Интерактивные форматы: как увлечь, вовлечь и поиграть


Информационные потоки становятся все более интенсивными, а внимание людей – рассеянным, поэтому традиционные форматы мероприятий могут показаться недостаточно эффективными. Участники хотят не просто присутствовать на событии, но и получать новые знания и впечатления, активно взаимодействовать с организаторами и другими людьми. Как с этой задачей справляются игровые технологии, журналу CongressTime рассказал Игорь Лютенко, управляющий партнер компании «Шармол».
Геймификация с умом
Игорь Лютенко,
управляющий партнер компании «Шармол»
Сегодня приемы, правила, элементы игры внедряются в русло повседневного существования компаний. Центральным рабочим звеном становятся представители поколения зет, а они несут в себе стихию игры практически с пеленок: информационная перегруженность нашего времени отбивает стремление к восприятию глубоких смыслов всепоглощающим кликбейтом, скорость реакции на сообщение – доли секунды, дальше любое послание тонет в потоке медиа, рекламы, сигналов соцсетей.
О том, как можно использовать игровые элементы в организации мероприятий, какие преимущества это дает и как геймификация может помочь бизнесу решать внутренние управленческие задачи, а также привлечь внимание клиентов и повысить их лояльность, специалисты событийной индустрии говорили на выездной сессии XIV Евразийского Ивент Форума (EFEA). Встреча была организована в научно-исследовательском корпусе «Технополис Политех» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, в аудитории, где проходят научные заседания и симпозиумы. И здесь на пороге проявлялась магия игровых решений: участники примеряли на себя роли делегатов некоего научного конгресса, а спикеры – функционал авторитетного ареопага. Надо сказать, что так и работали: от теории к практике, как принято в научной среде. В докладах были приведены конкретные работающие примеры «игрофикации» процессов: от онбординга в компании до «изюминок» в организации мероприятий. Я выступил модератором сессии.
В стенах, принимавших выездную сессию EFEA, геймификацию понимают как универсальный формат передачи информации, навыков и умений: игровая форма вовлекает участников коммуникаций в деятельность и создает особую информационную среду. Об этом рассказал во вступительном слове ученый секретарь Политеха Дмитрий Карпов. Он отметил, что с 2019 года в университете проводится облачный квест для первокурсников, позволяющий познакомиться с учебным заведением за пару часов: участники выполняют задания, раскрывающие историю вуза и передовые разработки, посещают различные корпуса.
Политехом накоплен богатый опыт проведения деловых игр, направленных на отработку бизнес-процессов с партнерами университета. Например, в рамках Международного технологического форума развития «Технопром» была проведена деловая игра «Ценностное предложение Центра трансфера компетенций». Основная цель этой игры – отработка навыков, необходимых для постоянной ревизии стратегии развития Центра трансфера технологий в условиях ускоряющегося технологического процесса.
Деловой подход
О деловых играх во всех подробностях рассказала в своем выступлении бизнес-тренер «Академии бизнеса Б1» Альфия Ярмухаметова. Она сравнила бизнес-игры с «крестиками-ноликами», когда у игроков есть определенное поле и через несколько раундов вырабатывается стратегия. Если всегда ставить свой символ в центре, то можно выиграть – и это как тренинг, который развивает определенный навык у сотрудников и будущих лидеров – целевой аудитории проводимых игр.
Крайне интересны результаты исследования, которое провела «Академия бизнеса Б1» касательно онтологии бизнес-игр. Целевая аудитория исследования – специалисты по подбору персонала, руководители корпоративных университетов, департаментов и отделов обучения и развития сотрудников, а также руководители среднего и высшего звена. На вопрос о том, какие компетенции развиваются с помощью бизнес-игры, наибольшее количество респондентов ответило об эффективной коммуникации. На втором месте – кросс-функциональное взаимодействие, что обусловливается наличием сложной организационной структуры в компаниях и желанием наладить взаимодействие между отделами.
Ожидаемые результаты от бизнес-игры: улучшение коммуникации, кросс-функциональное взаимодействие и повышение вовлеченности. Предпочтения по формату и продолжительности: очный лидирует, но 33% респондентов хотят гибридный формат. Большинство опрошенных считают оптимальное время для проведения игры три-четыре часа.
Исследование «Академии бизнеса Б1» подсветило и проблемы при организации бизнес-игр в компаниях. Например, такую: легенда игры далека от реального делового контекста. Заказчики и респонденты хотят видеть ситуацию, с которой сталкиваются реальные участники в бизнесе. Многие предпочитают, чтобы игра была нескучной, но тем не менее обучающей. Важно сохранять баланс, ведь это не лекция и не тренинг, а другой формат, от которого участники ждут не только определенных инсайтов, но и элементов развлечения.
Полезный корпоратив
Основатель и руководитель ивент-агентства SPUTNIK-M Маргарита Баулина рассказала, как посредством игры компания решала бизнес-задачи для тревел-сервиса «Туту». Особенность этого предприятия в том, что большинство сотрудников работают удаленно и только по желанию приходят в офис. В результате люди мало общаются друг с другом, а это замедляет бизнес-процессы между отделами. Целью проекта было познакомить сотрудников друг с другом, продемонстрировать, как ценности компании работают на практике, и рассказать обо всех продуктах фирмы, то есть обо всех ее отделах и подразделениях. Не менее важно было показать работникам, как их личная ответственность влияет на общий результат.
Агентство SPUTNIK-M разработало игру, которая должна была продемонстрировать общий результат. В качестве механики был выбран квест, состоящий из семи локаций, олицетворяющих продукты компании: сервис автобусных, железнодорожных и авиабилетов, бронирование отелей и контактный центр.
Вопросы были двух типов: о деятельности узкоспециализированных отделов и о ситуациях, с которыми может столкнуться каждый сотрудник. Например, если специалист находит старое лого на сайте, что он должен делать? Треть сотрудников прошли этот квест. Компания получила заряженных и довольных амбассадоров, которые на практике знают, как работают ценности компании, и что их действия влияют на общий результат. Кроме того, ускорилась коммуникация между отделами, что привело к улучшению бизнес-процессов. И еще один интересный показатель, который замеряет компания, – количество рекомендаций работодателя своим друзьям. После этого мероприятия их число выросло на 50%.
Игра на результат
Тезис о важности игровой формы для усвоения информации развил в своем выступлении основатель и управляющий партнер компании DeepPlatform Олег Крючков. Перед компанией в начале 2024 года стояла амбициозная, но крайне увлекательная задача: развить и замерить предпринимательские навыки сотрудников крупной корпорации. «Надо прокачать внутренние предпринимательские таланты», – сказал заказчик.
Зачем это нужно в корпорациях, где все сотрудники наемные? Как оказалось, это важный критерий в развитии пула талантов, квалификации и сертификации персонала, а также формировании резерва для будущей смены поколений руководства.
При создании игровой модели к работе были привлечены тренеры и мотивационные спикеры как внутренние, так и внешние. Сам проект выдержали в восточной самурайской тематике. «Для нас геймификация – это не только, когда ты набираешь баллы в процессе участия в игре, – говорит Олег Крючков. – Это примерно как в компьютерных играх, когда ты прокачиваешь свои разные качества: силу, магию, ловкость, хитрость и что-то еще, и если ты можешь связать все с корпоративными ценностями компании или с теми навыками, которые нужно развить, например, предпринимательскими, то это хорошие и соответствующие жизненным задачам программы критерии».
На финал собрались представители HR-подразделений всех региональных офисов корпорации. Они активно предлагали работу, и финалистов хантили просто на ходу. Организаторы игры считают, что это и есть главный успех: значит, в финале собралась на самом деле та самая молодая смена, те претенденты, которые показали, что они действительно представляют интерес для работодателя. И это было, наверное, лучше, чем просто благодарность.
По словам Олега Крючкова, организаторы мероприятий привыкли реагировать на задачу «нужен такой ивент». Если мы научимся реагировать на «нужен такой результат», считает он, мы будем создавать события вместе с клиентом – это удобнее и эффективнее.
Креативные квесты
О том, как, подсвечиваемое необходимым результатом, рождалось новогоднее мероприятие для фармацевтической компании, рассказали в своем выступлении партнер и креативный директор «Фабрики квестов» Леонид Воробьев и управляющий партнер компании Event Point Мария Ханина. В 2024 году компания-заказчик существенно приросла количественно, сотрудников стало больше, и в связи с этим они переезжали в новый офис. Помимо «одомашнивания» нового пространства, перед компанией стояла важная задача: поговорить о корпоративных ценностях, потому что не все новички пока прониклись ими. Магия креативных игровых коммуникаций помогает вернуть ценностям энергию глаголов действий.
В детективном квесте «Ингредиенты новогодних чудес» ценности компании были включены в игру. Механика была такой, что на каждом этапе ответом на вопросы была одна из ценностей компании, ассоциация, которая возникает с Новым годом, как временем, когда мы все загадываем желания, мечтаем и строим планы на будущее. Корпоративные ценности рифмовались с личными эмоциями и желаниями, они прокладывали дорогу к пику ожидания новогоднего чуда для каждого участника игры.
Леонид Воробьев, помимо слайдов с кратким резюме об особенностях проекта и методики квестов в целом, привнес в сессию необходимый элемент осмысленного развлечения: присутствовавшим предлагалось открыть сейф, подобрав буквенную комбинацию кода, опираясь на информацию, полученную из слайдов и выступления спикера.
С подобными задачами – расшифровкой архитектурных и инженерных кодов и ходов – блестяще справляется креативное бюро «Глазами инженера». Его творческий директор Варвара Любова полагает, что игровые технологии – это не столько корпус смыслов, сколько сценарий, который диктует наше восприятие. «Мы на пересечении информационной практики и теории», – эксперт.
Из вдохновенного и яркого рассказа Варвары Любовой слушатели узнали, как креативное бюро превращает экскурсию в замысловатую игру с определенным сюжетом, релевантными художественно-изобразительными средствами, с тотальным интерактивом. При этом продукт «Глазами инженера» это не просто прогулка по улицам города, а открытие смыслов, заложенных в архетип его строителями и благоустроителями. «Мы делаем смыслы более четкими во всех смыслах», – таков лозунг компании.
Мастер-класс, театрализация с вовлечением экскурсантов, зарисовки, тактильные опыты с исследованием архивных артефактов – это практика. И от осознанного к бессознательному через опыт тела можно получить тот самый вход в сознание и эмоциональный фон человека. Инже-арт-форматы (инеженерия+искусство), театрализованные монологи, внезапное погружение в роли скульптора, исследователя, фотографа, конструирование инженерных и архитектурных образцов – все это о том, как самые сложные и глубокие смыслы сделать легкими для восприятия, и о том, почему в эпоху инвентаризации ценностей и смыслов важно живое общение и совместно пережитый опыт. Ну и, конечно, о том, что истории – это эмоциональная рифма, которая сужает вал информации до коридора смыслов.
Занимательная деловая программа
О том, как коридор смыслов сделать не просто векторным, но и наполнить совершенно новым содержанием, не упуская при этом цели взломать информационный шум и провоцируемый им анабиоз невосприимчивости, рассказал основатель «Агентства смелых решений «МЫ» Михаил Климанов.
Команда «МЫ» несколько лет проводила мероприятие в классическом деловом формате для сотрудников компании-заказчика, и оно, как правило, состояло из двух-трех вечерних событий: тимбилдинга, стратегической сессии и деловой программы, где руководители отделов традиционно делились своими достижениями и планами на будущее.
Однако в силу геополитических событий компания была вынуждена начать работать по-новому. Вместе с руководством специалисты агентства долго искали, как правильно подойти к традиционному мероприятию. И в голову пришло слово «перезагрузка»: компания работает в новых условиях, и чтобы эффективно выполнять совершенно новые планы, которые не соотносятся с десятилетиями деятельности, всем сотрудникам нужны перемены. Не те, что связаны с медитацией и духовным ростом, а когда перезагружают телефон, чтобы избавиться от ошибок. Было решено сохранить все традиционные элементы мероприятия, но сделать их совершенно не такими, как раньше.
Деловая программа обычно выглядит как набор выступлений спикеров. Но задача была поставлена таким образом, что команды, во-первых, задействуют максимальное количество участников, отделы, департаменты. И во-вторых, расскажут обо всем без использования презентаций. В итоге были подготовлены 18 роликов с участием сотрудников не только как актеров, но и как создателей. В съемках были заняты 43 человека, еще 42 вышли на сцену в рамках театрализованных и игровых презентаций отделов. Прошел конкурс сторителлинга, и 60% сотрудников так или иначе оказались задействованы в подготовке контента мероприятия.
Катализатор смыслов
После обсуждения проектов, представленных на выездной сессии Евразийского Ивент Форума, стало очевидно: максимум эффективности – это то, что ожидает заказчик любого мероприятия. Игровые решения, которые служат своеобразными катализаторами смыслов и в конечном счете той самой эффективности – непременные спутники любого современного события. Так диктует время. Время очень быстрых решений, инновационных подходов и тотального взламывания привычных процессов.
По материалам CongressTime. Фото: архив мероприятий ивент-агентства SPUTNIK-M. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования рекомендациям.
10.04.2025

