Casestudy: как Киберпонедельник привлек внимание регионов и стал общероссийской акцией
Евгения Лампадова, основатель коммуникационного агентства «ЛАМПА» рассказала Mediabitch о том, как московско-питерская акция превратилась в общероссийскую и даже захватила Казахстан. И всё это с помощью PR. На деле же этот кейс — настоящий набор лайфхаков о том, как эффективно работать с регионами.
Российский «Киберпонедельник» – глобальная распродажа в онлайн-магазинах рунета. Аналог американского Cyber Monday, который ежегодно проходит с 2005 года в понедельник сразу же после «Черной пятницы» (Black Friday) – пятница после Дня благодарения (23-29 ноября), с этого начинается традиционный рождественский сезон распродаж в розничной торговле. Cyber Monday был задуман в США как альтернатива для офисных сотрудников, которые не могут использовать преимущества «Черной пятницы», поскольку проводят этот день на работе.
Со временем «Киберпонедельник» стал популярным не только в США, но и в Аргентине, Канаде, Чили, Китае, Англии, Японии, России и многих других странах. Хотя не везде он «привязан» к Чёрной пятнице и случается в разные периоды года. Ставший сегодня у нас традиционным, первый «Киберпонедельник» прошел в России в январе 2013 года.
Задача и реализация
В этом году акция впервые прошла дважды: 26 января и 30 мая. В начале мая к нам обратились организаторы акции из Ассоциации компаний интернет-торговли за дополнительной PR-поддержкой.
Мы отчетливо понимали, что теряем половину месяца из-за праздников, поэтому решили сосредоточиться на каком-то конкретном направлении и максимально успеть его отработать.
Таким направлением стали российские регионы. И сверхзадача – анонс акции в Казахстане, население которого тоже могло в этот день заказывать товары в России. Но было одно «но» — 13 мая там должна была пройти местная популярная распродажа «Кибержума» с выгодными предложениями местных ритейлеров. После этого наша аналогичная акция уже могла просто «не зайти», тем не менее мы решили попробовать.
С нашим условием «никаких KPI и тогда мы в деле» заказчик согласился и мы приступили к работе.
Регионы
СМИ
1. Анонсирование
Мы сделали две рассылки (анонс и пресс-релиз) по нашей региональной базе СМИ, разделив внутри все эти медиа по следующему принципу:
- активные в прошлый «Киберпонедельник» территории (например, Сибирь, Урал, Татарстан etc.) – потенциальная дополнительная аудитория;
- не принимавшие совершенно никакого участия (СКФО) – потенциальная новая аудитория;
- недостаточно активные (Башкирия, Удмуртия, Дальний Восток) – потенциально дополнительная аудитория.
Рассылки:
- таргетированный региональный анонс акции за две недели до акции – 82 локализованных текста;
- подробный пресс-релиз в день акции.
На выходе получили 100 оригинальных публикаций в 36 субъектах РФ. Материалы СМИ неплохо разошлись по местным популярным пабликам во Вконтакте и социальным сетям в этих регионах.
2. Лайфхаки выгодного и безопасного приобретения товаров в дни распродаж
3. Обзоры акционных товаров накануне распродажи (Самара, Ижевск, два с региональной аудиторией в Москве)
Из наблюдений: больше всего регионального медийного трафика на сайт акции дали популярный тюменский ресурс «Все о Тюмени» и томский телеканал «ТВ-2» — 640 и 700 переходов соответственно. Средний региональный показатель — 100 переходов по указанной в материале на сайт ссылке. И еще: популярное СМИ города-стотысячника может «привести» в два раза больше пользователей, чем медиа, известное и читаемое в миллионнике.
Блоги
Попросили написать об акции в любом удобном формате (анонс, обзор, советы) восьмерых блогеров: пять региональных (Чебоксары, Петербург, Красноярск, Хабаровск) и трех московских с качественной российской аудиторией. Прочитав эти посты, по собственной инициативе про «Киберпонедельник» рассказали еще три московских блогера.
Итог: около 2000 переходов из восьми блогов на сайт акции. Средний региональный блогерский показатель сопоставим со средним медийным.
Паблики
В некоторых интересных нам регионах, например, Башкирии и Бурятии, местные СМИ поначалу проигнорировали нашу акцию. О грядущем мероприятии написало всего одно башкирское СМИ и ноль бурятских.
Тогда мы изучили местные паблики и выяснили, что, во-первых, они там есть, во-вторых, в них кипит активная потребительская жизнь. Оставалось только найти модераторов или знакомых модераторов, чтобы инициировать выход постов о грядущей распродаже, что мы успешно и сделали. То же самое проделали в Калмыкии.
В Краснодаре, Самаре и Мурманске за счёт анонсов в пабликах привлекли дополнительное внимание к акции. Самый большой паблик насчитывал 257 000 подписчиков, самый маленький — 10 000, средний показатель — 35000. Всего по нашей инициативе информацию разместило – 12 сообществ с общей аудиторией больше 500 000.
Казахстан
Мы намеренно разослали в Казахстан только один релиз – за пять дней до начала акции. Рассылка 16 мая, сразу после «Кибержумы», была бы на наш взгляд стратегически неверным решением. Заранее определили топ-10 самых читаемых и популярных СМИ и до email-рассылки пообщались с журналистами выбранных отдельных редакций. Среди СМИ, которые привели к нам трафик: Forbes-Казахстан и Казахстан Inform БЮРО.
Результаты
Большинство опрошенных ритейлеров по итогам акции отметили неожиданный для себя рост региональных продаж. А организаторы акции зафиксировали увеличение доли регионов относительно предыдущего «Киберпонедельника» на 7%.
Эльдорадо
В «Эльдорадо» трафик и оборот выросли на 20%. Зато отличились регионы. Самую заметную активность проявили интернет-покупатели из Сибири.
М.Видео
Самые активные регионы по количеству заказов: Московский регион, Санкт-Петербург, Краснодарский край.
Связной
Лидером по приросту продаж среди самых активных регионов (топ-20) стал Челябинск, где выручка Svyaznoy.ru увеличилась на 223%, а объем заказов – на 55%. Также хорошую динамику показали Сургут (+181% прирост выручки и +68% — увеличение объема заказов), Казань (выручка +168%, заказы +45%), Екатеринбург (+133% выручка и +50% заказы), Краснодар (+123% в выручке и +40% в заказах) и Екатеринбург (выручка +133%, заказы +50%).
Юлмарт
По словам коммерческого директора «Юлмарта» Олега Пчельникова, данный «Киберпонедельник» стал одним из самых удачных для компании. В день акции выручка в сравнении с обычным днем выросла на 50%. В компании тоже отмечают, что в этот раз повышенный интерес к распродаже наблюдался в регионах: прирост трафика в Уфе, Белгороде, Екатеринбурге, Новороссийске и Ижевске в период акции достигал 35%.
Адамас
Самые дорогие ювелирные покупки, стоимостью более 500 и 300 тысяч рублей, были оформлены в Иркутске и Уфе.
KupiVip
Самые активные регионы – Москва, Санкт-Петербург и области, за ними следует Ростов-на-Дону (+40% по сравнению со среднемесячными показателями). Прирост продаж в Казахстане составил 47%.
Ремарки
Все данные я привожу, основываясь на показателях сайта акции, при этом стоит учитывать, что многие покупатели заходят напрямую на сайты к интересующим их магазинам, минуя общий ресурс. Но опросить все 300 компаний-участников распродажи для релевантной выборки нереально.
И предупреждая вопрос про бюджет: мы не платили никому и ни за что. Только relations, только хардкор! :)
Автор: Евгения Лампадова, основатель коммуникационного агентства «Лампа»
Источник: http://mediabitch.ru
15.06.2016