«Моменты не повторяются. Ловить кадр надо здесь и сейчас», - Анатолий Ларионов, оператор мероприятий

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


С появлением онлайн и гибридного форматов без помощи операторов не проходит ни одно событие. Именно от их профессионализма зависит, каким участники увидят результат трудов организаторов. Как отличить по-настоящему опытного оператора от новичка? Какие ошибки приводят к провалу во время трансляции? И как быть, если техника отказывается работать? На вопросы портала Event LIVE ответил Анатолий Ларионов, главный оператор телеканала «Санкт-Петербург».

Speaker

Анатолий Ларионов,
главный оператор-постановщик телеканала «Санкт-Петербург» и ведущий оператор массовых мероприятий (Международный конкурс имени П. И. Чайковского, фестиваль «Алые Паруса», парады в честь Дня Победы, шествие «Бессмертный полк», День города в Санкт-Петербурге, шоу «Поющие мосты»), трансляции концертных шоу группы «Ленинград», прямых включений с пленарных заседаний Юридического форума, руководитель Открытой студии канала «Санкт-Петербург» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

- Какие задачи стоят перед оператором события?

Главная задача оператора – показать мероприятие тем, кто не может на нём присутствовать лично. Именно с этого начиналось телевидение, оно плоть от плоти – трансляция мероприятий, будь то съезд партии, Парад Победы или музыкальное шоу на Дворцовой.

Работа на масштабном мероприятии подразумевает многокамерную съёмку, которую осуществляет целая команда операторов. У каждого из них свои задачи. Картинка должна быть понятна и логична. Если это парад, то операторы показывают зрителей на трибунах, марширующую колонну, президиум и первых лиц. Если это концерт, то снимать будут слушателей, барабанщика, гитаристов, вокалиста.

Сегодня на деловых мероприятиях организаторы также требуют, чтобы при съёмке было видно не только выступающего, но и участников в зале, модераторов и пр. Зачастую необходимо выстроить в кадре взаимодействие между офлайн- и онлайн-спикерами. Это подразумевает применение многокамерной съёмки, специалистом по которой я являюсь.

- Какие подводные камни существуют в процессе съёмки мероприятия? С какими проблемами чаще всего сталкиваются новички?

В глаза всегда бросается недостаток необходимой техники. Качество съёмки сильно ограничено бюджетами. Профессиональная техника есть у ограниченного количества поставщиков, стоит дорого, а самое главное – требует наличия специалистов, которые способны с ней работать. И это еще одна проблема: нужен опыт. Новички не знают, как держать камеру, чтобы она не тряслась, не умеют удерживать фокус. Кажется, что это несложно, но навык нарабатывается годами. У случайного человека не получится с первого раза удержать в фокусе двигающегося по сцене человека.

- Можно ли наработать этот опыт в поле? Или учиться стоит, например, в высшем заведении?

К сожалению, профессиональных операторов мероприятий в нашей стране не готовит никто. В моей команде на телеканале «Санкт-Петербург» из 80 человек специальное образование имеют не более 15 человек. Но необходимые навыки можно приобрести на практике. Лучше всего операторский опыт нарабатывается на спортивных мероприятиях, например, игровых видах спорта. Именно поэтому я часто работаю со спортивными операторами. Чтобы поймать в кадре полёт шайбы или мяча, нужна молниеносная реакция и умение работать с длиннофокусными объективами. Научить принципам многокамерной художественной съёмки после спортивного опыта куда проще.

Photo
Photo

- Какие еще навыки и черты свойственны профессиональным операторам события?

Оператор обязан быть мультизадачным человеком, уметь быстро адаптироваться к обстоятельствам и продумывать свои действия на шаг вперёд. Также важно умение слышать и понимать, что происходит вокруг. А не только следить за движущимися объектами. Например, если вы снимаете губернатора, а он идёт по больнице и говорит с врачами, вам необходимо очень внимательно прислушиваться к диалогу. Ведь нужно показать, с кем он говорит, отследить реакцию на реплики, успеть подснять собеседника. При этом ещё нужно следить за всеми необходимыми техническими параметрами камеры – достаточно ли освещения в кадре, все ли нужные объекты в резкости, удачно ли выстроена композиция кадра. Это нарабатывается десятилетиями.

Опытный оператор умеет расставить акценты и передать атмосферу события, например, на концерте проиллюстрировать слова в песне, перейти с исполнителя на эмоционального зрителя. Как правило, такие моменты не повторяются. Ловить надо с первого раза, здесь и сейчас.

- Какие факторы нужно предусмотреть, чтобы трансляция мероприятия получилась яркой и интересной?

Для яркой и интересной трансляции нужно яркое и интересное мероприятие. Что бы мы ни говорили, показ только отображает поставленное действо. Если команды на поле играют плохо, трансляция матча не будет интересной, и неважно, как хорошо она организована. То же самое касается и деловых мероприятий. Скучное мероприятие не сделать лучше хорошей съёмкой. А вот испортить достойное событие плохой трансляцией очень легко.

Главной проблемой часто становится свет – на мероприятиях он совершенно не подходит для съёмки. На каждом ивенте я хожу по сцене с экспонометром и выравниваю свет на площадке. Это необходимо из-за ограниченного динамического диапазона многих камер. Если такую камеру навести на артиста, стоящего в центре слишком высвеченной сцены, сзади него будет кромешная тьма. Других участников мероприятия мы уже не увидим. Если же мы будем снимать вокалиста из глубины сцены, в кадре будет одно расплывшееся яркое пятно. Чтобы все важные с точки зрения драматургии моменты были видны, операторам приходится согласовывать работу с художником по свету и специалистом по работе с видеоэкраном.

Бывает и другая проблема – подходящий для съёмки свет раздражает участников. Чтобы гости хорошо выглядели в кадре, приходится подсвечивать их определённым образом. Во многих залах свет установлен сверху, с ним лица выступающих выглядят, как черепа – с провалами под глазами, пересвечеными носами, лысинами... В таком случае нужно размещать дополнительные осветительные приборы на уровне глаз. А это не очень удобно для самих выступающих, хотя выглядят они с такой подсветкой лучше. Правда, пресс-службы уважаемых гостей не знают этого и настоятельно просят отключить такие световые источники. Это приводит к долгим и напряжённым дискуссиям.

Как решается эта проблема? Если использовать много световых приборов и грамотно распределить их по площадке, мы получим равномерную заливку светом, которая не режет глаза и подходит для съемки. Например, таким образом выставлен свет на пресс-конференциях Президента РФ. Подобного эффекта не получится достичь, если на мероприятии всего две световые пушки. Приличный ивент подразумевает приличный бюджет на съёмку.

Как операторы добиваются бесшовного монтажа на трансляциях крупных мероприятий?

Для этого необходима серьёзная подготовка. Мы планируем мероприятие, анализируем, в каких моментах могут случиться подвижки по времени или непредвиденные паузы. На некоторых мероприятиях переходы к разным частям мероприятия берёт на себя ведущий, и тогда оператор снимает его, пока на сцене меняют декорации. В других случаях используются видеорезервы – заготовленные сюжеты разной длительности. На трансляциях крупных городских мероприятий, церемоний открытия или конкурса «Евровидение» этот подход используется по максимуму. Около половины кадров, которые уходят в эфир, сняты заранее на репетициях. Иногда это нужно на случай, если откажет техника – такое порой бывает. Вспомните трансляцию церемонии открытия Олимпиады в Сочи в 2014 году, там на некоторых кадрах кольца показаны раскрывшимися, а на других – раскрыто только четыре из них.

Если вы смотрите парад, и видите, как кадр с выезжающими на площадь танками сменяется кадром изнутри танка, знайте, что второй кадр снят заранее. Нет таких технологий, которые позволят вам получить в реальном времени кадры из танка или сверхзвукового самолета. Их готовят заранее, часто – в павильонах. Затем высококвалифицированные специалисты совмещают кадры в прямом эфире с точностью до секунды. Для этого нужен опыт, скорость реакции, умение быстро прикинуть раскадровку в своём воображении.

Многокамерная съёмка предполагает деление по задачам – есть камера для крупных, общих и средних планов. Я проводил эксперимент: если операторов посадить и не дать им задачи, все будут снимать средний план. Почему? Он самый надежный, меньше шансов допустить ошибку. Если режиссёр не имеет достаточного опыта и не развёл камеры по задачам, операторам надо договориться между собой, наладить коммуникацию и распределить задачи самостоятельно. Кстати, на серьёзных многокамерных трансляционных комплексах есть функция – «подсмотра» формируемой программы. С её помощью каждый оператор может увидеть, что снимает коллега и предложить другой кадр. Если такого функционала нет, то всё держится на профессиональной интуиции и договорённости.

Photo Photo

- Какие мероприятия вам нравится снимать больше всего?

Я люблю фестиваль «Алые Паруса», потому что это сложносочинённый проект, съёмка которого требует технических навыков и творческого подхода. На «Парусах» работает множество операторов, в каждой зоне есть своя ответственная команда, и я с удовольствием участвую в этом мероприятии. Люблю снимать парады, которые проходят на Дворцовой площади, их съёмка требует слаженности, чёткости, умения показать все вовремя. Еще мне нравится работать на живых концертах, их картинку часто нельзя перемонтировать. Одним из особенно интересных кейсов была работа на концертном туре группировки «Ленинград». Там перед операторами стояли не совсем обычные задачи: нужно было снять трансляцию для присутствовавших в зале зрителей. Сергей Шнуров буквально сказал: «Надо, чтобы у нас было своё ТВ, здесь и сейчас». Операторы должны были встроиться в общую канву шоу, показать такие детали, которые трудно разглядеть из зрительного зала – крупные планы артистов, инструментов, интересные моменты, например, как из тромбона бьет фонтан искр из-за брошенной туда петарды. Это было видно каждому человеку на всех ярусах стадиона – я проверял. А зрителей мы не показывали вовсе. Ведь количество людей на стадионе, их лица и эмоции не так уж интересны тем, кто находится на этом стадионе. Кадры из зала нужны зрителям по другую сторону экрана, чтобы оценить масштаб события, его атмосферу. На концерте было не больше десяти камер, но мы задействовали передвижную телевизионную станцию «Матч ТВ» с очень сильной оптикой и дорогостоящими объективами. Такая станция позволяет получить крупный план с расстояния в 60 метров. Станций подобного уровня в России немного, как и людей, которые умеют на них работать.

- Назовите устройства, которые появились недавно и стали незаменимыми, или просто впечатлили вас.

Их много: мобильные стабилизаторы, квадрокоптеры, spider-cam, устройства life-view. Последняя технология позволяет передавать данные с камеры напрямую в эфир без кабелей и подключения к спутникам – с помощью каналов сотовых операторов. Однако подключение с таких камер нестабильно и может оборваться, это нужно учитывать.

Недавно на концерте группы БИ-2 операторы использовали высокоскоростной FPV-дрон. Это было очень зрелищно, но, конечно, развития такая практика не получит. Вероятность, что дрон выйдет из-под контроля и в кого-нибудь врежется, крайне высока. Это может угрожать жизни людей, и я бы на месте постановщика шоу не рискнул брать на себя такую ответственность. Но выглядело это крайне эффектно.

Кстати, о том, как подготовить эфир для киберспортивного мероприятия и удачно провести гибридное событие, рассказывала Алена Манченко


06.09.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности