Из Бордо в онлайн. Как сохранить атмосферу и монетизировать виртуальный кинофестиваль

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


«Вечера российского кино в Бордо» – это отечественное кино на большом экране, душевная обстановка, дебаты кинодеятелей и камерный киноклуб. Как организаторам удалось перенести в онлайн атмосферу мероприятия и его разнородные активности? Что дороже – аренда кинотеатра в Бордо или платформа для онлайн-участия? Как защищали уникальный фестивальный контент от пиратства? И почему зритель должен заплатить за просмотр хотя бы один евро? Ответами на эти вопросы с нами поделилась Директор кинофестиваля Дарья Цуканова.

Speaker

Дарья Цуканова,
директор фестиваля «Вечера российского кино в Бордо»

- С чего начались фестиваль «Вечера российского кино в Бордо?»

В 2009 году, когда мероприятие впервые состоялось, его трудно было назвать фестивалем. На тот момент я обучалась в университете Бордо, и наш профессор кино предложил нам дипломный проект на выбор. Я выбрала организовать мероприятие. Тогда профессор дал мне совет: «Дарья, не планируйте ничего масштабного, сделайте маленькое, доброе и уютное мероприятие, как если бы вы приглашали к себе друзей. Подумайте, как доставить им удовольствие? Что показать перед фильмом, как их встретить, чем угостить, какую музыку использовать? В такой дружеской атмосфере прошли первые «Вечера российского кино в Бордо». Проект оказался очень успешным: кинотеатр предоставил нам зал на 200 мест, а пришло 400 человек. К счастью, нам удалось договориться об использовании второго зала. Чтобы все желающие смогли увидеть фильм, пришлось приносить в кинозал дополнительные стулья. В тот год мы также устроили коктейль с русскими блюдами и провели дебаты со специалистами по документальному кино из Франции и России.

Уже на следующий год мероприятие проходило на пяти площадках, а в гости к нам приехала делегация от «Ленфильма». Постепенно фестиваль расширялся, и теперь в программу мероприятия входят встречи в Киноклубе «Вечера российского кино в Бордо», работа со студентами, которые изучают русский язык во Франции. Также появилось Ателье по переводу и субсидированию фильмов – французская публика предпочитает смотреть кино именно с субтитрами и только на родном языке. А ещё в рамках кинофестиваля проводится конкурс короткого и среднего метра «In Ciné Veritas», в котором могут участвовать студенты и начинающие режиссёры из России, Франции, стран СНГ и Балканского полуострова.

- Выходит, что студенческий проект вырос в большое городское событие с международными связями. Удалось ли сохранить камерную атмосферу кинофестиваля?

Проект действительно разросся. В 2021 году Министерство иностранных дел Франции включило «Вечера российского кино в Бордо» в программу мероприятий, посвящённых Перекрёстному году межрегионального сотрудничества между нашими странами. Мы стали одним из 19 проектов, попавших в программу мероприятий Перекрёстного года, и очень гордимся этим. Мы делаем всё, чтобы сохранить ту домашнюю, непринуждённую атмосферу, как на первых «Вечерах» больше 10 лет назад. Гости фестиваля – молодые ребята и маститые профессионалы – говорят, что у нас получается.

- Из-за пандемии в 2020 году многие события, намеченные к проведению в Европе, были перенесены на последующие годы. Только малая часть из запланированных мероприятий прошла в онлайне. Как вы решились на полноценный перенос?

Большинство организаторов кинофестивалей считает, что событие должно проходить только в офлайне, в формате живых встреч с показами на большом экране. Эта позиция кажется нам несколько консервативной. Безусловно, в онлайне испытать те эмоции, которые появляются во время просмотра фильма в зале, невозможно. Тем не менее опыт переноса кинофестиваля в онлайн подарил нам массу преимуществ и возможностей. «Вечера российского кино в Бордо» стали единственным фестивалем русского кино во Франции, который полностью прошёл в онлайне.

Photo Photo

- Как вы оцениваете результаты эксперимента?

Мы расширили аудиторию зрителей – фильмы посмотрели около пяти тысяч человек. Среди них были не только русские и французы, но и жители Канады, США и бывших союзных республик СССР. Также онлайн-формат дал нам возможность сократить траты на главную статью расходов – сопровождение делегаций кинодеятелей. Это позволило нам вовремя и в полном объёме выплатить достойные зарплаты команде организаторов фестиваля. Благодаря онлайн-формату к нашим традиционным кино-дебатам подключились создатели фильмов из самых разных точек земного шара. Например, авторы фильма «Я свободен» выходили с нами на связь из Магадана, Москвы, Петербурга, Тулуза, Парижа, США… В офлайне собрать этих людей вместе было бы невозможно.

Благодаря дистанционному формату работы в нашей команде смогло остаться большинство тех ребят, которые участвовали в фестивале в 2019 году и уже уехали в Россию. Технологии позволили нам остаться большой фестивальной семьей, и это помогает нам в подготовке масштабного мероприятия. Освоение нового опыта также сильно сплачивает команду.

- Удалось адаптировать другие активности фестиваля к онлайну?

- Встречи киноклуба полностью прошли в онлайн-режиме. Вручение премий конкурса «In Ciné Veritas» также состоялось бесконтактно. Но победители очень ждут живой встречи, хотят получить дипломы и подарки от партнёров. И потом у нас есть традиция организовывать «Эхо фестиваля» – показы победителей конкурса в Русском доме науки и культуры в Париже и Центре документального кино в России. Мы решили подождать с его проведением и вручением.

- Как выглядела платформа для проведения кинофестиваля в онлайне? Как были организованы просмотры?

Единым окном для участников стал сайт «Вечеров российского кино в Бордо», его мы превратили в онлайн-кинотеатр. Для других активностей наши технические партнёры предоставили специальную платформу. Там мы организовали продажу билетов и кинодебаты. Изначально мы хотели выводить трансляцию на YouTube, но на этой платформе оказалось невозможным внедрить синхронный перевод и выбор языка. Поэтому от идеи пришлось отказаться.

- Была ли предусмотрена защита авторских прав?

Все показы проходили в режиме стриминга без возможности скачивания фильма. Этот аспект очень важен, так как многие из показанных фильмов ещё не вышли в прокат. Для участия в фестивале каждый зритель обязан был оставить свои данные – имя, e-mail и телефон. Также платформа фиксировала IP-адреса участников. А кинопоказы сопровождались вотермаркой «Вечеров российского кино в Бордо». Это поможет отследить виновного, если какой-либо из фильмов будет использован повторно.

- Был ли предусмотрен нетворкинг? Какие меры предпринимались для вовлечения зрителей?

Преимущество участия в кинофестивалях состоит в том, что у тебя есть возможность задать вопрос съёмочной группе и кинокритикам, проанализировать свои впечатления от фильма и поделиться ими. Нам удалось сохранить эту возможность благодаря чату. В нём зрители обменивались комментариями к фильмам, передавали вопросы для их создателей.

Интеракция очень важна. Человек смотрит кино совсем другим взглядом, если ему предоставляют возможность задать вопросы авторам и обсудить с ними фильм. Когда мнение автора и зрителя выносится на первый план – это рождает то самое вовлечение и ощущение причастности к зрелищу.

Photo
Photo

- Удалось ли монетизировать фестиваль? Какая система была выбрана для монетизации?

- Мы предоставляли доступ к просмотру фильмов за более низкую стоимость, чем в предыдущие годы. В первую очередь, потому что люди неохотно относятся к покупке онлайн-билетов. В основном зрители присоединялись по промокодам, приглашениям и пр.

Было много трудностей, много времени ушло на настройку касс и выбор партнёров. Нужно было сделать схему покупки билетов удобной как из России, так и из Франции, внедрить возможность оплаты в двух валютах. Французы отказывались покупать билеты через российские банки – они часто попадают в чёрные списки в Европе. Покупательская способность у зрителей из разных стран тоже отличалась. Тогда мы попробовали внедрить систему пожертвований, чтобы смотреть фильмы можно было за донаты. Но такой подход требует постоянных напоминаний и просьб прислать пожертвования. Нам не хотелось, чтобы это влияло на атмосферу фестиваля. В итоге систему донатов мы внедрили только для участников Киноклуба – доступ к нему был бесплатным после обязательной регистрации.

По большому счету расходы в онлайне не слишком отличаются от обычных расходов при проведении фестиваля в офлайне. Например, стоимость внедрения системы продажи билетов можно соотнести с арендой кинотеатра. В связи с этим возникает вопрос, за что человек готов платить деньги в онлайне? Выяснилось, что зрители обычно смотрят фильмы с телефона в разрешении 480p, а значит нам не стоит тратить ресурсы на загрузку фильмов на сайт в формате HD. Качество трансляции тоже может оказаться разным – это зависит от скорости Интернет-соединения у зрителя. Как обеспечить ему качество услуги взамен на купленный билет – без сбоев и просадок? Простого ответа нет.

- Как пройдут «Вечера российского кино в Бордо» в 2021 году? Планируете ли вы использовать приобретённый опыт?

Программа вакцинации во Франции продвигается активными темпами, и мы надеемся, что кинофестиваль состоится в традиционном формате. Но отставлять в сторону полученный опыт мы не собираемся. Даже если все активности мы сможем провести в офлайне, необходимо сохранить телемосты – они помогут нам сделать дебаты с создателями фильмов интереснее и разнообразнее. Также мы хотим организовать трансляцию фильмов в онлайне параллельно с их показом на кинофестивале. Но пока не уверены, получится ли это – нам важно сохранить ощущение эксклюзивности. В 2020 году фестиваль стал практически бесплатным, но это позволило нам расширить аудиторию проекта, укрепить его репутацию и приобрести новые навыки. А это дорогого стоит.


18.05.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности