Йохен Витт: «У отрасли хорошие перспективы, но необходимо учитывать факторы риска»
Зачем площадкам индивидуальные концепции и почему ЭКСПО-2025 – это еще не все? Каковы перспективы развития отрасли в российских регионах? В чем заключается роль государства в развитии выставочной индустрии? Своим мнением поделился Йохен Витт - основатель и владелец консалтинговой компании jwc GmbH, ведущий эксперт в области индустрии встреч, специализирующийся на оценке эффективности и развитии площадок, их ценообразовании и продуктовой стратегии. До создания jwc GmbH Йохен Витт был президентом и исполнительным директором Koelnmesse, президентом Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), председателем Европейского отделения UFI.
- Господин Витт, вы возглавляли Всемирную ассоциацию выставочной индустрии (UFI), жили и работали во многих странах мира, и событийная отрасль менялась на ваших глазах. Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на рынке индустрии встреч сегодня?
Несмотря на возрастающую цифровизацию бизнеса, надо признать, что стремление людей встречаться друг с другом не исчезает. Говоря об индустрии встреч, я предлагаю делать различие между выставками и конференциями. Оба направления бизнеса все-таки имеют очень разную динамику. Общее развитие экономики и ее отдельных отраслей является драйвером выставок, а конгрессный бизнес в значительной степени зависим еще и от других факторов, таких как привлекательность города, доступность площадки и т. д. Для охвата двух сегментов отрасли часто используется термин MICE, и это иногда вводит в заблуждение. Парадоксально, что все, что мы подразумеваем под аббревиатурой MICE (встречи, инсентивы, конференции и ивенты), можно найти на выставке. Поэтому MICE является частью выставочного бизнеса, но выставочный бизнес не является частью MICE. В нашей беседе я разделю выставки и конференции и оставлю в стороне область встреч, инсентивов и ивентов.
В целом основным движущим фактором роста нашей индустрии стало развитие Китая и стран АТР. Перспективы выставочного и конгрессного бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе обусловлены несколькими факторами. На рынке доминирует Китай, который в 2017 году организовал выставки общей площадью 12 млн кв. м и, судя по всему, продолжит в том же духе. За последние десять лет в КНР наблюдается рост выставочных площадей на 6,5%. В других странах Азии темпы роста были сравнительно ниже, Индия остается относительно небольшим рынком, что обусловлено отсутствием в стране квалифицированных площадок. Я считаю, что у выставочной и конгрессной отраслей хорошие перспективы, но необходимо учитывать имеющиеся факторы риска.
- В Китае сейчас строятся крупнейшие выставочные и конгрессные центры. Какие новые решения необходимы в управлении площадками, чтобы они были прибыльными?
В мире подавляющее большинство площадок финансируется на деньги налогоплательщиков, как и в случае с Китаем. В обмен на вложения муниципалитеты получают выгоду от косвенного воздействия выставок.
Такая бизнес-модель очень хорошо работала в прошлом, но все больше и больше площадок обязаны обеспечивать собственную прямую рентабельность, так как государства сталкиваются с ростом бюджетных ограничений. Вопросы рентабельности решаются по-разному и зависят от конкретных рыночных условий.
Поэтому выставочным площадкам необходимы индивидуальные концепции — от реализации ценовой эффективности до корректировки сервисных предложений, системы скидок и ценообразования.
- Какова роль государства в развитии отрасли в мире? Можно ли использовать этот опыт в других странах?
В странах, где правительства участвуют в развитии отрасли, дела идут очень успешно. Возьмем в качестве примера Китай и Индию.
Правительство Индии считает, что движущей силой индустрии должны быть частные предприниматели, но в этом есть смысл, если речь идет об организаторах мероприятий, но не о площадках, которым необходимы огромные инвестиции.
В Китае правительство выбрало противоположный подход и вложило значительные средства в инфраструктуру событийной индустрии. В результате выставочный бизнес развивается и растет в Китае, а в Индии он все еще мал.
- Какими вы видите перспективы развития индустрии встреч в России в контексте политических и экономических вызовов?
Несмотря на санкции и низкие цены на нефть, российская экономика демонстрирует неплохие результаты. Выставочный бизнес в России был неустойчивым последние годы, за последние пять лет снизились объемы выставочных площадей и количество участников.
Москва доминирует на российском рынке, представляя 80% площади всех выставок в стране, и продолжит это делать.
Конгрессный бизнес в России в основном характеризуется местными мероприятиями. Как бы то ни было, некоторые международные конференции и форумы проходят в Москве и Санкт-Петербурге, которые в долгосрочной перспективе могут стать городами-лидерами в мире для проведения международных конференций.
- Каково ваше мнение о потенциале Сибири и Дальнего Востока? Может ли событийная индустрия стимулировать развитие экономики дальних регионов?
Для выставочного бизнеса Сибирь и Дальний Восток сложны в основном из-за качества площадок и низкой экономической привлекательности. За некоторым исключением, для них характерны местные нишевые выставки. Главная задача развития отрасли в таких регионах заключается в создании новых качественных специализированных площадей для проведения мероприятий. Наглядный пример — опыт земель Германии в 1950-х и 1960-х годах, который показал впечатляющее итеративное влияние торгово-ярмарочного бизнеса на экономику, что может оказаться позитивным фактором и для регионов Сибири и Дальнего Востока. Ситуация в конгрессном бизнесе похожа: если у этих регионов будут подходящие площадки, они смогут привлечь мероприятия, в том числе развить локальные события.
- Не так давно было принято решение о проведении ЭКСПО-2025 в Японии (Осака). От России же претендовал Екатеринбург. Можете ли вы привести успешные примеры использования площадок после ЭКСПО?
К сожалению, время, когда Всемирная выставка придавала стране импульс, прошло. Я не считаю, что такие проекты могут многое сделать для развития страны; на мой взгляд, в основном доходы от мероприятия не покрывают расходы. Успешное использование площадки ЭКСПО — скорее исключение из правил. Маркетинговые концепции очень индивидуальны. Конечно, есть хорошие примеры использования маркетинговых инструментов в области и выставок, и конгрессов. Все зависит от индивидуальных условий, и я не думаю, что в такой области есть какой-то общий совет.
О том, какими должны должны выставочные площадки будущего, о перспективных концепциях, новых бизнес-моделях и тенденциях выставочного рынка поговорим на VIII Евразийском Ивент Форуме (EFEA) 2019 16-18 января 2019 в Санкт-Петербурге.
Йохен Витт (jwc GmbH) выступит на стратегической сессии «Тренды в управлении выставочными и конгрессными площадками» в блоке Venue Management
По материалам RUSSIA OPEN TO THE WORLD. Фото: ufievent.org siso.org
17.12.2018