Как собрать программу трансформационного мероприятия
События на тему психологии и эзотерики – это огромный растущий рынок частных заказчиков. Сами корпорации заинтересованы в глубоких и даже экзистенциональных мероприятиях, помогающих самопознанию и психологической трансформации сотрудников. Как оказаться в тренде, что предложить клиентам? Своим опытом делится Елена Конвисар, независимый программный директор, автор ЭКСПОшколы и «СПА для Души», бизнес-психолог, бизнес-трекер, консультант по маркетингу, входит в ТОП-3 лучших авторов портала Event LIVE-2022.
Сборные события
Одна из моих специализаций как программного директора – сборные трансформационные мероприятия в групповом формате, на которых предлагаются техники самопознания и рефлексии от разных экспертов. Они могут быть внутрикорпоративными, билетными, клубными и проводятся в любой форме – онлайн, офлайн или гибридной.
Сборный групповой формат позволяет по доступной цене организовать дегустацию различных методов, всесторонне проработать запросы участников, познакомить их сразу с несколькими мастерами и создать совокупное терапевтическое поле.
Елена Конвисар,
автор ЭКСПОшколы и «СПА для Души»
В сборные трансформационные мероприятия я приглашаю представителей основных помогающих направлений и консалтинга:
- Психология/Типологии
- Древние науки/Эзотерика
- Работа с телом всех видов
- Все виды имиджа – кинетический, речевой, визуальный брендинг и др.
- Бизнес-консалтинг – коучинг, маркетинг, бизнес-трекинг и др.
Как правило, многие выступающие эксперты уже совмещают в работе сразу несколько методов трансформации и часто имеют деловой бэкграунд. Например, все мои образования и опыт топ-менеджера, маркетолога, бизнес-трекера, процесс-ориентированного психолога, а еще и коллекционера занимательных типологий и дегустатора техник самопознания помогают и в персональной работе с клиентами, и при подготовке моих выступлений, и при организации событий с глубоким погружением.
Базовые запросы на любых трансформационных событиях одни и те же – это деньги и самореализация, здоровье и энергия, отношения и счастье в целом. Внутри них мы можем выделять любые подтемы и подбирать соответствующих мастеров. Например, в «СПА для Души» я собираю СПА-дни эмоционального детокса, куда могут войти сеанс ароматерапии, гвоздестояние, Access Bars, расстановки, групповая процессуальная сессия и метод бесконтактного разрешения конфликтов – и все это дает колоссальное высвобождение энергии.
Программа, которая продает и работает
Программа любого мероприятия и пул спикеров выполняют две основные задачи:
– дают обещание, за которое покупают билеты на событие или принимают решение инвестировать в него время,
– выполняют обещание (в идеале – превосходят), что побуждает участников оставлять отзывы, рассказывать друзьям/коллегам, делится в соцсетях и это помогает продавать билеты на следующее событие или приглашать коллег из других подразделений, если это корпоративные события.
Какие психологические инструменты помогают мне как программному директору реализовывать эти две задачи применительно к событиям для глубоких рефлексирующих людей?
Для лучших продаж я использую типологию коуча и психолога Михаила Степанова, который выделяет пять типов личности: Актер, Педант, Эстет, Мечтатель, Невидимка.
Триггеры для разных типов личности
- Актеру нужно пообещать, что на мероприятии будет что-то исключительное, самое, первое, единственное. Например, крутой спикер-звезда, самая свежая, модная или самая редкая техника.
- Для Педанта должно быть что-то, что имеет рациональные доказательства, научное обоснование и отзывы, а также эксперты со званиями, наградами, значимыми клиентами в портфолио и материальным успехом. А еще они ценят хороший сервис: подробно расписанную программу, четкий тайминг, порядок на площадке.
- Для Эстета важна визуальная и эмоциональная составляющая, ценности мероприятия и конкретного спикера. Ваш сайт, соцсети, программа и само событие должны быть гармонично оформлены, спикеры выглядеть стильно, а транслируемые ими смыслы должны быть про добро, духовность, гармонию и мир во всем мире.
- Для Мечтателя подойдут максимально магические подходы с необычными названиями и упоминанием инопланетных существ, многомерных измерений, шаманов, духов. И их не отпугнут, а привлекут спикеры с необычными прическами и в фантазийных костюмах.
- Для Невидимки мы должны создать максимально безопасное пространство. Обязательно должна быть показана общеупотребимая техника или общепризнанный спикер, то, что «все уже делают» и это надо освоить, чтобы не выделяться. Хороши техники, где не надо делиться своими чувствами, а можно просто тихонько посидеть в уголке и порефлексировать. Это могут быть практики в онлайн с выключенной камерой и комнаты тишины в офлайн.
Важным продающим инструментом будет также галерея спикеров – для нее нужно отбирать качественные стильные фотографии, давать описания регалий мастеров и их методов с доказательствами и в превосходной степени. Если спикеры сами в этом не сильны, программному директору стоит им помочь, это в его же интересах.
Если предположить, что на мероприятии будут клиенты только одного-двух типов, то и программа собирается именно под них. Например, если речь идет об HR-специалистах, то скорее всего все они Педанты-Эстеты – спикеры и темы должны быть соответствующие.
Каналы трансформации
В процесс-ориентированном методе психологии используется такой инструмент, как канал восприятия или коммуникации. Каналы, которые выделяет Арнольд Минделл, основатель метода, это: канал движения (контроля), визуальный, аудиальный, канал отношений, мировой (отношения с миром в целом), проприоцепция (чувственный).
У каждого человека есть как привычные каналы, в которых он постоянно работает и общается – их мы называем занятыми, так и незанятые – открытые, непривычные для него, которые он обычно не задействует. Так вот настоящая трансформация сознания, перепрошивка нейронных связей происходит только в открытых каналах. А поскольку мы заранее не знаем, какие у наших участников каналы открыты и закрыты, то в программу надо включить техники для всех типов.
Приведу примеры практик для каждого канала (в одной практике могут быть задействованы несколько каналов):
- Движение (контроль) – многие телесные методы, актерские классы, ecstatic dance или то, где мы работаем руками – нейрографика, фрирайтинг. Если трансформационные игры – то напольные, где нужно физически двигаться в пространстве и так далее.
- Визуальный – то, где важно визуализировать, рисовать, писать, чертить или наблюдать, например, метафорические карты, ландшафтная психология, арт-терапия. Часто для современных людей визуальный канал является перегруженным и закрытым, поэтому та же визуализация или карты желаний сработают далеко не для всех.
- Аудиальный – звучать самому или следовать за звуком: йога голоса, ораторское искусство, ведомые медитации, поющие чаши, живые инструменты, барабаны. Или, например, гремящий сейчас метод легализации правды, построенный на проговаривании вслух разрешительных фраз.
- Отношения – любые парные техники или техники на взаимодействие, например, импровизационный тренинг, да и классический нетворкинг отчасти тоже трансформационная техника, работающая в канале отношений.
- Мировой канал сложнее проработать в сборных мероприятиях, но существует, например, практика добаюкивания, где мы нарабатываем базовое доверие миру. Банальный тест на доверие, где нужно падать спиной на руки коллег или выступление перед группой – это тоже отчасти работа в мировом канале.
- Проприоцепция (чувственный) – это любые медитации, сосредотачивающиеся на ощущениях тела, ароматерапия, энергетические и телесные практики с самонаблюдением, погружение и исследование чувств. На этом построены многие психологические методы, в том числе процесс-ориентированный, в котором работаю я. На развитие чувственности на моих мероприятиях влияет даже кейтеринг с правильной дегустацией. Например, на СПА-днях мы смакуем конфеты ручной работы с необычными оттенками вкусов, ведь еда для современного человека – самая доступная дверка в тонкое чувствование.
Раз у каждого из нас своя структура закрытых и открытых каналов, то конкретная практика, сработавшая у вашей подруги, может совершенно не подействовать на вас, просто потому что вы другой. Процесс-ориентированный метод же в этом смысле универсален, потому что процессуальные терапевты сразу определяют ваши открытые каналы и работают прицельно в них.
По моим наблюдениям за бизнес-клиентами можно выделить кое-что общее для деловых людей и особенно руководителей – у них канал движения, он же контроля, почти всегда занят. Так же он закрыт у людей с сильным аналитическим умом, которые пытаются все понять, просчитать, предусмотреть и проконтролировать на будущее. А вот канал чувств у них открыт, поэтому в деловых контекстах для групповой трансформации я бы предлагала именно техники на чувствование себя. Это, например, мои групповые процессы или playback-театр – идеальный формат для корпоративных и клиентских мероприятий.
Золотая тень
В области самопознания очень важна личность мастера, проводника. Люди ходят на людей и поэтому программному директору надо предложить им:
1. Кого-то, с одной стороны, похожего на них – по полу, возрасту, внешности, бэкграунду и даже истории личных травм. Кого-то, кто был в той же стартовой позиции или в такой же сложной ситуации, но смог выбраться, победить, достичь и у кого есть видимые результаты, успехи;
2. И, с другой стороны, кого-то, кто представляет собой их «Золотую тень» – желанный пример, идеал, то, каким человек хочет быть, но еще не знает, как или почему-то не разрешает себе. Или того, кто станет первым лебедем в его окружении, состоящем из уток, и он впервые узнает, что он такой не один – с его качествами и желаниями, и что таким быть тоже можно! И это осознание, возможно, самый ценный результат мероприятия.
Именно поэтому в программе важно разнообразие не только методов, но и специалистов – как по демографическим признакам и особенностям внешности, так и по энергиям и личностным качествам. И это тоже должно считываться через их фотографии, описания, формулировки тем.
Совокупное поле мастеров
У психологов и помогающих специалистов один из важнейших инструментов трансформации – это терапевтическое присутствие. Многие специалисты работают своим полем, поэтому получить внимание и побыть в совокупном поле сразу нескольких мастеров на мероприятии само по себе целебно.
Обучаясь психологии, я последовательно развивала умение чувствовать поле человека. И сейчас, знакомясь с потенциальными спикерами, я всегда ориентируюсь на ощущения – комфортно ли мне в их поле, насколько оно дающее и трансформирующее. И часто даже короткий разговор с мастером уже что-то меняет во мне, поэтому собрать трансформационное событие само по себе глубокий трансформирующий опыт.
Преимущества сборных мероприятий
- Разные методы дают разную скорость трансформации в разных запросах. Предлагая попробовать несколько, мы увеличиваем вероятность найти самый быстрый проход к изменениям у конкретного слушателя.
- Все методы изучают человека и его место в системе мира, но с разных ракурсов, поэтому на сборных событиях каждый может сделать подходы к решению своего запроса с разных сторон. Это как для похудания можно работать только с фитнес-тренером, а можно еще и с диетологом, психологом и массажистом, и так результат придет быстрее и будет заметнее.
- Все трансформационные методы и учения глобально говорят об одном и том же, но разным языком, и если участник поймет язык хотя бы одного мастера, то программный директор уже хорошо сделал свою работу.
- Мысль, повторенная несколько раз разными словами и с разными интонациями, укореняется быстрее и глубже.
- Жизненный опыт самого мастера и его личность позволяют каждому участнику найти того, кто ему созвучен и вызывает доверие, и пойти в трансформацию именно за ним.
Итак, важный залог успеха трансформационных мероприятий – это прицельное разнообразие техник, нужная пропорция рационального и магического, консервативного и прорывного и осознанно разнообразный пул спикеров.
И отдельная большая задача программного директора – это выстроить логику трансформации в каждой практике и в дне в целом. Но это уже тема отдельной статьи.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: архив Елены Конвисар. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
20.02.2024