Стандартизация для индустрии деловых встреч
Какие группы компаний представляют индустрию деловых встреч в России и за рубежом? Существуют ли нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность компаний индустрии деловых встреч в России? Как формируется фонд стандартов для индустрии деловых встреч на современном этапе ее развития в России? На эти и другие вопросы отвечают в своей статье Елена Анатольевна Горбашко — доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Елена Васильевна Васильева — кандидат культурологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Индустрия деловых встреч (ИДВ) — активно развивающееся экономическое направление деятельности в России. ИДВ формируется на базе креативных индустрий: индустрии развлечений, конгрессно-выставочной деятельности, событийного и делового туризма. ИДВ связана с различными видами деятельности: например, проектирование стратегии региона, продвижение территории, разработка программ или содержания массовых мероприятий (событий), а также с техническим обеспечением встреч. Поэтому институциональное строение ИДВ можно рассматривать через призму двух измерений — «обслуживающего» и «проектирующего».
Первое измерение («обслуживающее») объединяет управляющие миллиардными бюджетами компании, обслуживающие встречи (транспортные компании, гостиницы, организаторы питания, туристические компании) и места проведения встреч (конгрессно-выставочные комплексы и залы).
Второе — малобюджетные компании или индивидуальных консультантов, непосредственных разработчиков содержания встреч. К числу проектировщиков встреч относятся и Конгрессные Бюро (Convention Visitors Bureau), занимающиеся продвижением мест проведения деловых встреч, событий, инсентив-туров, выставок и конференций.
СПРАВКА
К группе документов, регулирующих вопросы обеспечения качества в индустрии деловых встреч, прежде всего относятся федеральные законы и национальные стандарты для туристской деятельности, организации массовых мероприятий, выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности:
Стратегия государственной культурной политики до 2030 года, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1,
ред. от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-Ф3 (2016), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5491; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 7, ст. 833; 2009, № 1, ст. 17; № 26, ст. 3121; № 52, ст. 6441; 2010, № 32, ст. 4298; 2011, № 27, ст. 3880; 2012, № 19, ст. 2281; 2015, № 27, ст. 3946) (ред. от 19.02. 2016)
По направлениям деятельности сегодня можно выделить три основные группы компаний ИДВ:
- Поставщики услуг и распорядители встреч (meeting planners), в их числе профессиональные организаторы конгрессов (Professional Congress Organizers, PCO), конгрессные бюро (Convention Visitors Bureaus, CVB);
- Компании-организаторы (Destination Management Companies, DMC, Destination Management Organizations, DMO);
- Обслуживающие компании (транспортные компании, гостиницы, организаторы питания, туристические компании) и места проведения встреч (конгрессно-выставочные комплексы и залы).
Формы организации деятельности предприятия ИДВ различны: индивидуальные предприниматели, частные компании, общественные или государственные организации. Поскольку индустрия деловых встреч — новое направление экономической деятельности в России, ее законодательная база, в том числе в области сертификации и стандартизации, только формируется. К документам, регулирующим деятельность ИДВ в РФ, можно отнести стратегии государственной политики и законодательные и нормативно-правовые акты в области культуры и туристской деятельности, а также законы, направленные на защиту прав потребителей и техническое регулирование.
В 2016 г. фонд стандартов индустрии деловых встреч пополнился рядом стандартов для выставочно-ярмарочной деятельности, конгрессно- выставочной деятельности и туристских услуг
В Российской Федерации также действуют государственные и федеральные целевые программы, поддерживающие обеспечение всех видов культурной деятельности и развитие туристской сферы в России и за рубежом, которые как прямым, так и косвенным образом оказывают влияние на формирование ИДВ в России. Большое значение для развития одного из сегментов ИДВ имеют Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (2014) [1] и План мероприятий по реализации Концепции развития конгрессно-выставочной деятельности в Российской Федерации[2]. В 2014-2016 гг. в Концепцию и План мероприятий Российским союзом выставок и ярмарок (РСВЯ) внесен ряд предложений, поэтому раздел о техническом регулировании значительно сократился.
Вместе с тем одним из приоритетных направлений в Плане мероприятий по-прежнему считаются разработка новых национальных стандартов и их гармонизация со стандартами ИСО, в частности с ИСО 25639-2:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 2. Определение процедур для статистических целей», ИСО 25639-1:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 1. Словарь».
Таким образом, действующий в РФ фонд стандартов ИДВ может быть классифицирован на основе ведущих направлений деятельности ИДВ: деловой туризм, конгрессно-выставочная деятельность, ивент-менеджмент (см. таблица Фонд действующих стандартов индустрии деловых встреч в России). Необходимо отметить, что в 2016 г. фонд стандартов ИДВ пополнился рядом стандартов для выставочно-ярмарочной деятельности, конгрессно-выставочной деятельности и туристских услуг.
Фонд действующих стандартов индустрии деловых встреч в России
Направления деятельности |
Национальные стандарты РФ |
Международные стандарты |
Туристская деятельность |
ГОСТ Р 50644—2009 «Туристские услуги. |
ИСО/TО[3] 21102:2013 «Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала» |
Организация массовых мероприятий/ событий |
ГОСТ Р 50646—2012 «Услуги населению. Термины и определения»; |
ИСО 20121:2012 «Системы менеджмента устойчивости событий. Требования и руководство по применению[4] |
Конгрессно-выставочная деятельность |
ГОСТ Р 53524—2009 «Конгрессная деятельность. Термины и определения»; |
ИСО 25639-1:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 1. Словарь»; ИСО 25639-2:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 2. Определение процедур для статистических целей» |
Сегодня в конгрессно-выставочной деятельности ГОСТ Р 53524—2009 утверждает термины и определения в области конгрессной деятельности, а ГОСТ Р 53103—2008 впервые установил термины и определения основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности, но и его основные положения были гармонизированы с ИСО 25639-1:2008. Содержание национального стандарта было ориентировано на отечественную экономику и содержало ряд положений, детализирующих и расширяющих понятия, приведенные в международном стандарте. В период действия ГОСТ Р 53103—2008 были внесены изменения в классификаторы технико-экономической информации, приняты изменения к ряду законов и постановлений Российской Федерации. Анализ соответствия ГОСТ Р 53103—2008 положениям ИСО 25639-2:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 2. Определение процедур для статистических целей» показал, что в нем отсутствуют международные нормы по оценке и измерению параметров в статистических целях.
Поэтому после процедуры гармонизации в 2014 г. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации утвердил новый, адаптированный к межгосударственному применению ГОСТ 32608—2014 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения».
Поскольку указанные стандарты не могут быть использованы для регулирования организации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, а также для процедуры оценки качества и безопасности выставочных мероприятий и услуг, РСВЯ в период 2014—2016 г. Было поручено создать ряд национальных стандартов, направленных на регулирование процессов организации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В процессе обсуждения находится подготовленный РСВЯ проект профессионального стандарта «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок». Разработан, утвержден с изменениями и будет введен в действие с 01.07.2017 ГОСТ Р 56765—2015 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения»[5]. Данный стандарт устанавливает основные положения в области выставочно-ярмарочной деятельности и является основополагающим при разработке нормативных документов на конкретные виды выставочно-ярмарочной деятельности и выставочно-ярмарочных услуг, в том числе конгрессных услуг. Стандарт распространяется на различные по организационно-правовым формам предприятия и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.
К числу новых стандартов туристского сектора относятся ГОСТ Р 56643—2015 «Туристские услуги. Личная безопасность туриста» (стандарт устанавливает классификацию мер личной безопасности туристов, а также общие требования к обеспечению личной безопасности туристов при совершении путешествий); ГОСТ Р 56642—2015 «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования» (распространяется на услуги экологического туризма, предоставляемые субъектами туристской индустрии: туроператорами, турагентами, экскурсионными организациями, средствами размещений, предприятиями питания, инструкторами, экскурсоводами и т.п.). В стандартах представлены классификация экологических туров, общие требования к экологическим турам, общие требования к услугам экологического туризма, а также требования безопасности.
Проекты указанных стандартов разработаны ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ВНИИС) при поддержке департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Российской Федерации и представлены ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения». Проекты стандартов прошли публичное обсуждение с сентября 2014 г. по август 2015 г. и вступают в силу 1 июля 2016 г.
Кроме того, с 1 октября 2016 г. вводится ГОСТ Р ИСО/TО 21102:2013 «Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала», идентичный международному документу ИСО/TО 21102:2013 «Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала». Данный документ устанавливает требования к компетенции лидеров, оказывающих услуги в сфере приключенческого туризма, и содержит следующие разделы: область применения, термины и определения, роль лидера, ожидаемый результат (подпункты: соответствие, управление группами, технические возможности, управление рисками, реагирование на инциденты и аварийные ситуации, профессиональное и этическое поведение), требования к компетенции (подпункты: общие положения, навыки, общение или личностные качества), поддержание и улучшение квалификации[6].
При организации массовых мероприятий в РФ используются ГОСТ Р 50646—2012, ГОСТ Р 55051—2012, ГОСТ Р 22.3.03—97, ГОСТ Р 54610—2011. Данные национальные стандарты ориентированы на обеспечение общественного питания, безопасности в чрезвычайных ситуациях, систематизируют и отражают понятия в сфере услуг населению по организации массовых мероприятий на национальном и муниципальном уровне. Между тем упомянутые стандарты ограничивают регулирование деятельности частных компаний по организации мероприятий не только на международном, но и на местном уровне.
В связи с этим необходимо рассмотреть возможность адаптации в Российской Федерации ИСО 20121:2012 «Система менеджмента устойчивости событий. Требования и руководство по применению».
В основе стандарта лежит BS 8901, созданный Британским институтом стандартов (BSI) для организации Олимпийских игр в Лондоне в 2012 г. Стандарт основан на подходе PDCA, известном как цикл Шухарта—Деминга и применяемом во всех современных стандартах на системы менеджмента, в числе которых ИСO 9001, ИСO 14001 и ИCO 28000. ИСО 20121:2012 представляет собой руководство по применению требований, предназначенных для обеспечения положительного результата мероприятия, начиная с небольших местных празднований и заканчивая крупными международными событиями. Данный стандарт относится ко всем членам цепи поставок индустрии мероприятий — включая их организаторов, устроителей, монтажников стендов, представителей поставщиков выездного питания и поставщиков логистических услуг. Особенностью ИСО 20121 является определение потенциально негативных социальных, экономических и экологических воздействий от мероприятий на место проведения для устранения или уменьшения их стоимости путем совершенствования планирования и организации процессов. Реализация требований ИСО 20121 обеспечит преимущества на всех этапах подготовки и проведения конгресса, конференции, выставки всем сторонам, в том числе организаторам (заказчикам, специализированным агентствам), участникам (экспонентам, представителям власти, докладчикам), посетителям, регулирующим органам (санитарно-эпидемиологический надзор, пожарная безопасность, налоговые органы и др.), обществу в целом. Стандарт применим к государственным, негосударственным организациям и частным лицам, распространяется на все типы международных и локальных мероприятий (выставки, спортивные соревнования, концерты и т.д.). Как показывает практика, применение этого стандарта соответствует специфическим особенностям организуемых мероприятий и гарантирует получение положительных результатов. Профессиональные организации (РСВЯ, Ростуризм) ведут активную работу в области разработки национальных стандартов и гармонизации их с международными стандартами ИСO в сфере туризма и конгрессно-выставочной деятельности.
Индустрия деловых встреч — новое, развивающееся направление экономической деятельности в России. Нормативно-правовая база индустрии формируется самостоятельно по каждому направлению деятельности (деловой туризм, конгрессно-выставочная деятельность, ивент-менеджмент). Нормативно-правовую базу, регулирующую систему обеспечения качества в индустрии деловых встреч, необходимо развивать, это прежде всего касается ивент-менеджмента.
Список использованной литературы
1. Васильева Е.В. Индустрия деловых встреч на перепутье: российская модель //TIME for M.I.C.E. — Время встречи, 1 (1), 2009. — Окт. — С. 4—11.
2. Никаноров П.А. Стандарты в области управления: новые горизонты // Управление качеством. — 2015. — № 1—2. — С. 384.
Впервые статья опубликована в журнале Стандарты и качество, № 1 (955) 2017 г.
[1] http://www.uefexpo.ru/?id=45682 // 24.03.2016.
[2] http://www.uefexpo.ru/?id=45682 // 24.03.2016.
[3] ISO/TR (Technical Report) — технический отчет
[4] ISO, International Organization for Standardization.
[5] Проект профессионального стандарта «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок» //http://tpprf.ru/ru/exhibition_activity/legal_acts/news/126706//29.10.2016.
[6] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)», «Стратегия государственной культурной политики до 2030 года // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc;base=LAW;n=194820;fld=134;dst=100010,0;rnd=0.3740440723489314//24.03.2016.
07.04.2017