В поисках креативности: два подхода к сбору идеальной команды для подготовки ивента
Ивент – это всегда пространство экспериментов, и люди для работы в нём нужны соответствующие. Как собрать сильную команду для творческой работы? Должны ли все сотрудники быть креативщиками? Можно ли прокачать способность креативить? И что вообще такое креативность?
Креативность – это дар
Во многом способность мыслить творчески обусловлена природой. Американский психолог Джой Гилфорд писал, что креативность определяется склонностью человека к особому дивергентному типу мышления. Другие ученые отмечают, что творческие люди отличаются высокой сенситивностью, то есть чувствительностью к внешним раздражителям или воздействиям. Генетики же обнаружили положительную корреляцию между креативностью и генами, связанными с дофамином. Чем больше дофамина – нейромедиатора, связанного с концентрацией и удовольствием – тем выше уровень креативности.
На утверждении о том, что креативность – это такая же черта, как цвет глаз или хороший слух, основаны разнообразные типологии, например, классификация DISC и типология по эниостилю. Апологеты эниостиля рекомендуют для решения творческих задач выбирать кандидатов, которые показывают себя в ходе тестирования как людей Востока.
Люди Востока изобретательны и одухотворены, обладают живым воображением, стратегическим мышлением, фокусируются на идее и склонны к экспериментам. Именно такие люди часто стремятся стать арт-директорами, дизайнерами, сценаристами и криэйторами. Однако выстраивать команду из одних только «восточников» не слишком эффективно: они быстро загораются идеями, однако так же быстро теряют к ним интерес, не любят выполнять шаблонные задачи и с трудом доводят свои идеи до реализации. Выполнение задач, руководство и планирование следует доверить другим специалистам.
Например, на должность CEO и директоров по развитию агентства подойдут Люди Севера – они чётко видят цель, выбирают вектор, охотно берут ответственность на себя, открыты к борьбе с обстоятельствами и конкурентами, амбициозны и решительны. Также руководить и планировать по душе Людям Запада, они скрупулёзные и дисциплинированные аналитики. «Западники» как нельзя лучше подойдут на позицию риск-менеджера или финансиста. Нетворкинг и PR стоит доверить Людям Юга, которые благодаря развитой способности к эмпатии легко налаживают связи. Кроме того, «южане» смогут успешно реализовать себя в продажах.
Есть и другие типологии личности, например, классификация DISC, соционика и пр. Эффективность их применения остаётся обсуждаемой. Категорично наделяя кандидатов ярлыками по принципу «или/или», можно проглядеть настоящий талант и помешать человеку привести вашу команду к успеху. Так однажды редактор газеты Kansas City Star уволил с работы молодого художника Уолта Диснея «из-за выдающейся неспособности к рисованию». С другой стороны, применение типологий может подойти для компании, в которой сотрудники вынуждены меняться ролями или время от времени брать на себя новые функции.
Креативность – это скилл
Другой подход – считать креативность навыком, который можно развивать. Всё тот же Джой Гилфорд писал, что дивергентный, то есть творческий тип мышления, присущ всем людям, просто применяется реже, чем конвергентный, линейный. Существует масса методик для развития творческого мышления, их составляли Майкл Микалко и психолог Михай Чиксентмихайи.
Если креативным можно назвать любого человека, который способен нестандартно мыслить и вычленять что-то новое из привычных и устоявшихся логических цепочек, то креативным можно назвать решение проблемы в бюджетировании, необычную стратегию управления и инновацию в маркетинге.
- Креативный маркетолог подхватывает идею у автора и доносит ее начальству, собирает исполнителей и занимается ее продвижением в мир.
Первый компьютер Apple собрал Стив Возняк, а первый «Макинтош» создал Джеф Раскин, но мы знаем в лицо Стива Джобса. Хотя он не был автором каждой детали готового продукта, зато умел увидеть его и показать другим. Стив Джобс смог заинтересовать продукцией Apple массового потребителя, ранее к бренду равнодушного, создавал новые ниши, продукты и сервисы, о необходимости которых для себя люди ранее и не подозревали.
- Креативный финансист подхватывает вектор к цели, заданный коллегой, и находит нетипичные способы ее достижения: находит нужных людей, умеет привлечь их капиталы, рискует, заключает сделки и защищает идею, ради реализации которой команда собралась, от влияния инвесторов.
Армас Клифф «Майк» Марккула был именно тем человеком, который согласился вложить $91 тыс. в «сборочный цех» Возняка и Джобса с тем лишь условием, что оба из них сосредоточат все свои усилия на развитии компании. Уже через полгода Марккула акционировал Apple, затем привлек кредит от Bank of America и ряд крупных вложений от венчурных специалистов. Его бизнес-план, по которому компания должна была достигнуть объема продаж в $500 млн. в год в течение десяти лет, был выполнен в течение всего лишь половины этого срока.
- Креативный менеджер защищает проект от трансформации под влиянием обстоятельств, устраняет противоречия, возникающие между акционерами и креативной командой, умеет предсказывать проблемы, делегировать, как ответственность, так и авторитет лидера. Креативный менеджер способен привлечь людей к совместной деятельности, не прибегая к административным ресурсам.
Боб Айгер стал CEO Dysney в 2005 году в трудное время для компании – корпорация выпускала один провальный фильм за другим, а между менеджментом и исполнительным директором Роем Диснеем разгорелся конфликт. Боб Айгер взял под контроль разваливающуюся компанию, установил новые правила принятия решений, направил ее ресурсы в новое русло. С 2009 Dysney приобрел и включил в свой состав такие компании, как Pixar, Marvel Entertainment, Lucasfilm и 21st Century Fox. За 15 лет под управлением Айгера капитализация Disney выросла в пять раз.
Кстати, мы составляли подборку книг, которые стоит прочитать для развития креативности
Креативность – что это?
Какой подход из предложенных выбрать – это вопрос к создателям каждого конкретного проекта. Кому-то удобно использовать ролевое распределение, кто-то готов тратить ресурсы на поиск новых Джобсов и Айгеров. Главное, подвергать сомнению любые советы и шаблоны: креатив – это каждый раз поиск новых путей, а не следование чьим-то наработкам.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: n Бесплатно для личного и коммерческого использования. Не требуется атрибуции. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям
03.05.2022