Правововое регулирование спонсорства в РФ

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Спонсорство, зародившееся в начале ХХ века, в настоящее время является одной из наиболее популярных и востребованных разновидностей рекламной деятельности. Первое упоминание о спонсорстве как о виде рекламной деятельности содержалось в Законе США «О радио» 1927 года, в соответствии с которым при трансляции рекламы на радиостанцию налагалась обязанность сообщать сведения о лице, предоставляющем рекламируемые услуги или оплатившем их рекламу в эфире.

В российском законодательстве понятие «спонсорские отношения» впервые появилось в начале 90-х годов прошлого века, когда в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» 1992 года появилось легальное определение понятия спонсорства как меры, направленной на обеспечение доступности для граждан культурной деятельности и культурных ценностей. С точки зрения специального рекламного законодательства, определение спонсорства впервые появилось в Законе о рекламе 1995 года, согласно ст. 19 которого под спонсорством понималась деятельность определенного лица по предоставлению имущества, оказанию услуг или выполнению работ в отношении другого лица в обмен на распространение спонсируемым информации (рекламы) о спонсоре.

Закон о рекламе 2006 года исключил из законодательства определение понятия спонсорства, заменив его понятием спонсора как лица, предоставившего средства для организации и (или) проведения определенного мероприятия либо создания и использования какого-либо результата творческой деятельности, а также закрепив определение спонсорской рекламы как рекламы распространяемой на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. Как отмечается, одной из особенностей такой дефиниции понятия спонсора является запрет для товара и средств его индивидуализации на выступление в качестве спонсора, которым может являться только их владелец (физическое либо юридическое лицо) [1].

Одной из основных особенностей регулирования спонсорской деятельности в РФ является возможность ее осуществления на безвозмездной основе, поскольку указание на возмездный характер оказания спонсорских услуг в законе отсутствует. Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики: в частности, в одном из своих постановлений ФАС Московского округа отметил, что согласно письму Минфина от 13.03.2007 №03–08–05 выплаты, произведенные по спонсорскому соглашению, направлены на некоммерческое спонсорское финансирование выставки [7]. Таким образом, спонсорская помощь может оказываться на безвозмездной основе и не предполагать предъявления встречных требований.

В то же время, существует также письмо Минфина РФ от 01.09.2009, в котором отмечается целевой характер спонсорского взноса и наличие встречных обязательств по предоставлению рекламных услуг [3]. Таким образом, действующее законодательство не содержит в себе единого вывода о возможности безвозмездного оказания спонсорских услуг. Причина этого, по нашему мнению, кроется в множественности нормативных определений понятия спонсорство.

Так, помимо федерального закона «О рекламе», в российском законодательстве понятие «спонсор» также встречается:

- в Федеральном законе «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором под спонсорами понимаются организации, заключившие договоры о спонсорстве с Оргкомитетом «Сочи-2014», МОК или МПК [10, ст. 8];

- в актах, регулирующих общественные отношения в сфере образования, в соответствии с которыми спонсорство входит в систему поощрения обучающихся [8];

- в сфере культуры и искусства – распоряжением Президента Российской Федерации была учреждена награда в виде Почетного диплома Президента РФ, вручаемого за активную спонсорскую деятельность в данной сфере [9];

- в сфере здравоохранения под спонсорами понимаются лица и организации, которые несут ответственность за организацию клинического испытания, а также за деятельностью по его контролю и финансированию [4].

Иными словами, единого нормативного определения понятий «спонсор» и «спонсорство» в российском законодательстве отсутствует, что, в совокупности с возможностью осуществления спонсорства на безвозмездной основе, порой порождает различные споры при рассмотрении спорных ситуаций в судах. Так, например, если организация спонсирует образовательное учреждение, а спонсируемый, в свою очередь, не распространяет неограниченному кругу лиц информацию о спонсоре, расходы, понесенные спонсором, не будут считаться рекламными [6]. В данном случае, спонсорская деятельность, осуществляемая безвозмездно, будет признаваться благотворительностью.

В то же время, определение характера правоотношений должно осуществляться путем анализа их фактического содержания, а не проверкой наличия формальных признаков. Так, наличие расхождений в используемой в рекламной информации терминологии (в частности, использование в рекламной продукции в отношении спонсора иных синонимических выражений, определяющих его статус) не влияет на характер правоотношений между сторонами, а значит, не может свидетельствовать о неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств со стороны спонсируемого лица [5].

Следует также отметить и достаточно расплывчатые границы между скрытой рекламой и безвозмездным спонсорством. Так, в случае если организация осуществляет безвозмездную помощь спортивной команде путем предоставления ей определенного имущества (например, автобусов), а руководство спортивной команды размещает логотип компании – спонсора, то помимо наличия факта установления спонсорских отношений, компания, жертвующая на подобные благотворительные цели, получает также и скрытую рекламу, поскольку благотворительная деятельность, как правило, приводит к увеличению потребительского спроса на товары и услуги данного производителя.

Исходя из вышеизложенного, предлагается конкретизировать спонсорскую деятельность, осуществляемую в целях распространения рекламы, путем закрепления в федеральном законе «О рекламе» термина «спонсорская деятельность в рекламных целях», которую предлагается определить как «деятельность по предоставлению средств для организации и (или) проведения определенного мероприятия либо создания и использования какого-либо результата творческой деятельности на условиях распространения спонсируемым рекламной информации о спонсоре». Под спонсируемым следует понимать лицо, которому спонсором были переданы средства для совершения вышеперечисленных действий. В целях приведения законодательства о рекламе в соответствие с нормами международного права следует также закрепить в базовом законе норму об ограничении возможности спонсора по вмешательству в деятельность спонсируемого субъекта [2, ч. 2 ст. 17], что позволит выделить отношения по спонсорству в качестве отдельного вида правоотношений.

Список литературы

1. Аналитическая записка по отдельным вопросам применения Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_7258.html. (дата обращения: 07.12.2015 г.)

2. Европейская конвенция о трансграничном телевидении (ETS № 132) (Заключена в г. Страсбурге 05.05.1989) // Совет Европы и Россия. – 2003. – №1. – С. 50 – 58.

3. Письмо Минфина РФ от 01.09.2009 №03–03–06/4/72 // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Письмо Росздравнадзора от 15.07.2009 N 01И-396/09 «О Руководстве по надлежащей практике производства лекарственных средств» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 N 09АП-12051/2009-АК по делу №А40–95899/08–4-460 // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.01.2007 по делу №А31–10518/2005–10 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2008 г. №КА-А40/14213–07 // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. – №9.

9. Распоряжение Президента РФ от 24 декабря 1997 г. №533-РП «Об утверждении Положения «О Почетном дипломе Президента Российской Федерации за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №52. – Ст. 5914.

10. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №49. – Ст. 6071.

Автор: Маркичева Ирина Александровна, магистрант  ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Источник: https://interactive-plus.ru


07.09.2016

Понравилось? Расскажите друзьям!
PR client relationship management digital for event Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность бюджетирование выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн интерактив коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепция креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события персонал площадки продажи продвижение профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорство мероприятий спортивные события среда события территориальный маркетинг технологии тренды эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности