Бартер в ивенте – маркетинговый инструмент или чистое зло?
В ивент-чатах часто встречаются запросы на услуги по бартеру, и такие предложения обычно вызывают бурные дискуссии. Мнения разделяются на два лагеря: одни считают бартер неуважением к труду, другие — возможностью для развития. Свою позицию для Event LIVE изложил Антон Пузырев, генеральный продюсер ивент-компании Bigfinger.
Уточню, что под бартером как правило имеется в виду не обмен услуг на мешок картошки, а обещание профессиональных перспектив.
У меня есть достаточно большой опыт работы по бартеру как на стороне поставщика, так и на стороне заказчика. Когда я работал с музыкальными коллективами, мы нередко принимали предложения выступить по бартеру. Сейчас, организуя масштабные выставки, мы также используем бартер с некоторыми поставщиками услуг.
Те, кто считают бартер несправедливым, уверены, что любой труд должен быть оплачен исключительно деньгами. Я же придерживаюсь мнения, что труд можно оплачивать и трудом, если ценности обеих сторон совпадают.
Антон Пузырев,
сооснователь промо-фестиваля «Сцена» и продюсерской компании Bigfinger
Приведу примеры удачного и неудачного бартера. Мы организуем профильные выставки для ивент-рынка, где средний чек участия 150 тысяч рублей. Нам нужен отчетный ролик, который по рыночным ценам стоит 120 тысяч. Если обе стороны заинтересованы в обмене услугами, это идеальный бартер: мы предлагаем доступ к целевой аудитории, а поставщик — свои услуги. Это пример взаимовыгодного сотрудничества. Еще пример: ресторан с живой музыкой приглашает музыкальный коллектив выступить на открытии, предлагая возможность регулярной работы. Если музыкантов интересует такая перспектива — это отличный бартер.
Но бывают и малоэффективные предложения. Например, работа на корпоративе компании в обмен на обещание, что руководитель еще не раз повезет вас на свои личные праздники. Здесь ценности неравны, и такие предложения стоит внимательно рассмотреть, прежде чем соглашаться.
Из моего опыта, успешные бартерные проекты часто перерастают в коммерческие отношения. Например, наше плотное коммерческое сотрудничество с такими компаниями, как PartyTonight, «Про-Интерактив», Eventflags и многими другими поставщиками началось именно с бартера.
Бартер позволяет заказчику минимизировать риски, связанные с приглашением в проект нового поставщика, а поставщику — показать свои возможности, что в конечном итоге может привести к крупным заказам.
Также бартер может инициировать сам поставщик. Я использовал такой прием, когда выводил на рынок новый проект в формате live-looping show. Демо не передавало сути шоу, и мне было важно показать артиста в работе в реальных условиях. Всем агентствам, с которыми уже работал, я предложил бесплатное выступление. Агентства ничем не рисковали и могли предложить это шоу своим клиентам в качестве комплимента. Так мой артист попал в пул свадебного агентства Ксении Афанасьевой. Поэтому я считаю бартер мощным инструментом точечного маркетинга.
Однако соглашаться на любое предложение опрометчиво. Чтобы бартер принес результат, нужно тщательно фильтровать запросы и определять критерии, которые действительно важны.
- Убедитесь в репутации заказчика. Изучите его портфолио, открытые данные, такие как обороты компании. Можно также запросить информацию в профессиональных чатах и поговорить с самим заказчиком. Если он готов уделить время для разъяснения всех аспектов проекта, это хороший знак.
- Четко формулируйте свои цели. Важно понимать, чего вы хотите достичь в рамках сотрудничества. Ставьте реальными цели и задачи. Получить золотые горы – желанная, но скорее нереальная цель, а вот получить определенное количество публикаций, личных рекомендаций, встреч, гарантию участия в конкретном коммерческом проекте вполне реально.
- Обсудите условия, сроки, и обязательно зафиксируйте их — в договоре или хотя бы в переписке. Узнайте, как заказчик планирует помочь вам достичь ваших целей, и какие гарантии он предоставляет.
Когда все детали согласованы, наступает момент для выполнения договоренностей.
Бартер требует ответственности. Заказчик работает с вами впервые и ожидает высокого качества услуг. Рекомендую привлекать своих лучших сотрудников и использовать лучшее оборудование. Например, компания FF Production, занимающаяся созданием юмористических видео, отправляет на бартерные мероприятия только операторов из сегмента премиум.
После мероприятия не стесняйтесь контролировать выполнение обязательств со стороны заказчика. Ваше дело — получить результат, а не закрыть глаза на недочеты.
Параллельно используйте бартер как инфоповод для вашего продвижения: создавайте контент прямо на мероприятии, размещайте в соцсетях, включайте в портфолио. Попросите у организатора отзыв о вашей работе, фото- и видеоматериалы, которые пригодятся в дальнейшем. Просите рекомендовать вас другим потенциальным клиентам.
Если рассматривать бартер как часть стратегии продвижения, как путь к партнерским отношениям с заказчиком, он может стать мощным маркетинговым инструментом.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. Орфография и пунктуация автора сохранены. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: архив Bigfinger. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
24.10.2024