Из Бордо в онлайн. Как сохранить атмосферу и монетизировать виртуальный кинофестиваль

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


«Вечера российского кино в Бордо» – это отечественное кино на большом экране, душевная обстановка, дебаты кинодеятелей и камерный киноклуб. Как организаторам удалось перенести в онлайн атмосферу мероприятия и его разнородные активности? Что дороже – аренда кинотеатра в Бордо или платформа для онлайн-участия? Как защищали уникальный фестивальный контент от пиратства? И почему зритель должен заплатить за просмотр хотя бы один евро? Ответами на эти вопросы с нами поделилась Директор кинофестиваля Дарья Цуканова.

Speaker

Дарья Цуканова,
директор фестиваля «Вечера российского кино в Бордо»

- С чего начались фестиваль «Вечера российского кино в Бордо?»

В 2009 году, когда мероприятие впервые состоялось, его трудно было назвать фестивалем. На тот момент я обучалась в университете Бордо, и наш профессор кино предложил нам дипломный проект на выбор. Я выбрала организовать мероприятие. Тогда профессор дал мне совет: «Дарья, не планируйте ничего масштабного, сделайте маленькое, доброе и уютное мероприятие, как если бы вы приглашали к себе друзей. Подумайте, как доставить им удовольствие? Что показать перед фильмом, как их встретить, чем угостить, какую музыку использовать? В такой дружеской атмосфере прошли первые «Вечера российского кино в Бордо». Проект оказался очень успешным: кинотеатр предоставил нам зал на 200 мест, а пришло 400 человек. К счастью, нам удалось договориться об использовании второго зала. Чтобы все желающие смогли увидеть фильм, пришлось приносить в кинозал дополнительные стулья. В тот год мы также устроили коктейль с русскими блюдами и провели дебаты со специалистами по документальному кино из Франции и России.

Уже на следующий год мероприятие проходило на пяти площадках, а в гости к нам приехала делегация от «Ленфильма». Постепенно фестиваль расширялся, и теперь в программу мероприятия входят встречи в Киноклубе «Вечера российского кино в Бордо», работа со студентами, которые изучают русский язык во Франции. Также появилось Ателье по переводу и субсидированию фильмов – французская публика предпочитает смотреть кино именно с субтитрами и только на родном языке. А ещё в рамках кинофестиваля проводится конкурс короткого и среднего метра «In Ciné Veritas», в котором могут участвовать студенты и начинающие режиссёры из России, Франции, стран СНГ и Балканского полуострова.

- Выходит, что студенческий проект вырос в большое городское событие с международными связями. Удалось ли сохранить камерную атмосферу кинофестиваля?

Проект действительно разросся. В 2021 году Министерство иностранных дел Франции включило «Вечера российского кино в Бордо» в программу мероприятий, посвящённых Перекрёстному году межрегионального сотрудничества между нашими странами. Мы стали одним из 19 проектов, попавших в программу мероприятий Перекрёстного года, и очень гордимся этим. Мы делаем всё, чтобы сохранить ту домашнюю, непринуждённую атмосферу, как на первых «Вечерах» больше 10 лет назад. Гости фестиваля – молодые ребята и маститые профессионалы – говорят, что у нас получается.

- Из-за пандемии в 2020 году многие события, намеченные к проведению в Европе, были перенесены на последующие годы. Только малая часть из запланированных мероприятий прошла в онлайне. Как вы решились на полноценный перенос?

Большинство организаторов кинофестивалей считает, что событие должно проходить только в офлайне, в формате живых встреч с показами на большом экране. Эта позиция кажется нам несколько консервативной. Безусловно, в онлайне испытать те эмоции, которые появляются во время просмотра фильма в зале, невозможно. Тем не менее опыт переноса кинофестиваля в онлайн подарил нам массу преимуществ и возможностей. «Вечера российского кино в Бордо» стали единственным фестивалем русского кино во Франции, который полностью прошёл в онлайне.

Photo Photo

- Как вы оцениваете результаты эксперимента?

Мы расширили аудиторию зрителей – фильмы посмотрели около пяти тысяч человек. Среди них были не только русские и французы, но и жители Канады, США и бывших союзных республик СССР. Также онлайн-формат дал нам возможность сократить траты на главную статью расходов – сопровождение делегаций кинодеятелей. Это позволило нам вовремя и в полном объёме выплатить достойные зарплаты команде организаторов фестиваля. Благодаря онлайн-формату к нашим традиционным кино-дебатам подключились создатели фильмов из самых разных точек земного шара. Например, авторы фильма «Я свободен» выходили с нами на связь из Магадана, Москвы, Петербурга, Тулуза, Парижа, США… В офлайне собрать этих людей вместе было бы невозможно.

Благодаря дистанционному формату работы в нашей команде смогло остаться большинство тех ребят, которые участвовали в фестивале в 2019 году и уже уехали в Россию. Технологии позволили нам остаться большой фестивальной семьей, и это помогает нам в подготовке масштабного мероприятия. Освоение нового опыта также сильно сплачивает команду.

- Удалось адаптировать другие активности фестиваля к онлайну?

- Встречи киноклуба полностью прошли в онлайн-режиме. Вручение премий конкурса «In Ciné Veritas» также состоялось бесконтактно. Но победители очень ждут живой встречи, хотят получить дипломы и подарки от партнёров. И потом у нас есть традиция организовывать «Эхо фестиваля» – показы победителей конкурса в Русском доме науки и культуры в Париже и Центре документального кино в России. Мы решили подождать с его проведением и вручением.

- Как выглядела платформа для проведения кинофестиваля в онлайне? Как были организованы просмотры?

Единым окном для участников стал сайт «Вечеров российского кино в Бордо», его мы превратили в онлайн-кинотеатр. Для других активностей наши технические партнёры предоставили специальную платформу. Там мы организовали продажу билетов и кинодебаты. Изначально мы хотели выводить трансляцию на YouTube, но на этой платформе оказалось невозможным внедрить синхронный перевод и выбор языка. Поэтому от идеи пришлось отказаться.

- Была ли предусмотрена защита авторских прав?

Все показы проходили в режиме стриминга без возможности скачивания фильма. Этот аспект очень важен, так как многие из показанных фильмов ещё не вышли в прокат. Для участия в фестивале каждый зритель обязан был оставить свои данные – имя, e-mail и телефон. Также платформа фиксировала IP-адреса участников. А кинопоказы сопровождались вотермаркой «Вечеров российского кино в Бордо». Это поможет отследить виновного, если какой-либо из фильмов будет использован повторно.

- Был ли предусмотрен нетворкинг? Какие меры предпринимались для вовлечения зрителей?

Преимущество участия в кинофестивалях состоит в том, что у тебя есть возможность задать вопрос съёмочной группе и кинокритикам, проанализировать свои впечатления от фильма и поделиться ими. Нам удалось сохранить эту возможность благодаря чату. В нём зрители обменивались комментариями к фильмам, передавали вопросы для их создателей.

Интеракция очень важна. Человек смотрит кино совсем другим взглядом, если ему предоставляют возможность задать вопросы авторам и обсудить с ними фильм. Когда мнение автора и зрителя выносится на первый план – это рождает то самое вовлечение и ощущение причастности к зрелищу.

Photo
Photo

- Удалось ли монетизировать фестиваль? Какая система была выбрана для монетизации?

- Мы предоставляли доступ к просмотру фильмов за более низкую стоимость, чем в предыдущие годы. В первую очередь, потому что люди неохотно относятся к покупке онлайн-билетов. В основном зрители присоединялись по промокодам, приглашениям и пр.

Было много трудностей, много времени ушло на настройку касс и выбор партнёров. Нужно было сделать схему покупки билетов удобной как из России, так и из Франции, внедрить возможность оплаты в двух валютах. Французы отказывались покупать билеты через российские банки – они часто попадают в чёрные списки в Европе. Покупательская способность у зрителей из разных стран тоже отличалась. Тогда мы попробовали внедрить систему пожертвований, чтобы смотреть фильмы можно было за донаты. Но такой подход требует постоянных напоминаний и просьб прислать пожертвования. Нам не хотелось, чтобы это влияло на атмосферу фестиваля. В итоге систему донатов мы внедрили только для участников Киноклуба – доступ к нему был бесплатным после обязательной регистрации.

По большому счету расходы в онлайне не слишком отличаются от обычных расходов при проведении фестиваля в офлайне. Например, стоимость внедрения системы продажи билетов можно соотнести с арендой кинотеатра. В связи с этим возникает вопрос, за что человек готов платить деньги в онлайне? Выяснилось, что зрители обычно смотрят фильмы с телефона в разрешении 480p, а значит нам не стоит тратить ресурсы на загрузку фильмов на сайт в формате HD. Качество трансляции тоже может оказаться разным – это зависит от скорости Интернет-соединения у зрителя. Как обеспечить ему качество услуги взамен на купленный билет – без сбоев и просадок? Простого ответа нет.

- Как пройдут «Вечера российского кино в Бордо» в 2021 году? Планируете ли вы использовать приобретённый опыт?

Программа вакцинации во Франции продвигается активными темпами, и мы надеемся, что кинофестиваль состоится в традиционном формате. Но отставлять в сторону полученный опыт мы не собираемся. Даже если все активности мы сможем провести в офлайне, необходимо сохранить телемосты – они помогут нам сделать дебаты с создателями фильмов интереснее и разнообразнее. Также мы хотим организовать трансляцию фильмов в онлайне параллельно с их показом на кинофестивале. Но пока не уверены, получится ли это – нам важно сохранить ощущение эксклюзивности. В 2020 году фестиваль стал практически бесплатным, но это позволило нам расширить аудиторию проекта, укрепить его репутацию и приобрести новые навыки. А это дорогого стоит.


18.05.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелищ искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности