Рейтинг событийного потенциала регионов России 2018: изменения в ТОП 5
Выставочный научно-исследовательский центр R&C обновил рейтинг событийного потенциала регионов России. Методика анализа основывается на агрегировании различных показателей, характеризующих важнейшие факторы оценки потенциала дестинации. Исследование позволяет оценить динамику развития ивент рынка страны.
Новые подходы для обновленного рынка
За последние четыре года, прошедшие с момента публикации первого рейтинга в 2014 году, ивент рынок России значительно изменился. В ответ на влияние внешних экономических и политических факторов, в стране увеличилось число региональных конгрессных бюро, было основано Национальное конгресс-бюро. По данным ICCA, в Россию привлечено и проведено более 400 международных ротируемых мероприятий ассоциаций. На международном рынке у России еще только формируется имидж дестинации, привлекательной для проведения значимых мероприятий. Однако благодаря рейтингу событийного потенциала есть возможность ежегодно отслеживать изменения, которые влияют на становление ивент рынка в регионах страны.
Изменения, происходящие на рынке, потребовали определенного уточнения и корректировки отдельных положений методики. Прежде всего, это коснулось принципов формирования выборки. Ранее анализировался потенциал лишь крупнейших региональных центров, характеризуемых определенным набором социальных, экономических и демографических показателей. С дальнейшим развитием ивент индустрии в России и созданием Национального конгресс-бюро ускорился процесс вовлечения новых регионов в активную событийную жизнь. Это привело к необходимости включить в исследование событийного потенциала все регионы России.
Традиционно в рейтинге не участвуют Москва и Московская область в связи с высоким уровнем развития событийной отрасли в целом. Краснодарский край представлен двумя городами: Краснодар – административный центр региона и Сочи – город с большим объемом инвестиций в ивент инфраструктуру. Необходимо отметить, что подход к формированию выборки со временем менялся, это объясняет отсутствие в рейтингах 2014–2015 годов Санкт-Петербурга, Калининграда, Мурманска и Владивостока. Для построения рейтинга используется многофакторный анализ. Анализ, как и прежде, проводился по пяти группам показателей:
Наличие специальной инфраструктуры
Характеризует возможность города принимать и проводить деловые мероприятия различных форматов. Оценивается: наличие конгрессно-выставочных центров, конгресс-отелей, сетевых отелей, центров международной торговли.
Наличие программы продвижения региона
Характеризует возможности региона по привлечению туристических потоков. Оценивается: наличие бренда города, продвижение внутри страны и за рубежом.
Политика в области ивент индустрии
Характеризует уровень административной координации всех участников рынка. Оценивается: наличие конвеншн-бюро, наличие информационно-туристических центров, наличие политики в сфере поддержки и развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, субвенции на привлечение в регион международных мероприятий, количество в регионе членов Национального конгресс-бюро и Российского союза выставок и ярмарок.
Опыт проведения крупных международных событий
Характеризует привлекательность дестинации для организаторов мероприятия различного уровня. Оценивается: опыт проведения крупных международных событий (спортивных, культурно-зрелищных, деловых, правительственных) за пять лет, наличие запланированных к проведению в ближайшие пять лет событий подобного уровня, опыт проведения мероприятий международных ассоциаций в течение последних пяти лет и планы по их проведению на предстоящие пять лет, наличие регулярных событий за последние 10 лет.
Туристическая привлекательность
Характеризует привлекательность туристического контента дестинации. Оценивается: наличие объектов в регионе, имеющих культурное и историческое значение, а также транспортная доступность дестинации.
Также были учтены предложения экспертов ивент рынка и введен новый фактор: транспортная доступность города, который играет большую роль при организации международных мероприятий.
Тройка лидеров рейтинга осталась неизменной. Первое место занимает Санкт-Петербург. В 2018 году в городе прошло знаковое мероприятие мирового событийного рынка – 85-й Глобальный конгресс Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), который собрал около 500 делегатов из 54 стран мира. На втором месте – Екатеринбург. Несмотря на то, что город не примет ЭКСПО-2025, кампания по продвижению заявки положительно сказалась как на международном событийном имидже Екатеринбурга, так и на его инвестиционной привлекательности. На третьем месте – Сочи, город, который успешно сочетает имеющиеся конгрессные и туристические возможности. Казань укрепила свои позиции, поднявшись на четвертое место, а новичком топ-5 рейтинга стал Нижний Новгород.
Конкуренция в десятке возрастает
Новичками топ-10 рейтинга стали Калининград и Мурманск. Отдельного внимания заслуживает Уфа, которая, благодаря в том числе активной деятельности Конгресс-бюро Башкортостана, приблизилась к ТОП-5. В 2018 году город поднялся на шестую строчку рейтинга и улучшил показатель практически в 2 раза с 2016 года (одиннадцатое место в 2016 году, восьмое место в 2017 году).
Николай Фадеев, директор Конгресс-бюро Башкортостана
Несомненно, развитию индустрии встреч в регионе способствует вовлеченность и динамичное развитие башкирских организаций, работающих в отрасли. Созданы уникальные этнотуры, которые завоевали популярность среди заказчиков мероприятий, и были отмечены премией Национального туристического форума «Реки России».
Большое внимание мы уделяем работе с научным сообществом Башкортостана и вузами. Открывать и продвигать точки роста экономики региона через отраслевые события и амбассадоров на межрегиональном и международном уровнях, формировать интерес к региону не с точки зрения площадки для проведения мероприятий, а с точки зрения потенциала региона – это и есть ключевая задача нашей организации.
Следует отметить, что все города, вошедшие в топ-10 рейтинга в 2018 году, занимают активную позицию в части продвижения на зарубежном и российском рынке. Представители администраций регионов, а также компании событийного и туристического сектора представляют свои регионы на крупнейших специализированных международных и российских мероприятиях. Для комплексного продвижения необходима разработка узнаваемого территориального бренда. В части территориального маркетинга можно выделить работу Краснодарского края, а также Республики Башкортостан, Ростовской, Самарской и Ярославской областей, которые в 2018 году представили новые бренды регионов.
В первой десятке наибольший темп роста продемонстрировал Калининград, поднявшись с 20-го на восьмое место. Этому способствовало и проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году, и то, что город активно продвигает свой потенциал на российскую и зарубежную аудиторию. В свою очередь Краснодар оказался вытесненным из топ-5. Ослабил свои позиции и Владивосток за счет меньшего, по сравнению с вышеуказанными городами, количества объектов материально-технической базы.
Рейтинг событийного потенциала регионов 2018
Место 2018 |
Место 2017 |
Место 2016 |
Место 2015 |
Место 2014 |
|
Санкт-Петербург и ЛО |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
Екатеринбург |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Сочи |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
Казань |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
Нижний Новгород |
5 |
7 |
8 |
- |
5 |
Уфа |
6 |
8 |
11 |
7 |
13 |
Краснодар |
7 |
4 |
4 |
3 |
6 |
Калининград |
8 |
16 |
20 |
- |
- |
Мурманск |
9 |
12 |
13 |
- |
14 |
Владивосток |
10 |
6 |
6 |
- |
- |
Хабаровск |
11 |
- |
- |
- |
- |
Иркутск |
12 |
15 |
17 |
8 |
9 |
Тюмень |
13 |
20 |
21 |
13 |
15 |
Новосибирск |
14 |
14 |
9 |
- |
7 |
Ростов-на-Дону |
15 |
11 |
7 |
5 |
8 |
Самара |
16 |
18 |
18 |
12 |
11 |
Петропавловск-Камчатский |
17 |
- |
- |
- |
- |
Пермь |
18 |
19 |
16 |
8 |
10 |
Волгоград |
19 |
- |
33 |
- |
- |
Челябинск |
20 |
10 |
12 |
- |
- |
Красноярск |
21 |
17 |
15 |
- |
4 |
Саратов |
22 |
44 |
47 |
- |
- |
Архангельск |
23 |
- |
- |
- |
- |
Великий Новгород |
24 |
24 |
23 |
- |
21 |
Улан-Удэ |
25 |
- |
- |
- |
- |
Якутск |
26 |
- |
- |
- |
- |
Кемерово |
27 |
48 |
37 |
- |
- |
Ханты-Мансийск |
28 |
- |
- |
- |
- |
Воронеж |
29 |
13 |
14 |
8 |
24 |
Владимир |
30 |
- |
- |
- |
- |
Ярославль |
31 |
9 |
10 |
6 |
12 |
Омск |
32 |
20 |
26 |
- |
- |
Ульяновск |
33 |
32 |
22 |
- |
- |
Ижевск |
34 |
40 |
28 |
- |
- |
Белгород |
35 |
- |
- |
8 |
15 |
Чита |
36 |
- |
- |
- |
- |
Ставрополь |
37 |
- |
- |
13 |
15 |
Оренбург |
38 |
41 |
48 |
21 |
- |
Петрозаводск |
39 |
- |
- |
- |
- |
Тула |
40 |
31 |
39 |
18 |
23 |
Благовещенск |
41 |
- |
- |
- |
- |
Южно-Сахалинск |
42 |
47 |
38 |
19 |
26 |
Барнаул |
43 |
42 |
42 |
- |
- |
Астрахань |
44 |
26 |
27 |
13 |
19 |
Киров |
45 |
32 |
35 |
- |
- |
Саранск |
46 |
- |
- |
- |
- |
Рязань |
47 |
27 |
25 |
- |
18 |
Калуга |
48 |
35 |
41 |
- |
21 |
Симферополь |
49 |
- |
- |
- |
- |
Томск |
50 |
23 |
21 |
- |
- |
Псков |
51 |
- |
- |
- |
- |
Сыктывкар |
52 |
50 |
49 |
- |
26 |
Биробиджан |
53 |
- |
- |
- |
- |
Грозный |
54 |
45 |
44 |
- |
- |
Магадан |
55 |
- |
- |
- |
- |
Курган |
56 |
- |
- |
- |
- |
Тверь |
57 |
- |
- |
20 |
19 |
Липецк |
58 |
36 |
29 |
16 |
- |
Кострома |
59 |
- |
- |
- |
- |
Кызыл |
60 |
- |
- |
- |
- |
Йошкар-Ола |
61 |
- |
- |
- |
- |
Владикавказ |
62 |
- |
- |
- |
30 |
Нарьян-Мар |
63 |
- |
- |
- |
- |
Курск |
64 |
- |
- |
- |
- |
Вологда |
65 |
25 |
30 |
- |
- |
Иваново |
66 |
- |
- |
- |
- |
Пенза |
67 |
37 |
40 |
- |
24 |
Горно-Алтайск |
68 |
- |
- |
- |
- |
Смоленск |
69 |
- |
- |
- |
- |
Нальчик |
70 |
- |
- |
- |
- |
Чебоксары |
71 |
- |
- |
- |
- |
Майкоп |
72 |
- |
- |
- |
- |
Тамбов |
73 |
38 |
36 |
- |
- |
Орел |
74 |
- |
- |
- |
- |
Абакан |
75 |
- |
- |
- |
- |
Махачкала |
76 |
- |
- |
- |
- |
Брянск |
77 |
- |
- |
- |
26 |
Салехард |
78 |
- |
- |
- |
- |
Черкесск |
79 |
- |
- |
- |
- |
Элиста |
80 |
- |
- |
- |
- |
Анадырь |
81 |
- |
- |
- |
- |
Магас |
82 |
- |
- |
- |
- |
Методика формирования рейтинга событийного потенциала регионов России © ООО «ВНИЦ Р-н-С» 2016
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Все права защищены. Методика формирования рейтинга событийного потенциала регионов России © ООО «ВНИЦ Р-н-С» 2016 Фото на превью: pixabay.com CC0 Public Domain Бесплатно для личного и коммерческого использования. Не требуется атрибуции. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
17.01.2019