Что общего у океанологов и организаторов мероприятий?
Запрос на экспедиции и экстремальные проекты все чаще звучит от корпоративных заказчиков и бизнес-клубов. Но все ли понимают значение слова «экспедиция»? Чем экспедиция отличается от корпоративного выезда или приключения? На эти и другие вопросы отвечает Александр Осадчиев, российский океанолог, доктор физико-математических наук, лауреат премии Президента РФ для молодых ученых в области науки и инноваций, и путешественник, посетивший более 150 стран мира, спикер MICE Excellence Dacha-2024.
Александр Осадчиев,
российский океанолог, дфмн, путешественник
— Александр, как подбирают команду океанологических экспедиций?
Наука в этом плане мало чем отличается от каких-то других сфер деятельности. В экспедициях сочетаются, с одной стороны, сложная профессиональная повестка, с другой – интенсивная коммуникация между участниками. При организации научной команды без профессиональной экспертизы ничего не получится, но хорошо бы, чтобы у участников путешествия были и soft skills. Если экспедиция длится месяц и более, то важность soft skills повышается. Все межчеловеческие отношения в условиях длительной поездки обостряются. Если у кого-то не в порядке нервы и есть психологические проблемы, это может проявляется в грубости, панике, неадекватном поведении. Поэтому участников с ярко выраженной конфликтной составляющей пытаются в экспедиции не брать. Тут нас спасает, что почти любая наука – довольно узкая область, репутация имеет значение, и справки о человеке навести не сложно.
— При организации экспедиции, как и почти любого мероприятия, начальнику экспедиции приходится сталкиваться с оформлением документов. Что самое сложное в этой работе?
Самое сложное и, одновременно, самое важное – сделать все вовремя. Документов очень много, методичек каких-то нет, правила периодически меняются. Все нужно делать заранее, вовлечены различные службы. Например, согласование в Минобороны или ФСБ надо получать больше, чем за год до начала экспедиции. Ошибиться нельзя — вам просто не дадут работать, потому что у вас недостаточно разрешений. Первый раз делать экспедицию было супертяжело, но, имея опыт организации нескольких проектов, становится понятно, что куда посылать и относить.
— Чему можно научиться в экспедициях и путешествиях?
Экспедиции помогают осознать связь с человеком и природой. И, например, в океане ты видишь, насколько человек ничтожен по сравнению со стихией.
Главный вывод, который я сделал, побывав в 150 странах, это то, что в целом люди везде одинаковы в плане своих стремлений, человеческих качеств, переживаний. И это довольно удивительно. Общий язык с людьми на разных континентах почти всегда помогает находить уважительное отношение к ним. В те времена, когда я путешествовал автостопом, это, например, очень помогало мне обеспечить себе не только транспорт, но и ночлег. И до сих пор я не смотрю на людей свысока, всегда общаюсь с ними как с равными.
— Как можно совмещать работу и путешествия?
Мне очень легко работать в путешествии, потому что, во-первых, это вносит разнообразие. Невозможно же только путешествовать, это даже надоедает. Работа структурирует. Разумеется, бывает, что надо работать, а хочется гулять. Но в таких случаях я вспоминаю, что единственное, почему я в путешествии — это потому, что я хорошо работал и заработал себе и средства для путешествий, и возможность иметь такой график, чтобы путешествовать. В итоге, смотря на то, как классно за окном, я удовлетворяюсь этим ответом, и мне это помогает сосредоточиться на работе в путешествиях.
— Как ученые сотрудничают с брендами?
У меня лично был успешный опыт сотрудничества с «Норникелем»: мы устанавливали на их суда датчики, которые проводят измерения автономно и круглогодично, без участия человека. Наши научные суда не являются ледокольными, а у «Норникеля» есть ледоколы, и это помогло обеспечить важный научный результат и открыть в Мировом океане новое течение. При этом для компании это ничего не стоило, по сути, кроме краткого согласования измерений и постановки датчиков на судно, но они получили очень положительный PR-эффект.
Еще у нас есть проект «Плавучий университет», когда студенты идут в рейсы. Компания «Кусто» сделала шапочки для группы. Но, как правило, наука не умеет сотрудничать с компаниями, потому что наука живет в другой парадигме.
— О чем вы будете рассказывать 19 апреля в LOFT Hall №4 на MICE Excellence Dacha – весенней встрече для организаторов мероприятий?
Постараюсь ответить на вопросы: что такое экспедиция, как она меняет людей, может ли быть комфортной или необходимы лишения и отказ от благ? Попробую найти общие интересы у организаторов мероприятий и океанологов, и дать практические советы по реализации проектов в открытом океане.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: hubert-neufeld/unsplash.com, torsten-dederichs/unsplash.com. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
19.03.2024