9 правил организации мероприятий в Галантном веке: изысканно и по-прежнему актуально

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Официальное появление этикета в России связывают с периодом конца XVIII – начала XIX вв. Именно тогда, в Галантный век, нормы поведения людей в обществе были закреплены в «Эрмитажном этикете» и сразу получили популярность не только при дворе, но и в купеческих усадьбах, в домах промышленников и купцов. Как стали проходить торжественные приемы? Что из этого актуально при организации званых ужинов сегодня? Рассказывает заместитель генерального директора музея-заповедника «Царицыно» Камиля Байдильдина.

Этикетка не то, чем кажется

Раньше этикеткой назывался свод правил для тех, кто собирался предстать к королевскому двору. Отсюда и пошло называние «этикет» — протокольное поведение в высшем обществе. В России правила на застольях и в салонах во многом повторяли западную моду, в частности французскую. Однако Екатерина Великая создала свою «этикетку» — официальный документ под называнием «Эрмитажный этикет». Одна из рекомендаций, которую давала там императрица, гласит: «Есть и пить вкусно и сладко, но не такой степени, чтобы забывать свои ноги под столом, когда начнутся танцы».

Как же выглядело застолье Галантного века?

1. Геометрия за столом. Одним из важнейших моментов, которые регламентировал этикет, была рассадка гостей. Поскольку Галантный век являлся веком эстетики, большое значение имело пространственное соотнесение центра и периферии, а также параллелизм с сословными различиями. Центральное место — хозяин праздника/виновник торжества (в случае с екатерининскими застольями — сама императрица) и наиболее почетные гости. При необходимости подчеркнуть геометрический центр главные части расставленных буквами «Т» или «П» столов приподнимали на постамент (этот манер встречаем и сегодня — как правило, на свадебных ивентах). Екатерина и тут проявляла изобретательность и нередко просила выставлять столы в форме буквы «Е» или даже в форме короны. При этом центр всегда визуально подчеркивался, а далее сотрапезники занимали места в соответствии со своим статусом. Женские и мужские места чередовались и неизменно действовало «правило правой руки»: дама, за которой должен ухаживать кавалер, должна была сидеть справа. Позже эти строгие правила сошли на нет.

Photo
Photo

2. Блистательная сервировка – примета времени. До Галантного века красоте убранства стола не придавали особого значения. Больше внимания уделялось самим яствам. И все же одно правило уже тогда было важным: блюда накрывались парадными, натертыми до блеска серебряными колпаками. Это была дань старинной традиции – уберечь еду от яда, а вовсе не для поддержания температуры. Клоши успешно дожили до наших дней и нередко используются, чтобы подчеркнуть как раз высокий ранг банкета или приема.

3. Фарфоровое безумие. Говоря о сервировке, нельзя не вспомнить, что именно Галантный век принес нам моду на фаянс и фарфор. Столы стали настоящим произведением искусства. Знаменитый китайский фарфор или европейская посуда Meissen сегодня – музейные ценности, а тогда сервизы «работали» по назначению. Принцип единообразия приветствовался, но столы не казались скучными, поскольку уже сам по себе фарфор блистал и радовал глаз. Фарфор за редкость и дороговизну называли «белым золотом», ценили за пышность форм, затейливый декор, богатство цветовых и световых эффектов, разнообразие предметов сервировки. Кроме тарелок, мисок и блюд выпускались всяческой формы лотки, сухарницы, корзины, соусники, сосуды для специй, солонки, чашки для крема и т.д.

4. Стол как галерея. Столы украшали и предметами коллекций хозяев дома: например, изысканными статуэтками или часами. По этому поводу у Екатерины в ее «Эрмитажном этикете» даже были шуточные правила: «Дорогие фарфоровые статуэтки и прочие вещицы разглядывать глазами, а если попадут оные в руки, то по забывчивости в карманы не класть». Иногда к делу сервировки приглашали художников, чтобы стол смотрелся особенно изыскано. В таких случаях первую перемену блюд выносили не сразу, а чуть с опозданием – чтобы подчеркнуть роскошь стиля.

Особенно тщательно выстраивалось начальное украшение. Его основу составляли так называемые «десертные горки», которые занимали весь центр стола. Выполняли их из крашеного сахара, папье-маше, серебра, минералов и драгоценных камней. Среди настольных украшений «сюрту де табль» могли быть также зеркальные плато с мраморными статуями, цветочные композиции, фонтаны для вина и хрустальные светильники-жирандоли, многоярусные геридоны с фруктами и сладостями, вазы с цветами (ароматницы).

Сегодня этот тренд максимально распространен: ивент-дизайнеры активно украшают столы на мероприятиях флористическими композициями или иными инсталляциями в тематике вечера.

5. Вилка – признак роскоши. В настоящее время это странно представить, но некогда вилку клеймили на высших церковных уровнях, считая ее признаком «греховной изнеженности». Вплоть до XVIII в. прибор был запрещен в монастырях, но постепенно к концу века он стал самым изысканным элементом «кувертов» («накрытий» – наборов столовых приборов в индивидуальных салфетках). Умение пользоваться вилкой непринужденно оказалось признаком галантности, а приемы с вилками «назначались» высшим пилотажем. А вот на современных ивентах, напротив, популярны фуршетные варианты подачи закусок, когда приборы не требуются вовсе.

Photo
Photo

6. Не все сразу! Галантный век подарил нам систему обедов и ужинов с переменой блюд. В прежние столетия все яства выставлялись на стол сразу, и только после Людовика XIV стало принято выставлять одну перемену в один период застолья. Более того, сначала ее красиво сервировали, чтобы гости могли насладиться общим видом накрытого стола, а потом каждое блюдо несли опять на кухню, где подогревали и разрезали уже порционно.

7. Чистота = красота. Текстилю за столом уделяли особое значение. С переменой блюд всегда меняли салфетки, которые гости заправляли за воротник, чтобы не испачкать дорогую одежду. Перед десертом меняли скатерть. Считалось недопустимым накрывать сладкий стол на материю, еще хранящую ароматы сытных блюд. Но эта идея, не лишенная смысла, до наших дней как раз не дожила. Есть лишь ее отголоски в грамотном зонировании фуршетных линий. Или же в угощении чаем и десертами в отдельной комнате или лаунж-зале.

8. Драматургия застолья. Каждый «настоящий» обед должен быть «артистическим», иметь свою «композицию», симметрию и «кульминацию». Это прослеживалось и в начале вечера (когда каждого гостя церемонно представляли перед входом в обеденную залу), и в меню (например, нельзя было подавать зимой летние кушанья), и в винах (по сезону, по статусу, по соответствию угощениям), и во времени подачи блюд (надо было угадывать внутренний ритм застолья).

9. И все же главное – общение. Глядя на пышные застолья времен Екатерины Великой, мы удивляемся: как много нужно было держать в голове, чтобы соответствовать уровню приема. Но в действительности, несмотря на ряд правил, все было более вольготно, чем нам кажется.

Отличительная черта Галантного века была в том, что он ставил под сомнения излишнюю чопорность и многочисленные рамки, диктуемые сословными различиями. Приемы стали меньше ориентироваться на точность рассадки, хотя главные места по-прежнему доставались виновникам торжества и их приближенным. А самым главным стало общение.

Совместные ужины с этого момента несли важную социальную функцию: обмен мнениями, идеями, полезные и даже деловые знакомства. Пиры и приемы стали местом, где формировалось общественное мнение. Впоследствии именно из подобных «вольных» собраний за столом выросли популярные светские салоны, где пространство для общения разрослось еще больше. Эту черту Галантного века мы прихватили с собой в век XXI и непосредственно в ивент-сферу с ее современными коммуникативными трендами.

Photo
Photo

Что актуально для современных мероприятий?

Полноценно окунуться в атмосферу застолий екатерининской эпохи можно на исторических ужинах в музее-заповеднике «Царицыно». Такой формат мероприятий — ноу-хау местной команды: подобных проектов на сегодня нет ни в одном другом музее или историческом здании. Дворцовые интерьеры, фрейлины, церемониймейстеры, блюда XVIII века по историческим рецептам – все это не только создают определенную обстановку, но и решает бизнес-задачи. Среди них: объединение коллектива, трансляция корпоративных ценностей, эмоциональная перезагрузка и совместная познавательная деятельность.

Наиболее показателен в этом контексте кейс торговой компании, у которой назревало внутреннее недопонимание между IT‑отделом и бухгалтерией. После совместного ужина, «поиграв» в галантных дам и кавалеров, сотрудники по-новому взглянули друг на друга. Атмосфера в коллективе стала более уважительная и дружелюбная, а пролонгированный эффект помогли поддержать совместные фото в екатерининских костюмах, которые надолго стали корпоративной «фишкой» (она обыгрывалась даже на последующих мероприятиях и в промо-материалах компании).

В целом индустрия сохранила и продолжает использовать ряд традиций того времени. Так, общение и драматургия остались главными составляющими светских мероприятий.

Если в Галантный век дворянский этикет требовал, чтобы застолье начиналось задолго до того, как съедутся гости, то и сейчас организаторы «разогревают» публику до начала основного действа.

Если раньше всегда составлялась подробная программа торжественного ужина или вечера в светском салоне, то и теперь ивент-менеджеры строго следуют таймингу и выстраивают сюжет мероприятия с учетом его развития и кульминации.

Организаторы событий продолжают, как и в «галантные» времена, тщательно выбирать площадки для корпоративного или частного ивента (парадные светлые комнаты) и создавать на них особую среду праздника и изысканной роскоши.

В определенном смысле отрасль переняла у Галантного века большинство правил не только поведения на мероприятиях, но и проведения событий. Получается, эта эпоха незримо присутствует на каждом современном ивенте.


16.11.2022

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности