Новогодний корпоратив без последствий: памятка для организаторов

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Photo Photo

Каждый январь по итогам проведения новогодних корпоративов возникают различные юридические разбирательства. Какие типичные ошибки совершают большинство ивент-агентств, организуя праздничные события? Рассказывает Татьяна Петровская, партнер компании «EVENT-ЮРИСТЫ», входит в ТОП-5 авторов Event LIVE.

Speaker

Татьяна Петровская,
партнер компании «EVENT-ЮРИСТЫ»

Алкоголь на мероприятии

Новогодние корпоративные мероприятия практически всегда сопровождаются употреблением алкоголя, а это влечет определенные последствия. Иногда ими являются несчастные случаи с причинением вреда жизни и здоровью.

При несчастном случае с участником мероприятия в алкогольном состоянии неизбежно будет проведена прокурорская проверка с обязательным разрешением правоохранительным органом вопросов: каким образом на мероприятии участник получил доступ к алкоголю; кто осуществлял поставку спиртных напитков на мероприятие. Будет устанавливаться вся цепочка закупки алкоголя с привлечением Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками. Зачастую в договорах на организацию и проведение корпоративных мероприятий статья «алкоголь» отсутствует, что связано с законодательными ограничениями оборота алкоголя, требованиями лицензирования оборота алкоголя (Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), также часто происходит замена статьи сметы «алкоголь» на «напитки».

Ни одно ивент-агентство не использует систему ЕГАИС и не вправе продавать, хранить алкоголь при отсутствии лицензии. Однако, если алкоголь потреблялся на мероприятии, несмотря на то, что в договоре на организацию и проведение мероприятия такая статья расходов отсутствует, в итоге будет достоверно определено, кто именно организовал потребление алкоголя на мероприятии. Это будет сделано в том числе путем опроса участников события, представителей площадки, заказчика, подрядчиков и сотрудников самого ивент-агентства, а также получения сведений из системы ЕГАИС о цепочке движения алкогольной продукции с момента его производства.

Далее последует вопрос законности приобретения алкоголя, использования системы «ЕГАИС» при обороте алкоголя. За незаконный оборот алкогольной продукции, в частности без соответствующей лицензии, предусмотрена административная и уголовная ответственность (ч. 3 ст. 14.17, ст. 14.17.1 КоАП РФ; ст. ст. 171.3, 171.4 УК РФ; п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47), с назначением наказания в виде штрафа в размере до 4 млн. руб. либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Чтобы минимизировать риски, связанные с потреблением на корпоративном мероприятии алкоголя, ивент-агентствам рекомендуется:

  • делегировать приобретение алкоголя напрямую заказчиком (не всем подходит);
  • привлекать к проведению мероприятия кейтеринговые компании, обладающие лицензией на розничную продажу алкогольной продукции в условиях выездного обслуживания;
  • осуществлять контроль за действиями участников мероприятия в состоянии алкогольного опьянения в целях предотвращения возможности несчастных случаев, конфликтов с рукоприкладством, иных правонарушений (в случае необходимости некоторым участникам мероприятия организовать трансфер);
  • проявить должную осмотрительность на всех этапах подготовки и проведения мероприятия, например, предусмотреть дополнительные меры, позволяющие обезопасить мероприятие: в частности, вести видеонаблюдение площадки в период проведения корпоратива; своевременно реагировать на конфликтные ситуации с участниками мероприятия; ограничить фан-барьерами опасные объекты на площадке в целях ограничения доступа участников мероприятия в опасные зоны.

Пожарная безопасность

Даже если организатор мероприятия проверил площадку на пожарную безопасность при заключении договора, крайне рекомендуется непосредственно до начала мероприятия выделить отдельного менеджера и проверить площадку по следующим параметрам:

  • все ли запасные выходы открыты и доступны для эвакуации при пожаре; не заложены ли эвакуационные выходы площадки, например, кофрами от оборудования, декорациями после монтажа, ящиками с напитками, реквизитом;
  • в наличии ли на площадке указатели на запасные выходы, а также информация о службах на случай пожара; есть ли на площадке кнопка тревожной сигнализации для вызова группы быстрого реагирования;
  • актуальны ли меры для распределения «людских» потоков в случае пожара, исходя из количества участников мероприятия;
  • в каком состоянии пожарные укрытия; где расположено место для встречи в случае эвакуации.

Рекомендуется также разделить ответственность за пожарную безопасность как с заказчиком, так и с подрядчиками:

  • ознакомить заказчика с планами эвакуации с площадки при пожарной опасности, с правилами поведения при возникновении пожара; делегировать заказчику обязательство уведомить участников мероприятия о действиях при пожаре;
  • включить в договоры с подрядчиками условия: о соблюдении требований пожарной безопасности; об обязательстве подрядчика не захламлять эвакуационные выходы, не загораживать информационные указатели о запасных выходах; не осуществлять использование открытого огня при проведении монтажно-демонтажных работ и т.п.; об ответственности (например, в виде штрафа) за нарушение правил пожарной безопасности при исполнении обязательств по договору.

В случае, если не удалось предотвратить чрезвычайное происшествие, при разбирательстве дела для определения степени виновности и назначении той или иной меры наказания будут рассматриваться все меры, предпринятые организатором мероприятия для предотвращения пожара. Например, будут выясняться следующие вопросы: обследовалась ли детально до мероприятия площадка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности; был ли сформирован план заполнения площадки, план эвакуации при пожаре; утверждались ли инструкции на случай чрезвычайной ситуации; проводился ли противопожарный инструктаж участников мероприятия, в частности, о том как действовать при эвакуации, иные детали подготовительных мероприятий.

Положительную для руководителя ивент-агентства роль может сыграть детальная и качественная проработка дополнительных мер для противопожарной безопасности мероприятия.

Не стоит забывать о запрете применения фейерверков в зданиях и сооружениях любого функционального назначения, в том числе на кровлях, балконах, лоджиях и выступающих частях фасадов зданий и сооружений (раздел XXIII «Применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения» «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»).

Относительно применения на корпоративном мероприятии других видов пиротехнических изделий (ПИ) следует при принятии решения оценивать степень потенциальной опасности при применении ПИ в соответствии с классами и подклассами опасности, утвержденными в «ГОСТ 33732-2016. Межгосударственный стандарт. Изделия пиротехнические. Общие требования безопасности». Например, холодные фонтаны (холодный огонь, сценические фонтаны, фонтаны для залов) — это пиротехническое изделие 2 класса опасности, радиус опасной зоны может достигать 5 метров, их можно использовать в закрытых помещениях только при условии достаточного пространства и системы кондиционирования. Если такие условия на площадке отсутствуют, то использовать холодные фонтаны в помещении нельзя.

Музыка

Участники корпоратива снимают видеоролики концертной, развлекательной программы, выкладывают их в соцсети, видео зачастую содержит логотипы компаний-заказчиков.

Далее заказчик новогоднего корпоратива неожиданно получает запрос от Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) о правомерности использования музыки на мероприятии, а также требование о выплате авторского вознаграждения, компенсации за незаконное использование музыки.

В процессе разбирательства судом к делу может быть привлечен заказчик мероприятия, по запросу суда будет истребован договор между ивент-агентством и заказчиком, включая смету, договоры с подрядчиками (артистами, кавер-группами и т.п.) и таким образом будет установлен факт использования музыкальных произведений на корпоративе.

Как следствие такой ситуации, в случае неоплаты авторских вознаграждений организациям по коллективному управлению авторскими и смежными правами (РАО, ВОИС и т.п.), правообладателем за использование музыки на мероприятии, возможны существенные судебные издержки как у заказчика, так и у ивент-агентства, возникают серьезные репутационные риски, за которыми следуют уже требования заказчика к ивент-агентству о возмещении убытков (ст.152 ГК РФ).

Напоминаем, что РАО и ВОИС трактуют корпоративные мероприятия как вид «специальных мероприятий». Ставки авторского вознаграждения по специальным мероприятиям за использование музыкальных произведений, фонограмм при наличии договора на комплексное проведение мероприятий составляет 4% от сметы всего мероприятия (2% - в РАО, 2% - в ВОИС, Приложение № 1 Постановления Авторского Совета № 2 от 11 декабря 2013 года в редакции, утвержденной «Положение о ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение обнародованных музыкальных произведений (с текстом или без текста), отрывков музыкально-драматических и иных произведений»). После предъявления требований организацией по коллективному управлению авторскими и смежными правами размер компенсации будет существенно выше размера авторского вознаграждения по договору, помимо судебных расходов и репутационных рисков.

Потеря/кража вещей

Следует учесть, что если на площадке отсутствует гардероб, но при этом было оборудовано место, специально отведенное для хранения вещей участников мероприятия, то лицо, принявшее площадку в аренду на период корпоративного мероприятия, обязано принять все меры для обеспечения сохранности вещей, оставляемых без сдачи их на хранение (п. 1 ст. 891, п. 2 ст. 924 ГК РФ). Сам факт наличия на площадке места, предназначенного для хранения верхней одежды, головных уборов и иных подобных принадлежащих участникам мероприятия вещей, по общему правилу является офертой.

Оборудуя места для хранения вещей участников мероприятия (например, устанавливая на площадке вешалки для верхней одежды), ивент-агентство тем самым предлагает участнику мероприятия воспользоваться услугой безвозмездного хранения его вещей на время мероприятия. Участник мероприятия, оставляя свои вещи в отведенном для этого месте (например, верхнюю одежду на вешалке), принимает предложенную услугу. С этого момента ивент-агентство несет ответственность за утрату или повреждение вещей участников мероприятия, оставленных в отведенном для этого месте (п. 3 ст. 438, п. 2 ст. 924 ГК РФ; Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2017 по делу N 33-48250/2017).

Соответственно, если использование площадки обеспечивает заказчик (заказчик является собственником или арендатором площадки) и ивент-агентство не организовывает гардероб на территории площадки, то ответственность за сохранность вещи участника мероприятия несет непосредственно заказчик.

Если ивент-агентство или заказчик привлекает для организации гардероба на площадке подрядчика, то ответственность за сохранность вещи несет такой подрядчик, в том числе он отвечает:

  • в случае кражи вещей участников мероприятия из гардероба, оставленного без присмотра;
  • в случае ошибочной выдачи по номерному жетону вещи, сданной на хранение на другой номерной жетон;
  • в случае выдачи вещи по номерному жетону, несоответствующему образцу;
  • при пропаже вещи из специально оборудованных шкафов или камер хранения при наличии следов взлома;
  • нанесенный повреждением или уничтожением вещи (в том числе поджога);
  • причиненный пожарами или в силу иных причин по вине персонала подрядчика или ненадлежащего выполнения им своих обязанностей.

Рекомендуется определить, кто отвечает за сохранность имущества участников мероприятия. Четкие зоны ответственности помогут избежать неприятных инцидентов и сохранить всем праздничное настроение.


05.12.2024

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности