Рейтинг событийного потенциала регионов РФ - 2017: механизм и перспективы
Выставочный научно-исследовательский центр R&C (ВНИЦ R&C) представил рейтинг событийного потенциала регионов РФ по итогам 2017. В этом году рейтинг составлен уже в четвертый раз. Пятерка лидеров рейтинга не претерпела существенных изменений. Первое место занимает Санкт-Петербург — один из ключевых событийных центров России. В городе ежегодно проходят крупные деловые мероприятия международного уровня. В 2018 году в Петербурге состоится Международный конгресс Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI).
На втором месте находится Екатеринбург, который в 2017 году стал кандидатом на проведение Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2025». По расчетам экспертов заявочного комитета, в случае победы универсальную выставку с мая по ноябрь 2025 года посетят около14 млн гостей из разных стран. Кроме того, в регионе уделяется внимание совершенствованию специализированной инфраструктуры, которая необходима для полноценного развития ивент индустрии. В ближайшее время на площадке МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» начнется строительство конгресс-холла, отвечающего международным стандартам и рассчитанного на 4,5 тыс. человек.
Третье, четвертое и пятое места, как и годом ранее, занимают Сочи, Краснодар и Казань. В 2017 году в Казани начало работу Конвеншн бюро Республики Татарстан, которое в дальнейшем будет способствовать развитию делового туризма и привлечению инвестиций в регион.
При подготовке рейтинга эксперты Выставочного научно-исследовательского центра R&C отбирают 20 городов с численностью населения свыше 200 тыс. человек, которые на этапе предварительного тестирования получают суммарные максимальные баллы по семи параметрам, характеризующим трудовой, производственный, потребительский, инфраструктурный и туристический потенциал, а также инновационную и инвестиционную активность и финансовую стабильность региона.
На втором этапе происходит ранжирование в соответствии с уровнем событийного потенциала города. Из исследования исключается Москва, как город с более высоким уровнем развития ивент индустрии.
Подробнее о формировании выборки, механизме отбора дестинаций и анализируемых показателях читайте в ближайшее время на страницах Event LIVE.
Среди городов, входящих в топ-10, значительнее всего укрепила свои позиции Уфа, поднявшись с 11-ого на 8-е место. Конгресс-бюро Башкортостана в текущем году проводило активную работу по продвижению событийного потенциала республики, результатом которой, в частности, стала победа в заявке на проведение в 2021 году Конгресса пчеловодческих ассоциаций «Апимондия» и выставки «АпиЭкспо».
Замыкает топ-10 Челябинск, где в ближайшие годы планируется провести крупные международные спортивные и деловые мероприятия: чемпионат мира по хоккею среди юниоров — 2018, саммиты БРИКС и ШОС в 2020 году.
В ходе исследования была выявлена тенденция повышения внимания администраций регионов к брендингу территорий. В 2017 году были названы победители первой Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, организованной группой компаний Stas Marketing при поддержке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Победителем в номинации «Лучший бренд города» признана имиджевая символика Мурманска.
Также работа по созданию и внедрению брендов территорий ведется в Нижнем Новгороде, Воронеже, Иркутске, Тюмени и Рязани. В будущем это позволит городам укрепить свои позиции в рейтинге событийного потенциала РФ.
Среди городов, которые в настоящее время не входят в топ-20, но также попадают в исследование с целью оценки существующего событийного потенциала, положительные тенденции отмечены в Хабаровске. В 2017 году правительство Хабаровского края объявило о разработке «Концепции выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года», что свидетельствует о заинтересованности местных властей в развитии ивент индустрии региона.
Методология рейтинга
Для построения рейтинга используется многофакторный анализ. Методика основывается на агрегировании различных показателей, характеризующих важнейшие факторы оценки потенциала дестинации. Анализируемые показатели объединяются в пять групп:
- Уровень материально-технической базы – характеризует возможность города принимать и проводить деловые мероприятия различных форматов.
Оценивается: наличие конгрессно-выставочных центров, конгресс-отелей, сетевых отелей, Центров Международной Торговли. - Позиционирование и продвижение региона – характеризует возможности региона по привлечению туристических потоков.
Оценивается: наличие бренда города, политика продвижения внутри страны и за рубежом. - Политика дестинации в области ивент-индустрии – характеризует уровень административной координации всех участников рынка.
Оценивается: наличие конвеншн-бюро, наличие информационно-туристических центров, наличие политики в сфере поддержки и развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. - Опыт проведения крупных событий – характеризует привлекательность дестинации для организаторов мероприятия различного уровня.
Оценивается: опыт проведения крупных международных событий (спортивных, культурно-зрелищных, деловых, правительственных), наличие запланированных к проведению в ближайшие 3 года событий подобного уровня, опыт проведения международных ассоциативных встреч в течение последних 5 лет, наличие регулярных событий за последние 10 лет. - Рекреационные возможности региона – характеризует привлекательность туристического контента дестинации.
Оценивается: рекреационный и культурный потенциал, наличие исторически-значимых объектов.
Интегральный рейтинг рассчитывается как сумма итоговых баллов по каждой из 5 групп показателей с учетом весовых поправок. При составлении рейтинга ВНИЦ R&C использует общедоступную информацию из открытых источников. Для оценки значимости каждой группы факторов используются коэффициенты веса, установленные методом экспертной оценки. Полученные значения ранжируются в порядке убывания. Если несколько дестинаций получают одинаковое количество баллов в интегральном рейтинге, они оцениваются как однозначные и располагаются в алфавитном порядке.
Коэффициенты веса для каждой группы оцениваемых факторов:
Группа 1 |
Уровень материально-технической базы |
0,4 |
Группа 2 |
Позиционирование и продвижение региона |
0,2 |
Группа 3 |
Политика дестинации в области ивент-индустрии |
0,2 |
Группа 4 |
Опыт проведения крупных событий |
0,07 |
Группа 5 |
Рекреационные возможности региона |
0,07 |
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE, при перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна.
Фото: Городской пруд на реке Исеть в Екатеринбурге, Владислав Фальшивомонетчик.
This file is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International license
13.02.2018