эмоций и заставляет по-новому взглянуть на обсуждаемую тему.

Организовать плейбек-шоу можно в конференц-зале, офисе или площадке типа black box. Перформанс не требует декораций или реквизита. Всё, что нужно актёрам – четыре стула на сцене. Если зрителей больше 80 человек, также потребуются микрофоны-гарнитуры. В среднем такая постановка длится около 1,5 часов.

Кстати, мы рассказывали о том, как развивалось искусство декораций: от древнегреческих Дионисий до современных фестивалей

Большое значение играет музыка – в плейбек-театре она всегда живая. С артистами выступают музыканты-импровизаторы, которые по-своему интерпретируют историю с помощью инструментов. Иногда их выступления придают перформансу неожиданную интонацию или даже меняют его ход.

Speaker

Ольга Смирнова-Кольцова, актриса, ведущая перформансов, со-основатель Бизнес-театра Playback01:

Мы воспринимаем чужие переживания и эмоции совсем по-другому, когда не просто слышим чью-то историю, а видим ее, воплощенную на сцене. Через зеркальные нейроны зритель может ощутить себя героем такой истории, осознать, что она и про него тоже. Это рождает отклик, помогает наладить связи между людьми и даже выстроить сообщество.

Жанр плейбек-театра тесно связан с психологией. Часто такие перформансы сравнивают с методом системных расстановок – психотерапевтической техникой, разработанной Бертом Хеллингером. В расстановках тоже «проживаются» ситуации и озвучивается позиция всех её участников. «На первый взгляд расстановки и плейбек-театр похожи друг на друга, но задачи у этих мероприятий отличаются, – объясняет Нина Гарбузова, – Организаторы плейбек-перформансов не ставят перед собой задачу исцелить психологические травмы. Мы не «копаемся» в чужом прошлом, не ищем причины поведения зрителей и не предлагаем готовое решение. Однако плейбек-выступления действительно оказывают некий позитивный психологический эффект. Из-за этого интересно наблюдать не только за работой актёров, но и эмоциями того человека, чью историю они отыгрывают».

Выматывающая рутина и потеря смысла, выгорание, высокий стресс от неопределённости – проблемы, которые помогает проработать плейбек-перформанс. Также представление позволяет процесс внедрения новых ценностей и корпоративных стандартов. Но ключевая задача, на которую направлена деятельность плейбек-коллективов, – наладить экологичное взаимодействие в команде.

«Однажды к нам обратилась IT-компания, сотрудники которой столкнулись с трудностями при внедрении проекта. Режим удалённой работы и разобщённость команды стали причинами конфликта. Наш перформанс был направлен на то, чтобы подсветить скрытые эмоции, признать проблему и вернуть команду в рабочее состояние. Выступление вызвало сильную реакцию. Участники узнавали себя в чужих историях, понимали, что у них намного больше общего, чем им казалось. И в результате команда смогла договориться и двинуться дальше», – вспоминает Ольга Смирнова-Кольцова.

Иногда плейбек-выступления актёров дополняются скетчами от сотрудников компании на актуальные темы. Например, если стоит задача наладить коммуникацию, сотрудников могут попросить сыграть, какими они представляют коллег из другого отдела. Кроме перформансов артисты плейбек-театра проводят мастер-классы для сотрудников компаний, чтобы развить лидерские качества и применять принципы импровизации – не спорить, не отрицать вклад коллег, а поддерживать предложенные идеи, дополнять и раскрывать их.

Photo
Photo
Перформансы театра Playback #01

13.07.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности