Фестиваль для всей семьи: как работать с разными возрастными аудиториями?
Проведение многочисленных фестивалей — один из трендов ивент индустрии в России. А в год семьи, которым объявлен 2024 год, особенно много семейных мероприятий. На разную возрастную аудиторию рассчитаны музыкальные, спортивные, гастрономические, ИТ-фестивали, различные городские события. В чем их отличительная особенность, и как провести мероприятие, которое действительно будет интересно и бабушке с дедушкой, и детям? Event LIVE спросил у игроков рынка.
Семейные фестивали отличаются доступностью и универсальностью. Здесь каждый — вне зависимости от возраста и уровня дохода — может насладиться программой, найти что-то для себя. Такие события – один из лучших инструментов поддержки традиционных ценностей, укрепления семейных связей и просто отличный способ для совместного времяпрепровождения разных поколений.
«Семейные фестивали являются очень востребованным форматом. Как со стороны окологосударственных заказчиков, так и со стороны коммерческих брендов, для которых это возможность на практике продемонстрировать ценности компании, включая самую главную ценность последнего времени — человекоцентричность», — говорит Лилия Федорова, генеральный директор ивент-агентства Avantage Event Project.
Акцент на детей
Если событие изначально задумывается как семейный фестиваль, важно чтобы все активности, лайнап, брендинг поддерживали это позиционирование. Каждый участник должен найти себе зону по интересам. При этом все составляющие события должны быть объединены генеральной идеей, найти которую – отдельная задача для организатора.
Активности для детей – это must have любого семейного фестиваля. Важно организовать различные творческие мастер-классы (рисование, лепка, создание поделок), игровые зоны с аниматорами, танцевальные конкурсы, спортивные секции (мини-футбол, волейбол, настольные игры) и т.д.
«Если ребенку станет скучно, то можно ставить на мероприятии крест, — семья уйдет с площадки, — уверен Алексей Гниденко, креативный директор агентства событийного маркетинга Лира. —Для взрослых же важно создать комфортное пространство, чтобы они могли отдохнуть и пообщаться, но при этом не потеряли ребенка из виду. При этом если ребенок будет участвовать в активностях, родители, скорее всего, останутся, даже если им будет не так интересно».
Вовлечение детей позволяет сделать мероприятие более ярким. Так, в 2023 году агентство Лира проводило большой фестиваль «Неспальный район», посвященный продвижению локального предпринимательства. Команда проекта старалась сделать программу максимально насыщенной, продумав контент как для детей, так и для взрослых. Однако активности для детей собирали намного больше людей как среди детской, так и взрослой публики. Например, актуальное для взрослых выступление семейного психолога или даже концерты привлекли не так много аудитории среди взрослых, как шале с мастер-классами или развлекательные активности на сцене.
Ирина Кирина из ивент-агентства Dimirano считает, что активностью для детской аудитории может стать ярмарка профессий, где дети будут участвовать в играх, «зарабатывать» деньги и обменивать их на призы. Или интеграция digital-технологий: юным участникам можно предложить спроектировать пространство рекламируемого бренда в игре Minecraft. В качестве примера из личного опыта она привела бесплатный фестиваль с LEGO. Организаторы подготовили наборы конструкторов для всех возрастов и создали пространство, где семьи собирали фигуры из конструктора и даже соревновались на скорость. Другой пример — детский лагерь «Гастритик» на фестивале GASTREET, где все участники — и дети, и взрослые — были заняты своей программой с утра до вечера.
По мнению Лилии Федоровой, все активности, особенно для детской аудитории, должны учитывать смену формата деятельности. Игровая зона; спортивная, где можно посостязаться; лаунж, где можно отдохнуть; зона творчества; зона мультимедиа, где можно через понятные для современного ребенка цифровые инструменты донести ту самую мысль и идею, вокруг которой и сформировался фестиваль. Кроме того, зоны должны существенно отличаться между собой с точки зрения возраста участников. Активности для ребенка 2-3 лет, 5-6 лет и 10-11 лет — это три совершенно разные истории.
Родителей, бабушек и дедушек можно развлечь лекциями или мастер-классами на темы, интересные взрослым. Гарантированно привлекут внимание музыкальные выступления известных исполнителей или местных коллективов. И, конечно, у взрослых должна быть возможность присесть, отдохнуть, пообщаться за чашкой кофе в комфортной лаунж-зоне. Продажу алкоголя на подобных событиях эксперты настоятельно не рекомендуют.
Если основная пограмма больше учитывает интересы взрослых, то детям можно предложить провести время в отдельном пространстве. Но внимательно продумать расположение, ибо по опыту агентства Лира, такие зоны не особо популярны, поскольку родители редко готовы оставлять детей без присмотра.
При этом лучшее, что можно придумать для вовлечения родителей, бабушек и дедушек — это переживание общих впечатлений и получение общего опыта. Совместные мастер-классы и воркшопы – отличное решение. Можно вместе придумать и нарисовать/слепить/выложить семейный герб. Подготовить творческое выступление от разных поколений семьи. Приготовить вместе любимое семейное блюдо.
«На любом тематическом фестивале можно организовать активности, которые подойдут всем возрастным категориям, – уверена Татьяна Федорова, руководитель детского театра «Толк», который активно участвует в фестивалях. – Для этого нужно соединить то, что обычно не соединяется, потому что всё самое захватывающее находится на стыке сфер: бизнес и музыка, наука и творчество, еда и химия. Например, молекулярная кухня. Новое, нестандартное и удивляющее будет интересно любой аудитории – от детей до пожилых».
Обязательно должны быть фотозоны, так как семейные фестивали разрабатываются, как минимум, в расчете на три поколения семьи. Поскольку люди далеко не всегда имеют возможность выехать таким большим составом, то обычно они хотят запечатлеть на память эти моменты.
Для вовлечения в активности важно заинтересовать и удивить. Театр «Толк» на одном из фестивалей предложил взрослым и детям поучаствовать в спектакле по мотивам известной сказки, но под классическую музыку. Новое и необычное привлекло целые семьи. Неизменным интересом пользуются также спортивные игры, о которых многие уже позабыли – лапта, пятнашки, глухой телефон. Это тоже объединяет и детей, и взрослых: молодому поколению интересно, потому что они таких игр не знают, а для старшего поколения – это ностальгия о детстве.
Разнообразие в программе
Что еще важно учитывать при организации? По мнению Лилии Федоровой, семейный фестиваль подразумевает повышенные требования с точки зрения сервиса и пути гостя (customer journey map). Организатор должен примерить на себя роль участника и заранее продумать все возможные сценарии действий гостя на мероприятии. Кроме того, должна быть идеальная логистика, чтобы несложно было доехать с ребенком.
«Навигация должна быть идеальной, чтобы гости понимали, где находятся активности, подходящие под их возраст и интересы. Точки питания, которые бы учитывали потребности людей с детьми разного возраста. Ведь все мы знаем, что голодный ребенок — это испорченный отдых не только для него самого, но и для родителей тоже. И конечно, повышенное внимание к вопросам безопасности», — дополняет CEO Avantage Event Project.
При этом сложно сказать, какая именно направленность фестиваля объединяет разные поколения лучше всего. Анастасия Отческих, организатор женского клуба «Встречи со смыслом», голосует за музыку и спорт. Ее опыт участия в семейных мероприятиях показывает, что музыка вызывает эмоции и воспоминания, что помогает создать общую атмосферу. Спорт может быть отличным связующим звеном — например, совместные соревнования или активные игры. А Надежда Заец, собственник и директор ивент-агентства «Студия Сюрприз», считает, что на каждое увлечение найдутся свои любители. Даже при узкой направленности фестиваля важно создавать разноплановую программу.
Лучшие кейсы
В качестве примера удачного семейного фестиваля многие эксперты называют VK fest. Это не только фестиваль музыки, на нем множество различных вариантов активаций и продвижения продуктов VK. К сожалению, на вопросы Event LIVE пресс-служба VK не ответила. Но из открытых источников известно, что летом 2024 года VK Fest прошел в пяти городах России и собрал рекордные 205 тысяч человек — и это только в офлайн. Из года в год фестиваль транслирует ценности VK. А это не только технологичность, но и, например, инклюзивность. Устанавливаются специальные подиумы для людей с ограниченными возможностями, онлайн-ресурсы адаптируются для слабовидящих, а выступления переводятся на русский жестовый язык для гостей с нарушением слуха.
Семейные мероприятия часто носят благотворительный характер, и из этой категории можно отметить фестиваль «Антон тут рядом» в Санкт-Петербурге. Его проводит одноименный благотворительный фонд по поддержке людей с расстройствами аутистического спектра, и в это событие интегрируются многие бренды, включая Авито и Т-банк. Опрошенные ивенторы также отметили фестиваль «СберМаркет. Лето открытий» в парке искусств Музеон (Москва).
«Один из моих любимых проектов — это фестиваль «Чистофест» для компании Сибур, - рассказывает Надежда Заец. — Это мультиформатный проект, внутри которого основной целью стала пропаганда раздельного сбора и вторичной переработки пластика. Проект, который включал в себя образовательные треки, сбор пластика и изготовление из него бахил для детских поликлиник, и большой финальный праздник для всех возрастов с лекциями, воркшопами, мастер -классами».
По мнению Алексея Гниденко, креативного директора агентства событийного маркетинга Лира, часто коммерчески успешные мероприятия — это музыкальные фестивали с заранее известными популярными артистами, ради которых люди покупают билеты. Такие мероприятия собирают большую аудиторию, и в них заинтересованы крупные партнеры и спонсоры. Семейные мероприятия не менее популярны среди партнеров, но в большей степени это имиджевые проекты. Их цель — не получение коммерческой выгоды, а продвижение бренда.
Лилия Федорова добавляет, что семейные фестивали — это не только история про лето и отдых на открытых площадках. Например, на территории Экспоцентра проходил фестиваль Wargaming, где было множество различных зон для всех целевых аудиторий. Пока папы играли в танки, для их детей были организованы отдельные зоны (в том числе с участием других брендов, например, LEGO), а мамы отдыхали рядом в бьюти-зонах.
Семейный фестиваль: что предусмотреть при организации
- Активности для всех членов семьи, объединенные общей идеей.
- Особое внимание на развлечения для детей: если ребенку будет скучно, вся семья покинет ивент.
- Родители редко готовы оставлять детей без присмотра, поэтому пространство для юных участников лучше предусмотреть в зоне их видимости.
- Для вовлечения родителей, бабушек и дедушек разработайте совместные мастер-классы и воркшопы.
- Удивляйте. Соединяйте то, что обычно не соединяется: бизнес и музыку, науку и творчество, еду и химию.
- Обеспечьте безупречную логистику, полную инклюзивность и доступность.
- Фокусируйтесь в программе на продвижении семейных ценностей. Покажите, что проводить время вместе - действительно здорово.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. Орфография и пунктуация автора сохранены. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: Photogenica.ru. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
07.11.2024