Цветных контейнеров недостаточно: об экологии на ивентах не для галочки

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Уже восемь лет активисты экодвижения «РазДельный Сбор» более чем в тридцати населенных пунктах проводят акции по сбору отходов на переработку, занимаются просвещением, открывают экоцентры и помогают организаторам мероприятий внедрять инициативы устойчивого развития. Руководители «РазДельного Сбора» рассказали Event LIVE, как сделать событие действительно экологичным, почему устойчивое развитие в России находится в зачаточном состоянии, и по какой причине организаторам стоит стыдиться одноразовых стендов на международных ивентах.

«Для нас раздельный сбор – это только вершина айсберга. Мы придерживаемся в своей работе принципов RRR – сокращай количество (Reduce), используй снова (Reuse), перерабатывай (Recycle). И когда мы получаем от организаторов запрос – всегда откликаемся и подключаем свои ресурсы», – рассказывает председатель правления экологического движения Татьяна Нагорская, – Инициативные люди способны на многое! С некоммерческими организациями одинаково охотно сотрудничают бизнес и администрации регионов, им доверяют жители городов. Осознанное волонтерство – это большая сила».

До zero waste, как до Луны

По словам Катерины Алексеевой и Ольги Лавочкиной (специалистов «РазДельного Сбора» по реализации проектов по организации раздельного сбора отходов на мероприятиях), в России устойчивое развитие на мероприятиях находится «чуть ли не в зачаточном состоянии». Катерина и Ольга объясняют это общей низкой осведомленностью о способах обращения с отходами, предотвращения их отправки на полигоны, инициативах раздельного накопления.

«Что касается предупреждения образования отходов, в основном этим занимаются пока только не очень крупные и тематические мероприятия», – замечает координатор волонтеров Софья Климова, – Однако даже на экологических событиях до сих пор можно встретить одноразовую посуду или найти в программе массовый запуск воздушных шаров».

По словам активистов движения «РазДельный Сбор» чаще всего ивенторы просят помочь с установкой «цветных контейнеров» для участников мероприятия. Однако важно то, что в среднем отходы посетителей составляют всего 5% от общего числа. Остальное лежит на совести организаторов.

«Даже на крупнейших и наиболее престижных международных мероприятиях почти все стенды – одноразовые, – рассказывает Татьяна Нагорская, – После закрытия площадки их буквально разрушают кувалдой и отвозят на полигоны – целые сотни квадратных метров конструкций. А ведь можно использовать многоразовые, разборные объекты, брать их в аренду, позволять вещам работать, использовать их, а не складировать. Можно идти дальше – изучать морфологию отходов, заключать договоренности с клининговыми компаниями, поддерживающими принципы устойчивого развития, использующими сертифицированные «зеленые» средства. Но все же даже цветные контейнеры – это первый шаг к устойчивому развитию на мероприятии, а мы всегда готовы предложить другие опции, рассказываем о других возможностях – не только организаторам, но и участникам мероприятия».

Фото

Экологическое движение «РазДельный Сбор» полноценно внедрило раздельный сбор отходов на Всероссийском фестивале молодежи и студентов в Сочи в 2017 году, а также фестивале VK Fest в 2017, 2018 и 2019 году; помогало набирать и готовить эко-волонтеров в нескольких городах для Чемпионата мира по футболу-2018, Кубка Конфедераций в 2017 году и Предварительной жеребьевки в 2015 году. Только с начала этого года движение приняло участие в подготовке пятидесяти мероприятий. Там масштаб внедрения был скромнее – организаторы делали первые шаги в этом направлении.

В результате работы активистов «РазДельного Сбора» на фестивале VK Fest 5 2019:

  • Было передано на повторное использование не менее 68 куб. м ковролина, баннеров, бруса, металлических конструкций, ткани, атласных лент и пр. (это в 5 раз больше, чем в 2018 году). Перечисленные материалы были переданы более чем 26 организациям и людям. Многие материалы ушли в приюты для животных.
  • Было собрано 6 КГ невостребованной еды, которая иначе отправилась бы на свалку.
  • 3 КГ пищевых отходов из волонтерского шатра отправились в вермикомпостер и были переработаны в полезный для почвы гумус.
  • На переработку отправилось 486 КГ ПЭТ-бутылок, 18 КГ алюминиевых банок, 597 КГ полиэтиленовой пленки, 1739 КГ картона, а также наши волонтёры собрали отдельно 10 КГ крышечек. Итого: 2850 КГ вторсырья. Для сравнения в прошлом году удалось собрать 1786 КГ вторсырья.
  • В результате 20% процентов отходов (по объему), образованных фестивалем, избежали полигонного захоронения. Для сравнения, в 2018 году в переработку и на повторное использование было передано 13%.

Кстати, мы писали о том, как инициативы устойчивого развития внедряет IMEX Group – их выставкам почти удалось стать zero waste.

Зачем устойчивому развитию организаторы? Зачем организаторам – устойчивое развитие?

По словам Софьи Климовой, большинство людей пока не до конца понимает, зачем миру нужно устойчивое развитие, и не хочет углубляться в эти вопросы, не ощущает в этом собственной потребности. В таком контексте, роль мероприятий существенно повышается: вести просвещение по вопросам устойчивого развития на событии чрезвычайно эффективно.

«С 2011 года люди стали чаще замечать, что с планетой что-то не так, и необходимо что-то менять, – говорит Татьяна Нагорская, – Но до сих пор министры, отвечающие за природные ресурсы, их защиту и охрану, на крупных конгрессах сидят в одноразовых стендах. Мероприятия организуются для людей, участники и делегаты приезжают на них из самых разных стран – приходят к нам в гости. И таким нелицеприятным образом мы показываем им собственный дом – с ненужной роскошью, пластиком и огромным количеством мусора на виду».

Еще до принятия ООН Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года, одними из первых тему развития устойчивых инициатив вынесло на обсуждение Копенгагское конгресс бюро (2010 год). В России же подобные идеи чаще всего исходят от некоммерческих организаций и энтузиастов-активистов, а возможности организаторов мероприятий всё ещё остаются мало задействованными.

«Почему устойчивое развитие необходимо ивенторам? По большому счету, каждый сам решает, что ему важно, – замечает Софья Климова, – И если бережное обращение с ресурсами является правилом жизни для организатора мероприятий, то он применяет его и в работе. Если же посмотреть на задачу с прагматической точки зрения, то подходы, соответствующие целям устойчивого развития, помогают расширить аудиторию мероприятия.

Фото

В основном, мы работаем с мероприятиями, которые организуются молодыми ивенторами. Но устойчивое развитие – это скорее про профессионализм, а не про поколенческую принадлежность. Если организатор чутко следит за веяниями, то он будет двигаться в сторону устойчивого развития, независимо от возраста, пола или чего-то еще». «Возможно, молодые люди просто быстрее и активнее потребляют информацию, они в курсе того, как обстоит ситуация в мире, им легче адаптироваться к изменениям», – добавляет Татьяна Нагорская.

Для тематических мероприятий устойчивое развитие и вовсе становится необходимостью: если на «зеленом» форуме или празднике не будет раздельного сбора, если оно не будет «устойчивым», то можно получить негативную обратную связь и надолго испортить себе репутацию. Например, показательна планомерная работа VK Fest над темой отходов, каждый год получающий обратную связь по этому вопросу от посетителей мероприятия и местных жителей.

Как сделать мероприятие «устойчивее»? Четыре важных совета от «РазДельного Сбора» и один десятистраничный гид

  1. Осознанно подходите к каждому аспекту организации мероприятия. Проанализируйте, как будет работать освещение, оборудование, инфографика, как будет организовано транспортное сообщение, какова морфология отходов? Бессмысленно просто заменить пластиковую посуду на бумажную, нужна многоплановая аналитическая работа. Даже если все инициативы не получится внедрить, концепция будет уже разработана, и ее можно будет применить на следующий год.
  2. Прислушивайтесь к экспертам. По словам активистов движения, часто организаторы, даже обратившись за рекомендациями, в конечном итоге полагаются на свой обывательский опыт и пренебрегают инструкциями. Тогда все идёт по наклонной.
  3. Учитывайте, что нужно заложить бюджет на инфраструктуру, вывоз отходов, информационные материалы по устойчивому развитию, обучить персонал и пр.
  4. Отрегулируйте процессы в смежных отделах. Например, человек, ответственный за обращение с отходами, не имеет полномочий диктовать отделу закупок, какие стоит покупать товары, чтобы потом можно было сдать их в переработку. В этом случае требуется вмешательство руководителя, от которого нужна твердость и ясное видение, зачем все это делается.

Чтобы организаторам было проще внедрить подходы устойчивого развития в свою работу, движение «РазДельный Сбор» совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга создали брошюру «Как сделать мероприятие экологичнее. Практические советы». На десяти страницах наглядно показано и рассказано, как минимизировать количество отходов на ивенте, визуально оформить событие, подобрать оборудование и временные конструкции, организовать кейтеринг. «Мы хотели показать, что устойчивое развитие на мероприятиях – это просто», – говорит Татьяна Нагорская.

Фото


07.10.2019

Понравилось? Расскажите друзьям!
PR client relationship management digital for event Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий безопасность выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн интерактив коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события персонал площадки премии продвижение профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорство мероприятий спортивные события среда события территориальный маркетинг технологии тренды экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности