«Отталкивайтесь от замысла», - Виктор Крамер о режиссуре мероприятий, подходах и поиске идей
Как организуют мероприятия профессиональные режиссёры с опытом работы в театре и опере? Какие источники они используют для вдохновения, как ищут концепции, планируют бюджет и работают с участниками? Event LIVE попросил поделиться опытом Виктора Крамера, петербургского режиссёра, продюсера, сценографа, постановщика знаменитых драматических и оперных спектаклей, мюзиклов, городских праздников и известных шоу.
Среди событийных проектов Виктора Крамера: «Губернаторский прием в Михайловском саду», «Новогодний бал на Дворцовой площади», «День Победы», «День Города», Праздник выпускников в Парке Горького, Гала-Концерт - открытие «ХХII Зимнего международного фестиваля искусств», театрализованное музыкальное действо на Мамаевом кургане и др.
О подходах к организации мероприятий
Я одинаково подхожу к постановке шоу, закрытого частного мероприятия и театрального спектакля. Для меня любое событие – это пьеса, которую я пытаюсь разгадать, найти решение – визуальное, литературное, музыкальное. В таком случае у события есть кульминация, развитие и финал. Важно найти подходящий именно этому мероприятию образ. Но образ – это не тема и не световое решение, а более сложное понятие. Оно позволяет участникам проникнуть в эмоциональную основу события. Тогда мероприятия получаются самобытными, яркими и запоминаются участникам навсегда.
О том, как создать эксклюзивное событие
В наше время каждый может пригласить на свой праздник артиста мирового масштаба. Для этого нужны только деньги. Даже связи не требуются – на агента любой звезды можно выйти в два клика. Шаблонных сценариев недостаточно для того, чтобы создать эксклюзивный опыт.
Виктор Крамер,
режиссер, продюсер, сценограф, постановщик. Лауреат и дипломант премий «Золотой Софит», «Золотая Маска» и др.
Творческое мероприятие подразумевает вовлечение гостей. Для этого организатор должен создать среду, в которую гости смогут погрузиться и выполнять придуманные для них художественные задачи. Это приглашение сыграть в увлекательную и тонкую игру вместе с организаторами. Если всё сложится, может получиться по-настоящему уникальное мероприятие. Например, драматический музыкальный спектакль для одного зрителя. Виновник торжества в таком случае получает незабываемые впечатления, а гости реализуют себя в новом качестве и порой раскрываются с неожиданной стороны. Так все смогут ощутить себя полноценными участниками действа и получить удовольствие.
Подобного рода проекты требуют совершенно другой отдачи от всех, в том числе гостей мероприятия. Недостаточно просто прийти и принести подарок, нужно вложить душу, силы, потратить время на репетиции. Но в итоге рождается событие, которое становится нашим общим совместным деянием – организатора и заказчика, режиссёра и участника. Эффект от такого мероприятия намного более мощный, чем от стандартного празднования.
Кстати, мы рассказывали о принципах подготовки таких мероприятий – иммерсивных ивентов.
О работе с высокопоставленными гостями
Для того чтобы превратить высокопоставленных гостей в участников мероприятия, нужно предложить им такую идею, которая будет органично им соответствовать. Нужно уметь увлечь всех, найти что-то волнующее – и для тех, кто на сцене, и для тех, кто в зале. Необязательно, чтобы это была цельная история. Можно, например, вместе создать инсталляции или перформансы.
Ну и, конечно, нужно быть лёгким человеком, разносторонне развитым – разбираться в культуре, экономике, музыке и политике. Это помогает вести коммуникацию с людьми любого уровня – они будут чувствовать твой интеллектуальный и культурный багаж. Кроме того, помогает репутация, она выдает кредит доверия.
О поиске уникальных концепций
Многие организаторы идут по понятному и простому пути: приглашают звёзд, ставят столы, создают слайд-шоу, настраивают свет и другие эффекты… Иногда за этим даже стоит какая-то идея, например, восточная или пенная вечеринка. Но нельзя открыть одним ключом все двери.
В поисках концепции стоит исходить из среды. Во многом именно место определяет характер мероприятия. Нужно почувствовать особенности площадки, её архитектонику, понять, как оно устроено, как видят окружающее пространство люди, находящиеся в зале. Зачастую именно эти детали позволяют найти концепцию. Прислушайтесь к месту и поймите, чем оно живёт? Ваша идея должна дополнять и усиливать его энергетику, а не идти ей наперекор.
Отталкивайтесь от замысла. Какие эмоции вы хотите передать участникам? Какими инструментами получится ее передать? Какую реакцию хотите вызвать? Не стоит думать, что, повесив множество голов на граунд, вы непременно добьетесь WOW-эффекта. В этот момент режиссёру очень важно донести свою идею до исполнителей, потому что зачастую те же мастера световых эффектов, работающие на мероприятиях, привыкли следовать шаблонам. А каждая история требует весьма тонкого и специфичного решения.
Кстати, о том, как найти уникальную концепцию рассказывал также режиссёр Василий Сазонов.
О чертах и свойствах, необходимых режиссёру мероприятий
Один очень знаменитый театральный деятель назвал самой главной чертой режиссёра лошадиное здоровье. И это правда, нагрузки, которые переносит режиссёр перед выпуском мероприятия, я могу сравнить с теми, которые испытывает летчик. В режиссёре должны сочетаться толстокожесть и умение сохранять спокойствие, понимание структуры проекта, навыки работы с каждым инструментом или техническим средством, применяемым на площадке. В ином случае режиссёр просто не сможет говорить с командой на одном языке. С другой стороны, он должен быть художником, способным сотворить нечто духовное и высокое, а для этого нужно быть тонко чувствующим мир ранимым человеком. Найти этот баланс очень трудно.
Кроме того, надо знать ремесло. Без знания профессии в результате получается просто имитация, повтор однообразных решений. Ремеслу учат в театральных институтах, но важно заниматься и самообразованием. Режиссёр должен быть всесторонне развитым, сведущим в литературе, живописи, культуре и традициях разных народов, читать много книг, смотреть хорошие фильмы. Нужно не вылезать из музеев, кино, слушать много хорошей музыки, наблюдать за природой и людьми. Режиссер должен уметь и знать всё. Это, конечно, невозможно, но нельзя оставлять стремления.
Организатор должен быть увлечённым человеком. Сегодня для профессионалов привычка углубляться только в работу стала почти болезнью. Погружаясь всё глубже в тонкости работы, легко перестать замечать мир вокруг. А без этого невозможно создать что-то своё, по-настоящему новое. Концентрация только на своём деле приводит в духовный и эмоциональный тупик. Ничем хорошим это не заканчивается. Ты перестанешь любить то, чем занимаешься.
О разнице в режиссуре событийных и театральных проектов
По большому счёту, театральные и событийные проекты – это жанры, а режиссёру подвластны любые из них. Мне всегда было интересно экспериментировать с жанрами: после драматического спектакля заняться оперой, затем устроить моноспектакль или городское шествие. Я считаю, что смена жанров очень полезна. Каждая работа дарит тебе опыт и развивает новые инструменты, которые могут пригодиться при работе с совсем другими проектами.
Однако у каждого формата есть свои правила, и их надо знать. Смотрите, как похожие задачи решают коллеги. Не нужно копировать чужие идеи, постарайтесь разглядеть, подметить, в чем сила чужих идей. Без осмысления и адаптации получится плагиат.
Режиссёр всегда рискует. Но нужно понимать, на что ты делаешь ставку? Если ради замысла нужно нарушать правила, пусть так. Некоторые правила даже полезно нарушать – они уже давно закостенели и перестали быть актуальными. Опирайтесь на собственное профессиональное чутьё.
О балансе между бюджетом и концепцией
Конечно, можно сразу уточнить у заказчика бюджет. В таком случае нужно составить бизнес-план и сразу создавать концепцию, которая поместится в Прокрустово ложе цифр. Но мои заказчики чаще предпочитают способ креативной разработки. Креативная разработка представляет собой нечто вроде меню – перечень услуг, которые заказчик получит в итоге. Он может взять минимум «блюд» из этого меню, и мероприятие сложится. Но если закажет пять «блюд» и «десерт», то событие пройдёт незабываемо. Моя задача в этот момент подсказать, зачем нужен тот или иной элемент проекта, какой эффект он произведёт. Так у заказчика появляется право выбора, ведь мы отказываемся от ультиматума, мол, если хочешь – плати названную сумму. Такой подход более этичен, а кроме того, предупреждает претензии в будущем, ведь мероприятие получится именно таким, каким его решил собрать заказчик.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото предоставлены Виктором Крамером. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
06.10.2021