Что делать, если вы горите? Причины профессионального выгорания в ивенте и способы борьбы с ним

Работа организатора мероприятий сопряжена со стрессом. Ненормированный график, переработки, большая личная ответственность, необходимость каждый раз выкладываться на все сто сопровождают подготовку событий любого формата. Зачастую это приводит к выгоранию – состоянию физического и эмоционального истощения, которое может стать причиной краха карьеры и депрессии. Как определить, коснулось ли вас выгорание? И можно ли предотвратить это состояние? Разбираемся с организаторами форума MICE Excellence.
Ирина Михалькова:
19 ноября команда MICE Excellence проводит масштабное (особенно по пандемийным меркам) мероприятие – MICE Excellence Forum. Понимая, что за день форума все вопросы отрасли не обсудишь, в этом году обсуждение волнующих отрасль тем мы начали за три месяца до события в рамках «Открытого Закрытого клуба». Одним из вопросов, которые вошли в его повестку, стало выгорание. Поделиться инсайтами на тему и практиками по предотвращению выгорания мы пригласили Анастасию Белякову, основателя агентства Promark World, ментора для руководителей и собственников бизнеса.
Как понять, что выгорел?
«Работа раздражает»
«Не хочу ни с кем общаться»
«Не вижу перспектив»
«Чувствую себя не на своем месте»
«Меня не ценят»
«Я не справляюсь»
«Батарейка на нуле»
Если вы регулярно ловите себя на этих мыслях, можно с уверенностью говорить о том, что пора остановиться и задуматься. Скорее всего, вы столкнулись с выгоранием. Я знаю об этом не понаслышке, перефразирую известную шутку: «Выгореть очень легко, я сама это делала тысячу раз». Проблема выгорания актуальна для многих людей – по всему миру.
- Только 4% стран соблюдают рекомендации МОТ и ограничения, согласно которым максимальная продолжительность рабочей недели может составлять 48 часов или меньше.
- Годовой убыток мировой экономики от снижения производительности сотрудников из-за болезней, депрессий и тревожных расстройств превышает $1 трлн.
- 83% людей испытывают выгорание на рабочем месте.
- 86% сотрудников хотят, чтобы компании заботились об их психическом здоровье.

Ирина Михалькова,
основатель MICE Orchestra, организатор MICE Excellence Forum

Анастасия Белякова,
персональный бизнес-тренер для команд, основатель компании Promark World, управляющий партнер в Add One Touch - The Experience Building Company.
Анастасия Белякова:
Проблема профессионального выгорания сильно недооценена, хотя последствия могут быть весьма драматичными – от затянувшейся депрессии до попыток суицида. В рамках некоторых компаний вопрос душевного равновесия сотрудников является частью HR-стратегии: появляются возможности для выбора режима работы, пространства офиса конструируются таким образом, чтобы позволять сотрудникам комфортно сочетать работу и отдых. Однако есть две фундаментальные вещи, которые затрудняют этот процесс: многие люди не умеют диагностировать симптомы профессионального выгорания как у себя, так и у своих сотрудников.
Ирина Михалькова:
Профессиональное выгорание наступает по многим причинам. Отчасти это состояние наступает из-за внешних факторов. Один из них – токсичность рабочего коллектива или руководителя. Токсичный человек – это тот, от общения с которым у вас регулярно появляются негативные эмоции и неприятные ощущения, иногда даже физиологические – головная боль, тошнота – как при отравлении. Токсичным можно назвать такого руководителя, который общается с сотрудниками в психологически дискомфортной манере, заставляя их чувствовать себя неуютно и всё время ждать какого-то подвоха. Например, он всегда недоволен своими подчинёнными, склонен присваивать их заслуги, не поддерживает инициативы, намеренно расплывчато ставит задачи, чтобы потом можно было придраться к результатам, и так далее. Как правило, коллектив быстро перенимает у руководителя перечисленные черты, ведь токсичность заразна. Люди, которым такая атмосфера кажется противоестественной, просто не задерживаются долго в подобных компаниях.
Выгоранию также способствует неуверенность в себе и своей работе. Covid-19 передает всей отрасли большой привет.
Но чаще выгорание следует из особенностей восприятия человеком себя и мира – перфекционизм, синдром самозванца и стремление к гиперконтролю.
Профилактика выгорания у сотрудников
Анастасия Белякова:
Проблема, из-за которой выгорание крайне распространено, заключается в отсутствии профилактики этого состояния. Руководителю следует помнить о выгорании на всех этапах работы с подчинёнными, начиная со стадии найма.
Например, избегайте кандидатов-перфекционистов. Склонность к выгоранию является психологической особенностью. Ее можно сравнить с игроманией, наркоманией, алкоголизмом и прочими зависимостями. Кто-то может выпить один-два бокала за вечер, и ничего, а кто-то отправляется в запой. У других существует зависимость от работы. Поэтому, на собеседованиях обращайте внимание на то, как кандидат относится к работе, есть ли в его жизни баланс между карьерой и всем остальным. Условно, если кандидат «хвастается» перфекционизмом, подумайте тысячу раз, хотите ли вы иметь в команде потенциально слабое звено. Работоголизм и перфекционизм стали фетишем последних десятилетий, некой социально ожидаемой нормой. К счастью, эта тенденция заменяется стремлением к осознанной жизни и выбору.
Ирина Михалькова:
Однажды я сказала коллеге, что не могу думать о смене работы, пока не сделаю свое идеальное мероприятие. Она посмотрела на меня и спросила: «А есть ли в мире оно - идеальное мероприятие?»
Анастасия Белякова:
Обращайте внимание на эмоциональное состояние своих работников. Если сотрудник с течением времени становится очень критически настроенным, раздражительным, при этом несколько отстраненным и апатичным, помните, что это ранние симптомы выгорания.
Позволяйте сотрудникам принимать решения. В компаниях, руководство которых раз за разом отвергает инициативы сотрудников и обесценивает их вклад в общее дело, профессиональное выгорание неизбежно. Сотрудник сам может этого не понимать. Он будет чувствовать себя, словно в созависимых отношениях – утомляющих, выматывающих, понижающих самооценку. Крайняя стадия профессионального выгорания –депрессия с далеко идущими последствиями. Внутренняя пружина может просто не выдержать.
Ирина Михалькова:
Делегирование – куда более психологически здоровый подход, чем привычка брать выполнение каждой задачи на себя. Разделяй обязанности и властвуй в своей зоне ответственности.
Анастасия Белякова:
Проводите регулярную оценку степени выгорания и уровня стресса. Для этого подходят как индивидуальные беседы с сотрудником, так и периодические независимые инструменты диагностики, их сейчас довольно много на рынке. Не забывайте, что стресс бывает двух типов: мотивирующий, тот, который держит в тонусе, помогает двигаться к цели, и дистресс, который ведет как раз к выгоранию.
И помните, что высокая зарплата не может защитить сотрудников от профессионального выгорания. Психологическое здоровье сотрудников помогают поддерживать меры нематериальной мотивации. В ваших силах обеспечить сотрудникам корректную обратную связь, менторинг, возможность ошибаться и приобретать свой опыт. Хвалите сотрудников и признавайте их успехи.
Таким образом, мы не говорим о создании тепличных условий в компании. Важно поддерживать психологический климат, в которых каждый сотрудник понимает смысл своей деятельности, его труд получает адекватную поддержку и оценку, а компания в равной степени с самим сотрудником несет ответственность за его эмоциональное состояние
Ирина Михалькова:
Выгорание неизбежно в компаниях, где руководители не ценят своих сотрудников. Но еще быстрее оно наступит у тех работников, которые сами принижают результаты своего труда.
В 2000 году социальные психологи Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг доказали: менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным.
В общем, чем больше я знаю, тем острее понимаю, что ничего не знаю. И это когнитивное искажение не даёт адекватно оценивать свои заслуги и воспринимать похвалу. Ты живешь с ощущением, что занимаешь свое место случайно, а не заслуженно.
Признавайте свои заслуги! Некоторые психологи называют это «помнить о своем великолепии». И не отказывайтесь от комплиментов, если кто-то решит похвалить вас за выполненную работу. Просто поблагодарите человека за добрые слова.
Что же делать, и как защитить себя от выгорания?
Чтобы помогать другим, важно заботиться о себе. Наши лучшие друзья в этом деле – солнце, воздух и вода. Ну и чувство юмора, опять же. Не умеете шутить сами – читайте паблики с анекдотами.
Создавайте свою поддерживающую среду. Если такой среды нет на работе, то стоит найти кружок по интересам за её пределами. Благо, сейчас хобби можно найти на любой вкус и кошелек. Увлеченность чем-то, кроме работы, помогает справиться с выгоранием.
Нивелируйте факторы стресса. Если положение дел не получается изменить, попробуйте поменять своё отношение к ситуации. Ищите плюсы в минусах. Да, это работает.
Обратитесь к специалистам, если самоконтроль не помогает.
И, конечно, берегите себя. Если вы остались в отрасли мероприятий за время, прошедшее с начала пандемии, то вы ей, однозначно, очень нужны.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: Pixabay.com, Simplified Pixabay License (может использоваться бесплатно для коммерческого и некоммерческого использования). Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
26.10.2021