Как выбрать и пригласить спикера-эксперта на ваше событие
Мода на обучение растет впечатляющими темпами: множество деловых и развивающих мероприятий конкурируют между собой за внимание слушателя. С начала 2017 года в бюро спикеров обратилось более чем 200 компаний с запросами на спикеров разного формата и для решения различных задач. Приглашать бизнес-тренеров сегодня стали компании из всех возможных отраслей (банки, сетевой ритейл, фарм-компании, производственные, телеком, автодиллеры). Чаще всего заказчики международные корпорации, однако не отстают и менее крупные, локальные бизнесы. Спикеров зовут повысить мотивацию команды в условиях сокращенных бюджетов или запуска стратегических проектов, когда необходимо мобилизовать коллектив; помогают спикеры и на развлекательно-образовательных ивентах, где делятся знаниями или удивляют творческими способностями. Что нужно знать о спикерстве как индустрии в мире? Какие типы спикеров бывают? Как выбрать спикера-профессионала, а не «раскрученного» тренера, за словами которого не стоит никакого опыта? Как проследить, чтобы его выступление прошло эффективно для команды, а не превратилось в формальную дань моде? Свои рекомендации дает Елена Гришнева, основатель и генеральный директор бюро спикеров HUBSpeakers.
Самое крупное ныне бюро спикеров Washington Speaker Bureau появилось в 1980 году как агентство, предоставляющее лучших лекторов для образовательных мероприятий. Сейчас у всех известных предпринимателей США и Европы есть агенты и бюро, которые представляют их интересы в случае запросов на выступление. Одна из самых больших баз – AllAmericanSpeakers. Например, гонорар Ричарда Бренсона, одного из самых востребованных спикеров в мире, начинается от 200 тыс. долларов. В Америке драйвером к развитию индустрии спикерства стало большое число предпринимателей и медийных личностей, которые в силу востребованности уже выступали на коммерческой основе. Возникла потребность в организации, которая бы их объединяла, помогала компаниям разобраться, кого выбрать. В России драйвером к возникновению бюро спикеров послужила иная ситуация: на фоне бума образовательных мероприятий, случившегося в 2015-2016 годах. У организаторов событий возникла острая потребность в новых героях – мотивирующих и вдохновляющих слушателей на непрерывное развитие. Также много запросов приходит на узкоспециализированных экспертов, например, по блокчейну, робототехнике, клиентскому сервису, продажам, маркетингу сложных продуктов. Сейчас, например, ищем экспертов по нестандартным способам продвижения и продажи продуктов и услуг.
Гонорары российских спикеров пока на порядок ниже американских. Однако положительной тенденцией можно назвать то, что отечественные организации начинают осознавать ценность человеческого капитала и вкладываются в знания людей, а успешные бизнесмены становятся более открытыми и готовыми делиться своими знаниями. Среди спикеров нашего бюро – отечественные бизнес-лидеры Олег Тиньков, Николай Прянишников, Михаил Сусов, Максим Неядкин, Вадим Дозорцев. Есть и медийные персоны Сергей Минаев, Тутта Ларсен, Анатолий Вассерман. Самые выскооплачиваемые спикеры – это традиционно политики. Среди российских стоит выделить Михаила Горбачева, гонорар которого за выступление составляет по последним данным 100.000 долларов. Как только зкончился президенский срок Барак Обамы – он стал самым востребованным спикером в мире. Не стоит забывать, что он не только экс-президент Америки, но и является лауреатом Нобелевской премии мира. Награда присуждена ему "за огромные усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами".
6 типов спикеров
Итак, какие типы спикеров бывают? Для того, чтобы правильно стартовать с поиском спикера, важно в первую очередь определить, кого же всё-таки вы ищете. Спикеров можно разделить на категории в зависимости от задач, которых компания стремится достичь выступлением:
- Лидер индустрии, «звездный» спикер
Таких героев пригалашают, чтобы удивить партнеров и сотрудников и повысить их лояльность. По обратной связи от участников многих выступлений известных мировых спикеров, всего полчаса общения могут зарядить энергией на год вперед, а иногда даже изменить жизнь. Так, после выступления одного из спикеров по клиентскому сервису, слушатель полностью сменил свой вид деятельности – настолько вдохновился идеей искреннего сервиса.
- Бизнес-спикер
Бизнесмены-спикеры бывают из разных отраслей, обычно их зовут, чтобы принять участие в круглом столе. Например, одного из отечественных бизнес-лидеров недавно приглашали в Сочи на международную конференцию по грузоперевозкам. На конференции помимо бизнесменов выступают экономисты, футурологи, политики эксперты из России и других стран.
- Модератор или фасилитатор
Сегодня стали востребованы мероприятия в камерном формате, которые стимулируют нетворкинг на конференциях и деловых мероприятиях, обеспечивают профессиональное ведение дискуссии. В России найти профессионального фасилитатора непросто, потому что специалистов немного, и они находятся в тени. Несколько раз у нас заказывали приглашение спикеров, которые проводили деловые игры для топ-менеджмента с целью донесения определенных посылов от собственников компании.
- Эксперт по лидерству
Целевая аудитория таких выступлений – руководящее звено компании. Самый известный спикер по лидерству в России – Радислав Гандапас. Его выступление стоит 1 млн руб. Недавно роль мотивационного спикера взял на себя известный российский предприниматель Оскар Хартманн.
- Мотивационный спикер
Его задача – сплотить команду и зарядить энергией для преодоления сложностей в работе над трудным проектом, а также с целью налаживания внутренних коммуникаций внутри команды. Мотивационный спикер выступает на широкую аудиторию.
- Творческая личность, ученый; спикер, расширяющий кругозор
Сегодня крайне востребованы спикеры из сферы науч-поп, поэты, писатели, музыканты и даже космонавты. Дмитрий Быков, Вера Полозкова, Людмила Улицкая, Ася Казанцева, Татьяна Черниговская, Михаил Лабковский, Тим Скоренко, Ольга Свиблова – это лишь начало списка востребованных спикеров из сферы искусства, культуры и науки. Их приглашают на клиентские события, чтобы создать творческую и даже, порой, душевную атмосферу, располагающую к интеллектуальному общению.
5 основных шагов для выбора профессионального спикера
Шаг 1. Определить цели и задачи мероприятия
Например, реальный запрос «идея тренинга и тимбилдинга в том, чтобы перезнакомить людей, чтобы они понимали, чем занимаются коллеги. И также донести новую стратегию компании».
Шаг 2. Изучить базы, обратиться в бюро спикеров
Посмотреть базу спикеров или сразу написать запрос на общую почту в бюро спикеров. Обычно консультанты предлагают несколько кандидатов достаточно быстро: от трех часов до двух дней, в зависимости от сложности задачи.
Изучить программы конференций по интересующему вас профилю
Если решили искать экспертов самостоятельно, изучите программу конференций по интересующему вас профилю – скорее всего, подходящий спикер уже где-то выступал. Поищите его публикации – о чем и как он пишет, посмотрите видео с выступлений, если есть возможность соберите информацию у знакомых.
Шаг 3. Обсудить детали выступления со спикером
После достижения предварительных договоренностей со спикером стоит обсудить детали выступления. Какие особенности у вашей аудитории? Каких целей хотите добиться его участием? Какие идеи он должен донести? Презентацию попросите прислать за 3-4 дня, чтобы можно ее было поправить, если что-то не так. Это большой блок подготовительной работы, который критически важен для успеха мероприятия.
Шаг 4. Проконтролировать подготовку спикера и прибытие на площадку
Проконтролируйте, чтобы спикер подготовился к выступлению и прибыл в назначенное место на полчаса раньше. Хорошим тоном станет заказ такси для спикера в обе стороны за счет организатора.
Шаг 5. Получить обратную связь от участников
Сбор обратной связи – необходимый этап проведения мероприятия. После мероприятия постарайтесь получить от участников заполненные анкеты. Включите несколько вопросов – в зависимости от целей мероприятия:
- общее впечатление о конференции: понравилась/скорее понравилась/ скорее не понравилась/не понравилась
- стоимость участия: полностью оправдана/слишком дорого/ слишком дешево
- какие доклады были особенно полезны?
- какие доклады не соответствовали вашим ожиданиям?
- ваши пожелания на будущее
Если это семинар одного спикера, то стоит добавить вопрос:
- оцените по 10-бальной шкале – рекомендовали бы вы послушать докладчика своим знакомым, где 10 – это наивысший бал.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке и цитировании ссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото на превью и в материале: Бюро спикеров HUBSpeakers.
17.05.2017