Нотная грамота для организатора мероприятия

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Photo Photo

Современный мир сложно представить без музыки, она сопровождает нас практически везде. Часто звучит уже давно знакомая песня, но в каком-то ином, непривычном варианте, с каким-то другим текстом или музыкой. Давайте разберемся, так ли все просто, и как создаются такие песни. Как регулируются авторские и смежные права правообладателей и как их не нарушить? Журналу CongressTime рассказала Вероника Комина, юрист, генеральный директор компании «Бизнес и Музыка».

Фото

Музыкальная история

Согласно статье 1229 Гражданского кодекса РФ лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство индивидуализации по своему усмотрению любым, не противоречащим закону, способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в пределах, установленных законом.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя.

Любая песня является объектом авторского права, а ее запись (фонограмма) и исполнение – объектами смежного права. Правообладателю принадлежит исключительное право на изменение своего произведения (фонограммы), то есть одна и та же песня может звучать совершенно по-разному, и решать этот вопрос вправе только сам автор или иной правообладатель. Чтобы песня звучала по-другому или текст этой песни был изменен, переделан – надо получить письменное разрешение.

Часто возникает ситуация, когда на каком-то мероприятии, концерте, банкете выступает музыкальный коллектив, исполняющий известные песни российских или зарубежных исполнителей, так называемые кавер-группы. Возникает вопрос, а не нарушают ли они закон? Да, безусловно, в некоторых случаях нарушение все-таки возникает. Кавер-группы перерабатывают, создают аранжировки и публично исполняют чужие песни, далеко не всегда запрашивая разрешения у правообладателей, считая, что, заключив лицензионный договор с организацией по коллективному управлению авторскими правами (РАО) и/или договор с организацией по коллективному управлению смежными правами (ВОИС), сам артист или организатор мероприятия полностью соблюдают действующее законодательство, выплачивая вознаграждение за публичное исполнение песен/фонограмм в рамках своей творческой деятельности. Но ни РАО, ни ВОИС не вправе разрешать переработки, создание аранжировок. Соответственно, их договоры – это не разрешения на создание каверов, такие документы лишь регламентируют права, обязанности и деятельность по сбору вознаграждения за публичное исполнение произведений/фонограмм и их последующего распределения правообладателям.

Выдать разрешение на создание кавера может исключительно сам автор, его наследники (в случае смерти автора) или иной правообладатель, действующий в силу закона. Тут же возникает вопрос, а кто он такой? Это может быть любое иное лицо, обладающее законным правом распоряжаться исключительными правами или представлять интересы правообладателей на основании соответствующих письменных договоров.

Иными словами, организатор мероприятия, на котором будет выступать кавер-группа, должен понимать, что наличие договоров с РАО и ВОИС ему может быть недостаточно, и он получит в свой адрес претензию от правообладателя за то, что на таком мероприятии звучали незаконно созданные аранжировки его оригинального произведения/фонограммы. Поэтому организаторам необходимо заранее уточнять у кавер-групп, получали ли они разрешение у правообладателя на создание такого произведения, предусматривать в договорах условия, позволяющие организатору обезопасить себя в случае получения претензий от правообладателя и привлечь кавер-группу к разбирательству по существу возникшего спора.

Резюмируя: чтобы исполнять чужие песни в своей версии, неважно, музыки или текста, артисту необходимо иметь письменное разрешение правообладателя (договор). Организатор не несет прямой ответственности за создание кавера, если такой кавер не создан специально по заказу такого организатора для конкретных целей. Договоры с РАО и ВОИС регулируют иные вопросы и не являются разрешением на создание кавер-версии.

Собственные сочинения

Если артист или группа, приглашенные на мероприятие, исполняют оригинальные песни, то организатор должен убедиться в том, кто является автором текста и музыки каждого произведения. Такие данные ему нужны не только, чтобы отличать кавер от оригинала, но и для исполнения своих обязательств перед организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами.

Нужно ли организатору в таком случае обращаться в Роскомнадзор? Нет, для проведения культурно-массового мероприятия этого делать не нужно. У этой структуры иные функции. Ведомство, в числе прочего, занимается вопросами соблюдения законодательства в области персональных данных.

Надо ли обращаться в антимонопольную службу? Нет. ФАС, в числе прочей деятельности, занимается вопросами рекламы. Соответственно, рекламная кампания мероприятия должна соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. При подготовке мероприятия любой рекламно-информационный материал, независимо от его формы, формата и способа распространения (печатное издание, телевидение, радио, интернет), должен отвечать всем без исключения требованиям законодательства, в частности о рекламе, интеллектуальной собственности.

Кстати, ранее EVENT LIVE рассказывал, как не нарушить чужих прав на контент

Надо ли обращаться кавер-группам или организаторам в иные инстанции и получать там какие-то разрешения? Да, необходимо. Организатор несет ответственность за мероприятие, которое он проводит, за безопасность зрителей и посетителей, за соблюдение требований пожаробезопасности, оказание скорой медицинской помощи, правопорядок. Поэтому в процессе подготовки события он должен предусмотреть и соблюдение и иных требований, а не только интеллектуальных прав, в том числе на музыкальные произведения.

Организатор должен соблюдать требования законодательства о рекламе, согласовать проведение мероприятия с правоохранительными органами, обеспечить соблюдение правопорядка, в том числе привлекая лицензированные охранные предприятия, заключить письменные договоры с подрядчиками и местом проведения мероприятия как в помещении, так и на открытом воздухе, обеспечить возможность оказания первой/скорой медицинской помощи любому посетителю события.

Из песни слов не выкинешь

Можно ли использовать без договора с авторами той или иной песни небольшую ее часть? Кавер – это все-таки музыкальное произведение с текстом, где текст не изменен, а музыка изменена, то есть, создана аранжировка, которая отличается от оригинала. Вследствие такой переработки песня приобретает только иное звучание, сохранив оригинальный текст – это и есть кавер. Если же новая песня содержит некие части оригинала текста, остальной текст отличается от оригинала, то это уже не кавер, а переработка, производное произведение в понимании статьи 1260 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку право на переработку является исключительным правом, что прямо указано в части 9 п. 2 статьи 1270 Гражданского кодекса РФ, обращаться к правообладателю необходимо для любой переработки произведения, за исключением случаев, когда такое разрешение не требуется в силу закона.

Свободное использование произведения, то есть без получения разрешений от правообладателя, допускается в информационных, научных, учебных или культурных целях. Четкий перечень и условия такого использования указаны в статье 1274 Гражданского кодекса РФ либо по истечении срока охраны исключительных прав, а это весь период жизни автора и 70 лет после его смерти. В некоторых случаях срок охраны считается иначе, это правило действует для авторов, подвергшихся репрессиям.

Поскольку закон не содержит прямого термина «кавер», в терминологии закона – это переработка, создание производного произведения на основе оригинала, то разрешение от правообладателя должно быть независимо от объема. Сам автор, иное лицо, обладающее исключительным правом, по своему усмотрению принимает решение на каких условиях, в каком объеме он готов дать разрешение на создание кавера. Встречаются случаи, когда правообладатели позволяют это сделать безвозмездно, но окончательное решение остается за автором.

Если же кавер создается без обращения к автору (правообладателю), то претензия от него в адрес артиста, исполняющего кавер, абсолютно законна, и здесь уже стороны будут между собой решать спорные вопросы в досудебном порядке. Если дело дойдет до суда, то чтобы доказать нарушение исключительных прав автора и определить объем заимствования, назначаются экспертизы, анализируется содержание каждого из произведений. В случае доказанности факта нарушения автор вправе требовать выплату компенсации: минимальный размер 10 тысяч рублей, максимальный 5 млн рублей за один факт нарушения.

Что касается какого-то безопасного объема произведения, не требующего разрешения правообладателя, кроме случаев, указанных в статьях 1274 и 1281 Гражданского кодекса РФ, спор может возникнуть и из-за нескольких секунд звучания. Так, например, в 2016 году Конституционный суд Германии вынес решение в рамках многолетнего спора между группой Kraftwerk и исполнительницей хип-хопа Сабриной Сетлур, отменив своим постановлением решение нижестоящего суда 2012 года, когда пионеры электронной музыки отсудили право на две секунды оригинального произведения.

Договор дороже денег

Ответственность за создание кавер-версии несет лицо, создавшее такое произведение. Если оно прозвучит на каком-то публично-массовом мероприятии, а авторы или иные правообладатели не давали своего согласия на переработку материала, то претензию они направят по месту проведения мероприятия. В свою очередь, площадка вправе привлечь к такому разбирательству организатора события. Тот, со своей стороны, привлекает артиста, который исполнял кавер-версию. Если он является лишь исполнителем произведения, а создан кавер иным лицом, то того человека привлекают к разбирательству по существу спорной ситуации. В этом случае важно наличие письменных договоров между всеми лицами. Если же к ответственности будет привлечено только одно из вышеуказанных лиц и решением суда оно будет признано нарушителем, то при наличии договорных отношений можно подать регрессное требование.

Поэтому на этапе подготовки мероприятия организатору необходимо заключить письменные договоры со всеми артистами и включить в них соответствующие условия по ответственности за соблюдение требований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в частности интеллектуальных прав.

Договорная часть – очень важный момент в подготовке мероприятия, и от содержания зависит многое. Творческая деятельность – это искусство, вдохновение. Многие артисты в своем репертуаре имеют кавер-версии ранее созданных произведений, это позволяет им завоевать популярность и сердца аудитории, а песне – получить вторую жизнь. Но забывать о необходимости получения разрешения от правообладателя или игнорировать ее, нельзя.


23.05.2024

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности