Лёня Юлдашев: «Режиссер трансляций – это человек, который все придумывает»

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Трансляция мероприятия – важная и не самая простая часть события. Как ее организовать и все предусмотреть? Об этом в разговоре с Ильей По на «Ивент Кухне» рассказал режиссёр и технический продюсер прямых эфиров Лёня Юлдашев.

Полную версию выпуска вы можете послушать в подкасте «Ивент Кухня» на любой удобной платформе

— Давай сначала разберемся, зачем на трансляции нужен режиссер?

— На первый взгляд все просто: есть две кнопки - «камера один» и «камера два». Кажется для того, чтобы ими управлять, не нужен отдельный специалист. Но надо понимать, что есть режиссер телевизионный и стримерский. Между ними большая разница. Когда телеканалы организуют свои эфиры, мы видим не только гору техники, но и огромную команду. Трансляцией могут заниматься два десятка человек. Так, например, работает Матч ТВ. Наблюдал, что в команде этого телеканала на каждое дело есть свой человек. Продюсер следит, чтобы все приехали вовремя, креативный продюсер придумывает, что будет в эфире, технический директор отвечает за то, как все будет сделано, техники камер обеспечивают работу камер и так далее. В этом случае режиссер — это человек, который просто нажимает на кнопки. Буквально. Ему достаточно лишь иметь представление о принципах монтажа, и этого будет достаточно.

В мире прямых трансляций все по-другому, это связано с бюджетами. Да, есть большие продакшены, которые стремятся быть похожими на телевидение. Можно ожидать, что их вещание будет стоить примерно 500 тыс.руб. за мероприятие. Если у вас нет таких денег или вы не хотите столько тратить, то к вам приходит другая команда. И там режиссер — это человек, который все придумывает. По сути, он выполняет функции креативного директора.

Недавно в стримерском чате в Телеграм один из коллег заметил, что организаторы конференций за прошедшие годы прошли три стадии отношения к прямым трансляциям. Сначала все говорили, что стримы не нужны. Я эту стадию хорошо помню. В 2012 году, например, я приходил в Центр документального кино и говорил: «Давайте мы сделаем трансляцию дискуссии, которая идет после фильма». Мне отвечали: «Да ну, зачем, ведь все, кто хочет, в конце концов, ее послушать, могут прийти».

Вторая стадия - «давайте сделаем трансляцию, если это не сильно увеличит бюджет». Это были времена, когда все начали организовывать прямые эфиры. В какой-то момент разные форумы и даже лекции стало возможно посмотреть онлайн.

Относительно недавно все стали понимать, что у стримов есть зрители. Это значит, что им можно что-то продавать, получать от них обратную связь, увеличивать их лояльность и вовлекать их в происходящее. И начали работать с этими механиками.

Это действительно выглядит достаточно свежим трендом. Режиссер трансляции в данном случае — это как раз тот человек, который вместе с организатором мероприятия может придумать, как вовлекать зрителей. Один знает, что ему нужно, а другой — как это реализовать. Путем переговоров, обычно длительных, рождается какой-то план/стратегия.

Расскажу историю из своей практики. В прошлом декабре мы вместе с Максимом Спиридоновым, создателем университета «Нетология», транслировали его дистанционный тренинг. Максим решил, что хочет сделать все, как на настоящем телевидении. Мы взяли студию, разделили ее на два пространства с разным освещением и настроением. Максим перемещался между ними, когда нужно было перейти от одной части тренинга к другой. Мы снимали это на пять камер, с тремя операторами, была большая аппаратная. Тогда мы, кажется, раз восемь созванивались с командой Максима, чтобы обсудить, как сделать так, чтобы людям, которые смотрят этот тренинг в Zoom, было интересно и у них ни разу за три дня не возникло желания выключить трансляцию. И мы много всего придумали: ответы на вопросы Максима, ответы на вопросы зрителей, короткие обсуждения после каждой части и др. В каждой локации мы поставили по две плазмы и еще по две плазмы с другой стороны камер, чтобы Максим мог видеть происходящее. На одном из экранов мы всегда показывали Zoom, демонстрировали зрителей, то есть аудитория всегда была частью трансляции. И одновременно с этим они, сидящие в Zoom, могли наблюдать, что их видео, эти маленькие квадратики из программы, присутствуют на площадке. То есть была придумана очень интересная петля интерактивности, связанная с тем, что человек видит себя на сцене несмотря на то, что он сидит дома.

Когда режиссер приходит на площадку, садится за пульт, он отвечает за финальный результат, за итоговую картинку во всем ее многообразии. Это не только переключение камер и вывод видеороликов на экран, это еще и какие-то интерактивные вещи, и, что самое важное, драматургия. Те организаторы, которые задумываются, как устроена драматургия их мероприятия, это самые требовательные и одновременно лучшие клиенты. Они приносят интересные задачи в смысле режиссуры.

— Что конкретно входит в задачи режиссера трансляции на среднестатистический вебинар? Берем стандартный онлайн-формат, но с активным взаимодействием с публикой.

— Я бы разделил это на четыре части. Первая – творческая, где надо все придумать, в том числе интерактив. Решить, что и в какой момент мы можем сделать, чтобы нашим зрителям было интересно, и участие в мероприятии не было похоже на обычный просмотр YouTube.

Вторая — заводская часть, воркфлоу. Важно спланировать, как все будет, какие инструменты понадобятся, сколько нужно будет людей, в том числе в аппаратной. Были вебинары, на которые я звал второго человека только для того, чтобы он выводил вопросы зрителей на экран. Потому что ты не можешь одновременно и переключать источники, и читать вопросы. Были эфиры, на которых у меня работали три человека: если в Zoom происходит что-то очень интенсивное, то хорошо иметь для этой программы отдельного специалиста.

— Что значит «интенсивное»?

— Например, если в Zoom ведется дискуссия. Это происходит сейчас на очень многих мероприятиях гибридного формата. В офлайн – сидят люди в зале, и одновременно с этим – еще сколько-то человек в Zoom. И тут хорошо бы, чтобы кто-то, не отрываясь, следил за Zoom и выводил на экран спикера. В случае с вебинаром это тоже может быть актуально, если есть разговор со зрителем, и особенно в случаях, когда зрителей достаточно много.

И вот тут мы добрались до технической части. Совершать ошибки нельзя. Прямой эфир безжалостен, он не простит, если ты нажмешь не на ту кнопку. Ты не сможешь это перемонтировать, потому что это реал-тайм.

Нужно хорошо знать свою аппаратную. Есть камеры, Zoom, воспроизводящиеся ролики (плейбэк), графика, интерактивные штуки типа опросов или голосований. Все эти компоненты надо хорошо знать. Да, в аппаратной вероятно будет техник, который в случае чего даст совет или сам что-то поправит. Но быстрее и надежнее иметь представление обо всем самому.

Еще одна часть – эмоциональная. Режиссер должен быть очень стрессоустойчивым человеком, не склонным к истерикам, если что-то пойдет не так. Например, за день до эфира, когда у тебя все готово, может позвонить заказчик и сказать: «Слушай, а давай добавим после каждой дискуссии по опросу?». И ты думаешь: «Где вы были две недели назад, когда у нас было креативное совещание?». Но ты не можешь сказать это в трубку, это невежливо. Кроме того, довольно часто новое предложение в последний момент оказывается хорошей идеей.

И, конечно, нужно спокойно относиться к факапам. Этому меня научили коллеги с телеканала «Дождь»*. Была какая-то трансляция, и все пошло не так с самого начала: не переключались источники, на экране был один говорящий, а звук был от другого говорящего, и я не понимал, что происходит… Тогда бывший шеф-редактор, которая сидела рядом, не стукнула кулаком по столу, не заругалась, а сказала неожиданное: «Так, сейчас не нервничай, просто пойми, что происходит». Это было для меня каким-то открытием, потому что я понял, что, действительно, если у тебя большое количество технических узлов и что-то идет не так, нужно быстро и с холодной головой это исправлять.

Кстати, мы писали о том, как работают операторы на событиях

— Какой еще бывает интерактив во время трансляций? Какие есть инструменты?

— Во-первых, есть стандартный чат в YouTube, и это уже неплохо. «Яндекс Практикум» достаточно интенсивно использует чат в собственных эфирах. Даже фонд «Нужна помощь» предлагает спикерам после выступления ответить на вопросы в чате. Это механика. Одновременно может быть отдельное пространство, в котором зрители пишут свои соображения. Мы пробовали реализовать такое с одним американским образовательным стартапом. В самом начале мероприятия модератор показывал на экране QR-код, который всем предлагалось отсканировать и пройти в интерактивную опросную форму для записи своих ожиданий от вебинара. Далее ответы выводились на экран. Тогда это было сделано достаточно простенько, так как не было специалиста, который бы эти ответы агрегировал и выдавал в готовом виде. На экран просто выводились все реплики, которые писали зрители. Но это точно можно брать на вооружение.

— Это через Menti или что-то другое?

— Да, через Menti. Это инструмент, которым все пользуются для организации опросов и интерактивных голосований. Например, мы применяли похожую механику на ежегодной конференции Российского газового общества. Происходило все на платформе Санкт-Петербургской биржи, где к движку видеотрансляции добавлен движок для опросов. Зрители и участники отвечали на вопросы модератора, и в конце панели мы показывали результаты. Учитывая, что зрители — это часть профессионального сообщества газовиков, получилось содержательно.

Интерактив нужен не просто, чтобы зрители не уснули. Он помогает добавить в мероприятие что-то более глубокое. Интерактивные инструменты во время трансляции обогащают смыслами саму дискуссию.

И, конечно, можно проводить розыгрыши.

— С задачами, которые решает режиссер, разобрались. А сколько вообще это стоит? Например, трансляция стандартного вебинара, где нужно выводить окошки, графику, запускать опросы.

— У меня получается 15 тысяч за эфир. Это два-три человека в кадре. Если больше, то цена другая. В стоимость не входит графика, но включены сама трансляция, демонстрация лиц спикеров, слайдов, возможно, запуск видео в эфир, титры и по желанию интерактив. Menti или что-то еще. Я могу выводить на экран вопросы из чата в YouTube, например, это делается той же программой, что и титры, поэтому не стоит отдельных денег.

— Если резюмировать, то какую основную боль снимает режиссер трансляции с организатора мероприятий?

— Мне кажется, что снимается необходимость придумывать все самому и с нуля. Не берем в расчет тех организаторов мероприятий, которым трансляция нужна просто для галочки, у которых все полностью офлайн. Для них режиссер — это просто человек, который приходит, что-то делает и уходит. Зачастую такие организаторы даже ни разу не открывают стрим, чтобы посмотреть. У них много других дел: приехал кейтеринг, еще что-то. Им, правда, не настолько интересно.

Если организатор заинтересован в том, чтобы в эфире происходило что-то важное, чтобы дистанционная аудитория участвовала в происходящем, то тут режиссер снимает большое количество задач. У него есть опыт, он это делал неоднократно. Он даст советы, предложит инструменты, поможет реализовать задумки организаторов. Собственно, сила режиссера в том, что он представляет себе и идеи, и их реализацию. Он является мостиком между желаниями организатора и тем, что окажется потом в эфире.

*Признан Минюстом РФ СМИ-иноагентом


06.12.2022

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности