Исследование рынка конгрессно-выставочной деятельности 01.07.2013-01.07.2014
Например, данные свидетельствуют о росте иностранного участия в торгово-промышленных выставках в 2013 году (+18% по сравнению с 2012 годом) и снижении числа отечественных участников (-3%). Происходит увеличение объемов общей арендованной иностранными экспонентами выставочной площади. Таким образом, за счет финансовой поддержки своих государств иностранные экспоненты наращивали присутствие на российском рынке.
Рис. 1. Распределение конгрессно-выставочных мероприятий по формату
Общее количество мероприятий в г. Москве за годовой период с июля 2013 г. по июль 2014 г. составило 622. Следует оговориться, что целью сбора были именно бизнес-мероприятия, поэтому в базу не вошли ярмарки, фестивали, выставки-продажи и прочее. Основные форматы собираемых мероприятий - выставки, форумы, саммиты, конгрессы, конференции и круглые столы. Наибольшая доля пришлась на выставки - около половины всех конгрессно-выставочных мероприятий г. Москвы, или 48%; конференции - 26% и форумы - 19%.
В проводимых конгрессно-выставочных мероприятиях г. Москвы наблюдается довольно широкий спектр отраслевой тематики: промышленность, сельское хозяйство, архитектура и строительство, торговля, экология, законодательство, медицина, транспорт и логистика и др. Несмотря на довольно широкий спектр тематик наиболее популярными отраслями за рассматриваемый период оказались промышленность, включающая металлургию, нефть и газ, химическую и пр.; информационные технологии ; архитектура и строительство (11%) и пр.
Рис. 2. Отраслевое распределение конгрессно-выставочных мероприятий
Отраслевое распределение на рынке конгрессно-выставочных мероприятий г. Москвы отражает ситуацию отраслей экономики России в целом. Основной вклад в добавленную стоимость вносят обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь и т.д. С одной стороны понятно, что развитые отрасли, в которых присутствуют крупные игроки и значительный объем продукции, предопределяют количество мероприятий по сопутствующим тематикам, поскольку такие рынки стремятся к развитию, внедрению новых технологий, расширению сети сбыта продукции и т.п. С другой стороны, менее развитые отрасли, возможно, смогли бы перейти на новую ступень развития, если бы была возможность продвигать свою продукцию и заявлять о себе через деловые мероприятия. Но в связи с тем, что генерирование прибыли невелико в данных отраслях и существует ряд проблем и высоких рисков, то возможностей вкладывать деньги в выставочные мероприятия у предприятий нет. Поэтому здесь актуальна активная политика государственных органов власти и деятельность профильных ассоциаций.
При сезонном рассмотрении конгрессно-выставочных мероприятий г. Москвы можно выделить наиболее и наименее насыщенные периоды. Так, например, провальным периодом с точки зрения рынка деловых мероприятий можно считать лето - если в июне количество мероприятий находится примерно на уровне мая (8 и 9% соответственно), то доля мероприятий, проводимых в июле и в августе, в совокупности составляет всего 2%. «Горячим» сезоном можно назвать весну - общая доля мероприятий с марта по май включительно составляет 40%. Наиболее востребованными месяцами проведения бизнес-мероприятий являются март, октябрь и апрель (17, 16 и 14% соответственно).
Рис. 3. Распределение конгрессно-выставочных мероприятий по месяцам
Количество делегатов, участвующих в конгрессно-выставочных мероприятиях, для удобства анализа было разделено по группам: до 100 человек, 100-300 человек, 300-500 человек, 500-1000 человек и более 1000 человек. В результате мы получили, что в Москве распространены немногочисленные мероприятия: сегмент до 300 делегатов занимает около 52% рынка. Наименее покрытый сегмент - это крупные мероприятия с численностью участников более 1000.
Рис. 4. Структура конгрессно-выставочных мероприятий по количеству делегатов
03.04.2015