Зона комфорта. Детокс для организаторов событий

Семь лет назад Оксфордский словарь назвал словом года toxic (англ. – токсичный). Сегодня такую характеристику часто дают различным людям от соседей по дому до политиков и медийных персон. В общении это слово может подразумевать как прямое выражение негативных эмоций, так и неявное проявление раздраженности или недоброжелательности. Как в таком случае быть организаторам мероприятий, чья работа полна ситуаций, где токсичность способна проявляться и сильно, и часто? Журналу CongressTime рассказала Маргарита Ушакова, психолог и нарративный практик, кандидат психологических наук.
Маргарита Ушакова,
психолог и нарративный практик
Неприятные ситуации
Большая нагрузка, регулярный стресс и высокая степень неопределенности – объективные сложности, которые создают условия для неблагоприятного профессионального общения при подготовке и проведении мероприятий. Порой это настоящая «теплица» для вербальной агрессии, резких обвинений, молчаливого игнорирования поиска решений или открытого хейта. Это не только вредит результатам мероприятий, но и нередко приводит к эмоциональному истощению тех, кто их организует.
Есть и другое окно для появления в поле организаторов токсичности коммуникаций: общение с заказчиками и участниками мероприятий. Это окно может открываться как в ходе самого ивента, так и на этапе его подготовки или анализа результатов. Меняющиеся сроки, технические сложности, организационные форс-мажоры, индивидуальное неприятие отдельных особенностей разных ситуаций, например, в оформлении, в кейтеринге или специфике работы площадки – все это может стать факторами для разных проявлений токсичности в общении.
Современные реалии коммуникации в мессенджерах, электронной почте и социальных сетях добавляют сложностей в противостояние токсичности. Так, согласно исследованиям, опубликованным журналом Nature, чем дольше длится онлайн-обсуждение в комментариях в соцсетях, тем выше риск, что оно станет токсичным. Как удержаться от того, чтобы не попасть под это влияние? Сохранить эмоциональную стабильность, свою и коллег, благополучно провести мероприятие и помочь клиентам остаться удовлетворенными сделанной вами работой?
До мероприятия
Создавайте условия для максимальной открытости коммуникации команды, подрядчиков и заказчиков – эффекты токсичности проявляются там, где негатив накапливается. Фокусируйтесь на том, что проблема токсичности – не в людях, а в ситуациях. Если таким образом подойти к проблеме, то можно перестать бороться с другими людьми, а объединиться с ними в противостоянии токсичности.
В ходе мероприятия
Признавайте негативные эмоции собеседников – без эмпатии. В этом случае вы проявляете уважение к тому, что переживает другой человек, но не присоединяетесь к его обвинениям или недовольству. Не обязательно разделять накал эмоций другого, чтобы показать, что вы их видите и понимаете.
В ситуациях, где вы ощущаете токсичность, спрашивайте про конкретные действия, а не про эмоции и ощущения. Это помогает переключать разговор на решения и не дает людям «тонуть» в негативных эмоциях. Чем больше конкретики и фокуса на действиях, тем меньше шансов на развитие ситуации в токсичную сторону. Вопросы «Что важно сделать в этой ситуации?» или «Если мы предпримем вот это, это будет решением проблемы, о которой вы сказали?» в данном случае полезнее привычного «Как мы можем помочь?».
Избегайте споров, когда слышите претензии – озвученное альтернативное мнение вынуждает собеседника внутренне искать дополнительные аргументы своей позиции. Ситуация получает больше шансов стать токсичной. Вам не обязательно соглашаться с претензией, чтобы помочь человеку разрешить его проблему.
После мероприятия
Выбор метапозиции, взгляда со стороны помогает снизить развитие токсичности в ситуациях разбора промахов и недовольства результатами работы. Токсичность растет там, где высок риск перехода на личности. Фокус на проблемах, а не на «проблемных людях» дает возможность пресечь развитие токсичности.
Выбирайте по возможности устное обсуждение, а не переписку, с клиентами и командой для подведения итогов. Длительные письменные онлайн-обсуждения имеют больше шансов стать токсичными.
Приносите извинения как можно быстрее, четко и без лишних эмоций – это помогает не накапливать негативные переживания ни вам, ни вашим заказчикам/клиентам. Так вы не дадите токсичности шанса созревать.
Поддерживайте в обсуждениях итогов мероприятий не то, что уже случилось плохо, а то, как можно это исправить к лучшему в дальнейшем. Фокус на хорошем и важном придаст сил и мотивации вам, вашей команде и клиентам.
Отдельный важный вектор внимания – это собственная устойчивость к проявлениям токсичности. Подбирайте для себя способы переключения и разрядки во время напряженной работы. Чем большую устойчивость вы будете ощущать, тем выше шанс не поддаться токсичности в общении с другими и не дать ей захватить вас.
Что помогает?
1. Доступная физическая активность: быстрая ходьба или короткая разминка дают шанс сбросить напряжение и добавить себе выносливости за счет снижения уровня кортизола – его называют гормоном стресса, активизации кровообращения и снятия мышечных зажимов.
2. Очень эффективен юмор, особенно в ситуациях с высокой тревогой, когда начинает одолевать страх, что ничего не получится. Забавный мем от коллеги или любимая нелепая песенка помогут не проваливаться в идею катастрофы. Как правило, мы не можем одновременно бояться и смеяться, здесь юмор – наш союзник и еще один барьер в защите от «коммуникативной интоксикации».
3. Быстро стабилизировать внутреннее состояние в ситуации общения, которое чувствуется токсичным, помогают телесные ощущения: вкусы и запахи – любимый чай или предпочитаемые ароматы духов, например, предметы с приятными текстурами – браслет, забавная игрушка-брелок или обложка органайзера. Для того чтобы это сработало, прикоснитесь к приятному вам материалу и сфокусируйтесь на этих ощущениях в течение нескольких минут. В эти моменты постарайтесь поставить на паузу поток мыслей. Концентрация на медленном ровном дыхании или на мытье рук попеременно теплой и прохладной водой тоже помогают.
Ситуация № 1
У вас на мероприятии одна участница недовольна практически всем: неудобные кресла, плохие переводчики, жарко/холодно, в кейтеринге отсутствует рыба – это все, по ее мнению: «Неприлично на таком серьезном событии!». Эти жалобы уже вымотали всю команду организаторов. Что делать?
Варианты действий:
- если возможно, переведите коммуникацию с участницей на кого-то одного из организаторов – так вы повысите и свои шансы лучше разобраться в ситуации, и человеку почувствовать себя услышанным. Хорошо, если это будет не руководитель, но и не случайный неопытный волонтер. В любом случае важно, чтобы организатор имел возможность внимательно выслушать замечания. Соглашаться с высказанными оценками ему не обязательно;
- предложите участнице письменно зафиксировать негативные, с ее точки зрения, моменты. Лучше – на брендированном листе для обратной связи или в специальной форме в приложении события. Это поможет «перенаправить» уже возникшие негативные эмоции в конкретное действие, даст возможность участнице точнее сформулировать, что именно ей не подходит в мероприятии, а организаторам вернуться к претензиям после завершения события, чтобы проанализировать их;
- если в ответ хотя бы на одну из жалоб у вас есть конкретное решение, обязательно скажите о нем, например, вы не в силах перенастроить температуру кондиционера, но знаете место в зале, где она не так сильно ощущается. Участнице это решение может не подойти, но факт его наличия также поможет «переключиться» с эмоций на возможные действия.
Ситуация № 2
Во время мероприятия ваш коллега постоянно прогнозирует провал: «Кейтеринг задерживается! Все пропало! Беджи пришли с опечаткой – ну все, теперь точно нас оштрафуют! Очередь на регистрации – хоть бы заказчик не увидел!». Это страшно нервирует всех, кто занят решением возникших рабочих ситуаций. Что делать?
Варианты действий:
- попробуйте взглянуть на происходящее с точки зрения, что это не коллега такой тревожный человек, а ситуация провоцирует у него высокую тревогу. Эта идея может помочь вам не поддаваться растущей панике, ведь справиться с охватившим кого-то состоянием легче, чем противодействовать человеку;
- тревога боится конкретных действий, особенно таких, что не оставляют времени на долгие размышления (что-либо посчитать/записать/разложить и др.). Предложите коллеге сфокусироваться на решении какого-то одного вопроса, например, посчитать, сколько точно людей сейчас в очереди на регистрацию, уточнить, ко всем ли стойкам регистрации очередь одинаково велика или помочь регистраторам с быстрым подбором беджей;
- попробуйте переключить внимание коллеги на то, что идет по плану: предложите проверить, с какими моментами подготовки все в порядке. Это поможет человеку справиться с волной напряжения и посмотреть на ситуацию чуть шире, а вам – вернуть его в реальность как командного игрока.
Ситуация № 3
В разгар мероприятия коллега постоянно возмущается действиями других членов команды у них за спиной. Что делать?
Варианты действий:
- чтобы не поддерживать такой вариант общения и не помогать развитию скрытой токсичности, вы можете обозначить позицию: если проблема важная, давайте обсудим ее после мероприятия всей командой, если она случайна, то и обсуждать ее сейчас смысла особого нет. Здесь важно подчеркнуть фокус именно на проблеме, а не на человеке – не «вечные опоздания Светланы», а «проблема опозданий на мероприятие»;
- после мероприятий, особенно сложных, имеет смысл специально выделять время на обсуждения командой того, что сложилось хорошо, а что нуждается в оптимизации. В таких случаях полезно сохранять внимание на поиске вариантов решений, а не только на выражении эмоций.
По материалам CongressTime. Фото: www.chatgpt.com, www.shedevrum.ai. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования рекомендациям.
25.09.2025

