Эксперимент. Фотовоспоминания о событии: проверено на себе
Тема разных фотовоспоминаний о мероприятиях, участниками которых нам довелось стать, активно обсуждалась на конференции «Событийная карта России. Уфа» в конце сентября. Почему появление доступной фотосъемки стало цифровой революцией в восприятии личного прошлого? Как реагируют участники и свидетели различных событий на кадры многочисленных фотоотчетов, что воспринимают быстрее и на что обращают больше внимания? А главное – что делать организатору, если он хочет, чтоб участники вспоминали его событие долго и с радостью? Рассказывает Маргарита Ушакова, психолог, кандидат психологических наук, исследователь психологии времени жизни, г. Иркутск – автор эксперимента.
Маргарита Ушакова,
психолог, кандидат психологических наук, исследователь психологии времени жизни, г. Иркутск
Мы решили проверить всё на личном опыте с несколькими участниками и организаторами конференции «Cобытийная карта России. Уфа». Был проведен небольшой, но вполне серьезный эксперимент: через три недели после окончания конференции каждому из добровольцев был показан один и тот же набор фотографий из общего фотоотчета по мероприятию. Всем было предложено ответить на несколько вопросов о том, что они вспоминают, глядя на эти кадры. Мы подробно проанализировали пять разных историй, среди которых - воспоминания и организаторов, и участников.
Итак, что из теории нашло подтверждение в нашем практическом исследовании?
- Фотографии, на которых участники события видят себя в процессе происходящего, чаще создают основу для устойчивых воспоминаний:
«Там, где я стреляю из лука. Помимо меня еще вот Светлана и Сергей – там на первой линии стоим… Вспоминается то, как нас учили стрелять из лука, как я попала в пятерки три раза, и мне Раис сказал, какая я молодец (смеется). Вспоминается тот «Диплом башкирки», который Светлана в результате получила, и которому очень удивилась, но радовалась. И вспоминаются стрелы, я уже не помню, кто конкретно стрелял, потому что рядом несколько человек было в разное время. Помню, что кто-то попадал очень четко в яблочко, а у кого-то стрелы попадали все время в кусты. Но, опять же, то же самое светлое ощущение, что было очень душевно и… запал у всех такой был, в том числе и у меня». (Анна Спирина, руководитель отдела продвижения и проектов ВНИЦ R&C, Event LIVE)
«Это фотография, где я тоже есть… это мы в Конгрес-холле, по-моему, замдиректора объяснял про смысл создания Конгресс-холла, насколько часто проводятся мероприятия, вот этот момент я помню, … я точно помню, что меня впечатлил сам зал, где проводятся выступления. Такой аутентичный… Там очень красивая мебель, и тоже была такая особая гордость, что у нас в республике есть такой Конгресс-холл, где проводятся такие мероприятия и люди узнают не только что-то полезное по работе, но и погружаются в нашу башкирскую культуру, а это, я считаю, очень важно. Особенно те, кто приезжают из столицы … – они, в основном, мало знают о таких народах» (Юлия Ахметова, координатор по digital-маркетингу Пульс Опрос, участник конференции).
Но оказалось, что похожий эффект может возникать даже в том случае, если человек не видит себя в кадре, но уверенно помнит, что был свидетелем этой ситуации, а кадр снят с хорошо знакомого ракурса:
«… в чистом виде я не видела ни одного интервью, как их брали. Я всегда пробегала где-то мимо, что-то смотрела, как это все проходит … Я когда смотрю на эту фотографию – мне от этого хорошо… У меня легкость от двух вещей: потому что я вижу, что удовольствие от процесса получают все (и те, кого интервьюируют, и те, кто интервьюируют, и кто снимает), и я помню собственную легкость от того, что процесс был настроен очень легко и, собственно, можно было заняться чем-нибудь другим» (Анна Спирина, руководитель отдела продвижения и проектов ВНИЦ R&C, Event LIVE).
«… вот где из лука стреляют. Я помню, как я стреляла. Я примерно с этого угла на них смотрела… а потом сама стреляла. И как это ужасно больно, и как по длинным ногтям бьет тетива (смеется)… и как хитро надо целиться…» (Александра Юркова, шеф-редактор Event LIVE).
«… я видела, как делали эту фотографию, по той причине, что я стояла рядом, и как раз после того, как Дарья закончила интервью, мы с ней побеседовали о возможности нашего сотрудничества… Да, мы с ней познакомились, … обменялись визитками и договорились созвониться, списаться…Это было завершение первой сессии, первого заседания, оно прошло, на мой взгляд, достаточно хорошо. Я была в таком рабочем состоянии, хорошо помню…» (Алена Платонова, главный специалист департамента рекламно-выставочной деятельности АО «Корпорация развития Рязанской области», участник конференции).
«Нет, не помню… Видимо, это был такой рабочий режим, где я была внутри себя, и процесса… Я не представляю, как это выглядело со стороны, как это звучало все…» (Александра Юркова, шеф-редактор Event LIVE).
Иногда в этом случае присутствует только один из признаков воспоминания: «Я помню, меня откуда-то выдернули, и я куда-то бежала, меня Александра попросила подойти дать интервью, я его дала, а потом, собственно, побежала дальше обратно (смеется)…» (Дарья Островская, генеральный директор ВНИЦ R&C). Здесь этим признаком является описание того, что предшествовало моменту в кадре и следовало за ним. Можно предположить, что в данном случае у фото недостаточно выражена функция «ключа к воспоминанию», либо само событие не оказалось значимым настолько, чтобы отложиться в памяти.
Справедливости ради стоит отметить, что если сам себе на фотографии человек не нравится, то ни обсуждать, ни вспоминать что-то благодаря снимку он не стремится. Это также нашло подтверждение в одном из интервью, когда собеседница, узнав себя на фотографии, сказала «я себе на ней не нравлюсь, и не буду ее обсуждать». Судя по всему, это фото вряд ли ляжет в основу ее воспоминаний о прошедшем событии.
- Фотографии в сочетании с комментариями закрепляются в памяти сильнее. Основу личных воспоминаний во многом обеспечивают именно слова, которыми мы описываем те или иные кадры:
«Для себя я делаю вывод, что, когда все прошло, через неделю выслали презентации, я их проходила глазами, потому что писала отчет по командировке. Поэтому я еще помню, о чем идет речь (смеется). Все-таки, на мой взгляд, эта фотография зацепила такое большое количество информации у меня, потому что она мне была полезна» (Алена Платонова, главный специалист департамента рекламно-выставочной деятельности АО «Корпорация развития Рязанской области», участник конференции).
«Мы же как организаторы этим живем, притом достаточно длительный период. Потом ты же еще сортируешь, смотришь…» (Дарья Островская, генеральный директор ВНИЦ R&C).
«У меня очень часто бывает так, я помню о событиях, не только о рабочих, о разных, через какое-то время только то, что я видела на фотографиях… К примеру, я по мероприятию сделала какой-то пост, вот мы там были, то-то делали, видели, несколько фотографий… И потом, когда я через какое-то время натыкаюсь на папку с фотографиями по этому же мероприятию, только в большем количестве, я понимаю, что остальные фотографии – они как будто чужие и не со мной сделаны, кроме тех, на которых я акцентировала внимание» (Александра Юркова, шеф-редактор Event LIVE). Здесь мы особо отчетливо наблюдаем ключевую деталь любого личного воспоминания: мы храним свой опыт в виде историй. Если эта история сложилась хотя бы в общих чертах (указаны место, герои, сюжет, общая тема), она получает шанс остаться в нашей автобиографической памяти.
Интересно, что даже фотографии, которые не вызывают реальных воспоминаний, по этой же причине логически дополняются известной участникам информацией: «…судя по людям, по месту, где эта фотография была сделана, я понимаю, что это…», «мне понадобилось секунды, то есть я включила память, чтобы вспомнить, что конкретно происходило…», «видимо, вы общались это где-то в перерывах между сессиями, могу предположить…».
Был зафиксирован еще один интересный момент. «Распаковке» воспоминания может помочь даже неожиданная реакция на фотографию события, свидетелем которого был рассказчик: «… помню, что было холодно. На самом деле было не так солнечно (смеется)… Вспоминается, что они были менее яркими, и не такими … характерными и харизматичными, как на фотографиях. У меня было ощущение, когда я смотрела, что они терялись на этом большом фоне… Вспоминается, как мы приехали в этот парк, нас угощали… мы были в юрте и нам рассказывали про башкирский лук». (Александра Юркова, шеф-редактор Event LIVE).
Воспоминание в данном случае разворачивается и укрепляется, независимо от того, что фотография ему в некотором смысле противоречит. Функция ключа к личному прошлому это фото реализует. Оно побуждает человека вспоминать то, что происходило с ним.
О чем нам говорит даже эта небольшая часть полученных данных с учетом теории?
Как минимум о трех принципиальных моментах, которые не всегда учитываются при подготовке и публикации фотоотчетов с различных мероприятий, но играют важную роль в формировании воспоминаний об этих событиях.
- Узнавание себя в кадре дает больше шансов точнее воспроизвести ситуацию участнику события (хотя это не всегда справедливо для организаторов мероприятия).
В данном случае активизируется естественная потребность прояснить (и себе, и окружающим) – что это за конкретная ситуация. Она воспринимается как заведомо более личная, относящаяся к личной истории. Схожий эффект могут вызывать кадры, снятые с ракурсов, близких к взгляду свидетелей событий. В этом случае срабатывает эффект узнавания, и человеку легче вспомнить то, что предваряло событие или следовало за ним. - Уже через несколько недель бОльшая часть кадров из общего фотоотчета не поддерживается какими-либо устойчивыми воспоминаниями участников событий.
Реальные воспоминания могут в лучшем случае замещаться реконструкцией произошедшего по принципу «фотопротезирования». Для этого используется общая информация о мероприятии в соответствии с привычной логикой. Этот процесс может быть как осознанным, так и автоматическим. - Два предыдущих пункта, даже в совокупности, не имеют того же значения, что и третий, для сохранения воспоминаний. Можно назвать его ключевым. Это «вербализация» события, отраженного в фотографиях.
Именно тексты и подписи к отдельным кадрам или их подборкам являются ключом к событиям в личном прошлом наших клиентов. Собранные таким образом воедино, эти фотовоспоминания получают возможность надолго остаться в памяти, сохраняя впечатления о пережитом, и создавая основу для продолжения совместной истории.
И что со всем этим делать организаторам, которые хотят, чтобы клиенты не забывали об их событиях?
-
Дополнять фотографии текстом при публикации фотоотчетов.
Можно готовить тексты силами своей команды, но самый идеальный вариант – поддерживать мотивацию участников прокомментировать, объяснить, рассказать или уточнить то, что видно на снимке. Конкурс на лучшее пояснение или самое точное/смешное/красивое название фотографии - это реальный шанс закрепить впечатления клиентов о своей работе надолго. Личные воспоминания начинаются там, где появляются слова.
-
Использовать возможности собственного «фотографического мышления», активно связывая историю, положенную в основу всего мероприятия, с тем, что должно быть отражено на фото.
Этот процесс получил название «фотошоппинг воспоминаний», и это бывает очень полезным: мы заранее предполагаем, как именно будет складываться итоговая фотоистория происходящего, и с учетом желаемого результата корректируем особенности общего оформления мероприятия, предварительную съемку необходимых деталей, обозначаем в брифе фотографу определенные ракурсы съемки. По сути, мы сначала готовим историю (или несколько) для пострелиза и только потом выбираем те моменты, которые нужно отразить на фото не только в качестве иллюстрации, но и как определенные ключи к нужным воспоминаниям. Такой подход позволяет сохранить целостность всей задуманной истории.
-
Поддерживать память о событии с помощью «фотопротезирования» воспоминаний:
сопровождая подборки фотографий, где участники видят себя, короткими комментариями (где конкретно, в какой момент и с кем именно из спикеров/модераторов/организаторов/партнеров мероприятия они взаимодействовали). В случае отсутствия точной информации у людей будет автоматически достраиваться любая более-менее логичная версия. Но совершенно не факт, что она будет близка к реальной.
Впрочем, можно не принимать на веру ничего из выше сказанного. Просто выберите сами несколько кадров из фотоотчета о событии, которое прошло несколько недель (а лучше - месяцев) назад. Событии, которое вам точно понравилось. И проверьте сами – насколько оно вам реально запомнилось. Какими снимками вы хотите поделиться с друзьями? Что из того, что видно в кадре, помогает рассказать о происходящем? Какими фотографиями вы проиллюстрируете своему начальнику необходимость посетить это мероприятие и в новом году?
На смену эпохе сплошной регистрации фото-впечатлений неминуемо приходит эпоха сохранения отдельных фото-воспоминаний. Человеческие возможности запоминать происходящее - не безграничны. И те, кто сумеют не упустить этот момент, научатся в огромном информационном потоке сохранять свои события в памяти клиентов – первыми!
До встречи в новых фотоисториях …
Маргарита Ушакова, психолог, кандидат психологических наук, исследователь психологии времени жизни, г.Иркутск
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото в материале: Ольга Курчавова, Национальное конгресс-бюро. Любые рекомендации, предоставленные авторами и опубликованные на портале Event LIVE являются выражением частного мнения данных специалистов. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов.
14.12.2018