Рейтинг событийного потенциала регионов России 2016 года
Выставочный научно-исследовательский центр R&C в рамках Петербургского международного экономического форума 2017 опубликовал результаты рейтинга событийного потенциала регионов России 2016.
Первое место в рейтинге 2016 года занимает Санкт-Петербург — один из ключевых событийных центров России. Город ежегодно принимает крупные деловые мероприятия, а статус культурной столицы в 2016 году был заслуженно подтвержден престижной туристической наградой World Travel Awards. Петербург признан лучшим культурным направлением мира.
На втором месте - Екатеринбург — столица активно развивающегося на рынке делового и событийного туризма региона Большой Урал. Привлекательность города была отмечена не только российскими, но и международными экспертами: в 2016 году, согласно предварительным данным MasterCard Global Destinations Cities Index, его посетили 203 000 иностранных туристов, что позволило городу войти в пятерку наиболее популярных за рубежом российских дестинаций.
В тройку лидеров также вошел Сочи, который получил новый импульс развития после проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году. Эксперты отмечают, что практически все объекты олимпийской инфраструктуры используются для проведения как международных спортивных соревнований, так и различных конгрессных мероприятий, фестивалей и концертов. В частности, в 2017 году в Сочи проходили III зимние Всемирные военные игры, а реконструированный стадион «Фишт» в 2018 году примет матчи чемпионата мира по футболу.
Среди лидеров, как и годом ранее, находятся Краснодар, Казань и Ростов-на-Дону. Позиции Владивостока в рейтинге существенно укрепились благодаря открытию нового выставочного комплекса Terminal Expo с выставочной площадью до 5000 кв.м и потенциалом ее роста до 40 000 кв.м и растущим показателям Восточного экономического форума.
Первую десятку замыкают Нижний Новгород, Новосибирск и Ярославль.
Благодаря активной работе конгресс-бюро Башкортостана событийный потенциал Уфы продолжает укрепляться. В частности, был запущен интернет-ресурс «Башкортостан — новый конгрессный центр России», который, по мнению авторов, будет способствовать продвижению конгрессного туризма в республике.
Укрепились и позиции Челябинска благодаря усилиям администрации города, способствующим привлечению крупных международных спортивных и деловых мероприятий: в 2018 году в городе планируется провести чемпионат мира по хоккею среди юниоров, кроме того, Челябинск подал заявку на прием саммита БРИКС и ШОС в 2020 году.
Мурманск, Пермь, Красноярск и Самара продолжают активно заниматься развитием и продвижением своих продуктов на региональном, федеральном и международном уровнях. Бренд Мурманска, зарегистрированный два года назад, в 2016 году был признан лучшим территориальным брендом на Международном конкурсе «Туристский бренд: лучшие практики». Пермь и Самара, наряду с Челябинском, Екатеринбургом, Уфой и Волгоградом, с целью популяризации внутреннего туризма и продвижения национальных туристических маршрутов в прошедшем году присоединились к рекламной кампании «Время отдыхать в России».
Абсолютным новичком рейтинга стал город Севастополь, который впервые оценивался как одна из возможных деловых и конгрессно-выставочных дестинаций в составе России, и занял в итоговом рейтинге 19-е место. Местоположение в курортном регионе, наличие средств размещения, финансовая поддержка программ развития туризма со стороны федерального центра и высокий интерес со стороны российских граждан — все это свидетельствует о значительном событийном потенциале Севастополя.
Развитию Калининграда, обладающего высоким рекреационно-туристическим потенциалом, привлекающим как внутренних, так и внешних туристов, препятствуют инфраструктурные ограничения. Специализированный выставочный комплекс «Балтик-Экспо» имеет ограничения по приему крупных мероприятий, которые все чаще выбирают более современный и вместительный концертно-конгрессный комплекс в Светлогорске. Планы постройки второй очереди «Балтик-Экспо» в настоящее время приостановлены. Реализация этого проекта позволит существенно повысить потенциал региона и вывести его на уровень лидирующих городов рейтинга.
Воронеж и Иркутск сохранили свой событийный потенциал как в части материально-технической базы, так и в сфере продвижения региона. Для того чтобы повысить свои позиции в рейтинге, администрации города и координирующим структурам ивент отрасли необходимо уделить больше внимания привлечению в регион крупных международных мероприятий, модернизации и созданию новых современных объектов конгрессной инфраструктуры, а также продвижению города как туристической дестинации.
О рейтинге и разработчиках
Рейтинг событийного потенциала дестинаций — проект, который в настоящее время не имеет аналогов на российском рынке. Задача рейтинга — оценить состояние и потенциал развития ивент индустрии в регионах России. Автором рейтинга является Выставочный научно-исследовательский центр R&C (ВНИЦ R&C) — единственная в России компания, предоставляющая полный спектр маркетинговых и консалтинговых услуг в ивент индустрии.
Исследования событийного потенциала российских регионов проводятся ВНИЦ R&C на регулярной основе с 2014 года и неизменно получают положительные отклики профессионалов индустрии. В составе рейтинга рассматриваются важнейшие аспекты, характеризующие ивент индустрию региона: уровень развития материально-технической базы, региональная политика поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, опыт проведения значимых мероприятий, ключевые показатели, характеризующие развитие региона в качестве туристической дестинации.
В рейтинг отбираются 20 городов с численностью населения свыше 200 000 человек, которые на этапе предварительного исследования получают суммарные максимальные баллы по семи параметрам, характеризующим: трудовой, производственный, потребительский, инфраструктурный и туристический потенциал, а также инновационную и инвестиционную активность и финансовую стабильность региона.
На втором этапе происходит ранжирование в соответствии с уровнем событийного потенциала города. Лидерами среди российских регионов в 2016 году являются Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Краснодар и Казань.
Методология рейтинга
Для построения рейтинга используется многофакторный анализ. Методика основывается на агрегировании различных показателей, характеризующих важнейшие факторы оценки потенциала дестинации. Анализируемые показатели объединяются в пять групп.
- Уровень материально-технической базы
Характеризует: возможность города принимать и проводить деловые мероприятия различных форматов.
Оценивается: наличие конгрессно-выставочных центров, конгресс-отелей, сетевых отелей, центров международной торговли, объем выставочных и конгрессных площадей. - Позиционирование и продвижение региона
Характеризует: возможности региона по продвижению его как дестинации, привлекательной для проведения деловых и развлекательных мероприятий.
Оценивается: наличие бренда города, политика продвижения внутри страны и за рубежом. - Политика дестинации в области ивент индустрии
Характеризует: уровень административной координации всех участников рынка. Оценивается: наличие конгресс-бюро, наличие информационно-туристических центров, наличие политики в сфере поддержки и развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. - Опыт проведения крупных событий
Характеризует: привлекательность дестинации для организаторов мероприятий различного уровня.
Оценивается: опыт проведения крупных международных событий (спортивных, культурно-зрелищных, деловых, правительственных) за последние три года, наличие запланированных к проведению в ближайшие три года событий подобного уровня, опыт проведения международных ассоциативных встреч в течение последних пяти лет, наличие регулярных событий за последние 10 лет. - Рекреационные возможности региона
Характеризует: привлекательность туристического контента дестинации.
Оценивается: рекреационный и культурный потенциал, наличие исторически значимых объектов.
Интегральный рейтинг рассчитывается как сумма итоговых баллов по каждой из пяти групп показателей с учетом весовых поправок. Для оценки значимости каждой группы факторов используются коэффициенты веса, установленные методом экспертной оценки. Полученные значения ранжируются в порядке убывания. Если несколько дестинаций получают одинаковое количество баллов в интегральном рейтинге, они оцениваются как однозначные и располагаются в алфавитном порядке. В процессе формирования исходного пула рейтинга используется интегральная оценка каждого из них по семи параметрам, характеризующим трудовой, производственный, потребительский, инфраструктурный и туристический потенциал, а также инновационную и инвестиционную активность и финансовую стабильность региона. При анализе используется официальная статистическая информация. Из исследования исключается Москва как элемент, вызывающий сильную диспропорцию и искажение данных.
Фото на превью Alexxx Malev
08.06.2017