«Это совсем другие эмоции», – Ян Кожан о мероприятиях и креативном кластере на заброшенном заводе в Сысерти
В 2020 году на территории заброшенного завода в Сысерти снова закипела жизнь: началось строительство креативного кластера. Здесь уже проводят ивенты, а в будущем откроются офисы резидентов и глэмпинг-корнер. Почему старые кирпичи кажутся организаторам более привлекательными, чем здания с вентфасадами? И как мероприятия помогают развиваться креативным пространствам? Главный редактор журнала CongressTime Дарья Островская обсудила эти вопросы с идейным вдохновителем и руководителем проекта Яном Кожаном.
В декабре редакция журнала CongressTime посвятила креативным пространствам специальный проект и историю с обложки. Также в выпуске: как развивается ивент индустрия в Северной Европе, что необходимо для проведения креативной сессии, как российские ассоциации планируют свои конгрессы, и почему краудсорсинг – это важный инструмент для организатора конференции. Читайте новый номер аналитического журнала CongressTime по ссылке.
Кстати, в прошлый раз мы публиковали эксклюзивные дополнения к интервью комиссара и художественного руководителя Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алисы Прудниковой для журнала CongressTime.
- Ян, какое определение вы бы дали термину «креативное пространство»?
Для меня основной момент отличия креативной площадки от любой другой – это высокая степень взаимодействия ее резидентов, гостей и участников мероприятий. От индустриальных парков креативные пространства отличаются тем, что больше сосредоточены на креативной экономике и креативных индустриях. К последним можно отнести достаточно большой спектр отраслей, в том числе и организацию мероприятий. Недавно мы провели эксперимент и собрали все существующие в мире перечни креативных индустрий. В результате выяснилось, что нет какого-то единого подхода. Любая отрасль может быть отнесена в тот или иной момент своего развития к креативным. Это еще раз доказывает, что креативные индустрии затрагивают или абсолютно новые сферы деятельности человека, или авангардные части уже существующих классических отраслей.
Креативные площадки могут иметь разный фокус – на краткосрочную аренду и проведение мероприятий или долгосрочную аренду и постоянных резидентов. Площадки могут быть разными: занимать огромные пространства или не очень большие площади, располагаться в центре города или за его пределами, находиться в старом строении или во вновь возведенных зданиях. Разница только в том, что некоторые типы площадок притягивают людей из новых отраслей, настроенных на коммуникации, и способствуют таким коммуникациям. Условно говоря, старые кирпичи могут быть более привлекательными для творческих людей, чем здания с вентфасадами.
Часто в обустройство этих площадок вовлечены сами резиденты. Иногда это касается и ремонта, когда люди доделывают свои пространства. Например, может появиться стрит-арт. Но есть и иные варианты. Например, у нас есть коворкинг-пространство, созданное нами 8 лет назад, резиденты были вовлечены в создание событий. Площадка работала 50/50 – как место для проведения мероприятия и как офисное пространство.
Часто у креативных пространств есть глобальная идея или миссия, которую реализуют их создатели. Например, развить какую-то новую сферу в определенном месте или создать что-то для локального сообщества.
- Как появилась идея создать креативное пространство в Сысерти?
Все началось с моего личного интереса и желания вдохнуть новую жизнь в уникальные исторические здания. Это история Урала, территории которого осваивались и развивались именно как горнозаводской край, как первый в мире промышленный регион. Здесь был произведен первый экспортный товар России – металл. Из него сделаны Эйфелева башня в Париже и статуя Свободы в Нью-Йорке. И если Европа гордится замками, Центральная Россия – кремлями, то гордость Урала – это заводы. Именно отсюда начиналось промышленное развитие территорий всей страны.
Кстати, индустриальность не единственный бренд Свердловской области. Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга, рассказал Event LIVE о малоизвестных ресурсах для продвижения региона.
Интересный факт: несмотря на то что Екатеринбург и Свердловская область в различных рейтингах оценки креативности регионов России занимают достаточно высокие места, в регионе практически нет креативных кластеров. По крайней мере, в том понимании и формате, как они существуют в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому опыт Сысерти интересен вдвойне.
Мы не хотим открывать просто музей, где можно изучать историю. Нам хочется, чтобы эти пространства ожили снова. На территории завода планируется создание креативной площадки с разнообразными событийными пространствами. Большинство наших резидентов также связаны с проведением мероприятий.
В августе мы запустили проект «Лето на заводе». Это так называемая низовая инициатива, когда люди, кому небезразлична судьба этой территории, объединились и оживили старинные руины. Можно было бы дальше искать миллиарды инвестиций на восстановление, но, как оказалось, нужно просто начать делать. Многие поддерживают такие идеи: это и Агентство стратегических инициатив, и Фонд Президентских грантов, и городская администрация. Этот пример может стать хорошим кейсом для других регионов России.
Даже в рамках проекта «Лето на заводе» мы смогли провести несколько деловых мероприятий, несмотря на отсутствие полноценной инфраструктуры и сервисов. На следующий сезон мы прогнозируем увеличение спроса на площадку под деловые мероприятия.
- Таким образом, получается, что проект «Лето на заводе» – это событийная история, которая в том числе помогла начать работу над созданием и преобразованием креативного кластера?
По сути, да. Это пилотная часть проекта создания кластера. При этом, если мы смотрим на идеальную картинку в будущем, когда кластер уже полноценно сможет работать, доля постоянных резидентов должна быть больше, чем событийная часть. Это обычная история для развития креативного пространства. События помогают сделать их узнаваемыми и привлечь к ним внимание. Постепенно доля мероприятия в общем объеме бизнеса сокращается, основной доход начинают приносить постоянные резиденты.
Кстати, креативные пространства тоже не всегда бывают вечными. Они тоже могут уходить с рынка. С их развитием территория, на которой они расположены, как правило, приобретает дополнительную ценность, повышается в цене. В этот момент на нее могут зайти девелоперы для дальнейшего освоения и застройки. Например, такая модель очень распространена в Великобритании. Конечно, это не касается каких-то объектов исторического или культурного наследия. В Сысерти мы тоже предусматриваем такой вариант развития. Вокруг нашего кластера планируется строительство апартаментов, которые на этапе эскизов вызвали большой интерес. В конечном итоге это все будет позитивно влиять на развитие территории.
- Зачем креативному кластеру проводить мероприятия?
Для развития креативного кластера мероприятия играют большую роль. Например, мы сейчас прорабатываем возможность взаимодействия с конгрессно-выставочными центрами Екатеринбурга. Это позволит организаторам проводить официальную часть мероприятия на классической площадке, а более атмосферные и неформальные события переносить к нам. Такой формат уже востребован на рынке.
Проведение мероприятий – это хороший старт для креативных пространств, которые могут быть временными ивент площадками на период поиска резидентов. Организаторы также заинтересованы в таких местах, так как постоянно ищут интересные локации для проведения своих проектов. Почему интересны именно деловые мероприятия? Во-первых, это всегда большие бюджеты. Во-вторых, это возможность привлечь внимание ключевых стейкхолдеров и лиц, принимающих решение, необходимых для развития кластера.
- Согласно вашим прогнозам, через пять лет работа над проектом завершится. Какую роль в его экономике будут играть мероприятия?
Согласно нашей бизнес-модели, основная доля доходов будет поступать от долгосрочной аренды и резидентов. Планируем, что примерно 30% выручки будет приходиться на мероприятия. Также в планах создание внутри кластера продюсерского центра и сервисов для мероприятий. Это позволит генерить собственные проекты, которые станут дополнительным источником дохода.
- Какие мероприятия будут готовы принимать ивент площадки, расположенные на территории кластера? Обозначаете ли вы для себя какие-то границы в этом направлении?
Границы нужны обязательно. Они зависят от философии площадки. Принципиально хотелось бы позиционировать наш кластер как пространство для созидания. Эта повестка должна проходить через всю концепцию его работы, в том числе через мероприятия, организованные на территории. Креативные кластеры должны не только потреблять ресурсы, но и способствовать их созиданию. Согласно этому принципу, мы планируем подбирать и резидентов.
- Какие преимущества работы с креативным пространством должны привлечь организаторов именно к вам?
Сегодня организаторам необходимо не только провести мероприятие, но и дать участникам дополнительные эмоции и впечатления. Если мы говорим про Сысерть, то, конечно, проводить конференцию в декорациях старинного завода – это совсем другие эмоции, чем те, если это же мероприятие организовать в стандартном конгрессном центре. Новизна, уникальность, необычность, атмосфера – вот что делает креативные пространства привлекательными для организаторов.
У каждой площадки могут быть свои дополнительные особенности. Например, локация. Сысерть расположена в нескольких десятках километров от Екатеринбурга. Участники могут погрузиться в атмосферу Урала, познакомиться с его природой. Это тоже дополнительные эмоции и конкурентные преимущества.
Кроме того, важен контекст пространства. Креативные кластеры – территория творчества. Зачастую они становятся популярными за счет освещения их деятельности в медиа и посещения их различными селебрити. Чувство сопричастности к этому может стать дополнительным бонусом при выборе организатором подобных пространств для события.
- Какие возможности будет предоставлять креативный кластер для мероприятий?
В Сысерти получается очень разноплановый проект. С учётом дефицита инфраструктуры, нам приходится многие объекты создавать самим на территории кластера. Для мероприятий планируются площадки вместимостью 200–500 человек, а также много залов на 20–50 человек. Они будут располагаться по всей территории кластера. Это обусловлено очередностью его развития. Каждая очередь реновации будет включать в себя и офисные, и ивент пространства, что позволит сохранить комплексность территории. Часть пространств будет обладать высокой степенью трансформируемости. Например, коворкинг сможет превращаться в зал для проведения мероприятий.
Также для организации различных событий предусмотрено использование открытых пространств. Чистый воздух, близость реки и красивый природный ландшафт – это то, что будет выделять и отличать нашу площадку от традиционных выставочных и конгрессных залов в больших городах.
- В 2020 году на территории завода уже проходили мероприятия. Можете рассказать про самые интересные из них?
Среди таких мероприятий можно выделить, пожалуй, три. Первое – это наше открытие, которое проходило в формате театральных представлений, концертов и мастерских. Вторым можно назвать спортивное мероприятие «Бажовская верста», в программе которого были не только соревнования, но и лекции, и мастер-классы. А третье – это фестиваль «Классика на заводе», где были совмещены различные форматы – от выставки автомобилей до концертов классической музыки. Каждое из этих мероприятий собрало до пяти тысяч человек.
Из интересного опыта я бы назвал проходившие параллельно друг другу хакатон, где молодые ребята придумывали новые ИТ-сервисы для кластера, и закрытие туристического сезона для тех, кто любит путешествовать по Уралу. Разнообразие форматов и активностей, работа нескольких площадок и количество участников – все это создавало ощущение настоящей жизни на заводе и атмосферу созидания на площадке.
- Как вы и ваша команда определяете миссию проекта?
Пожалуй, можно выделить три основных момента. Во-первых, это возможность новой жизни для Сысерти, ее социально-экономическое развитие. Во-вторых, возрождение бренда Урала как горнозаводского региона, сохранение его истории и ценности. В-третьих, создание комфортного пространства для творческих людей и бизнесменов – для тех, кто занимается созиданием.
В ноябре 2020 года проект «На Горном Заводе» был презентован на форуме «Сильные идеи для нового времени», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Фондом Росконгресс. Идея создания модели креативных кластеров как драйверов развитии территории на примере старинного уральского завода вошла в ТОП-300 частных инициатив и была избрана из почти 15 проектов, а также представлена Президенту РФ Владимиру Путину.
Аркадий Киселев, заместитель генерального директора, руководитель Уральского конгресс-бюро, Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области
Креативные пространства в России позволяют расширить границы между форматами событий, предлагая свои возможности для трансформации стандартных деловых мероприятий. На территории Свердловской области уже работают такие пространства: кластер на Сысертском железоделательном заводе, культурно-выставочный комплекс «Синара Центр» в Екатеринбурге, и «Арт Резиденция» недалеко от Нижнего Тагила. Что касается деловых мероприятий в целом, то они становятся многоаспектными. Все чаще заказчики стремятся дополнить свое событие креативной составляющей. На мой взгляд, такие площадки обладают значительным потенциалом, в том числе и в гибридном формате при наличии технической возможности подключения онлайн-трансляции. Проведение международных мероприятий на территории креативных пространств также возможно. Но при этом площадка должна обладать необходимым техническим оборудованием, соответствовать требованиям безопасности и соблюдать санитарно-эпидемические нормативы в соответствии со стандартами. Существующие креативные пространства Свердловской области уже могут принимать международные мероприятия до 500 человек.
Фото взяты из группы ВКонтакте «ЛЕТО НА ЗАВОДЕ». Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования рекомендациям.
10.01.2021