Чувашская биеннале: как осмыслить культурный код региона через событие

19 июля в Чебоксарах стартует II Чувашская биеннале современного искусства. Первое мероприятие прошло двумя годами ранее и стало уникальным событием для чувашского региона. Как это получилось? Что особенного заложили в проект – регулярную культурную инициативу – создатели? Рассказывает Александра Никитина, кандидат философских наук, доцент кафедры русской и чувашской филологии и культурологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
Исследование чувашской культуры
Мне казалось парадоксальным, что я узнаю про внешний мир - западноевропейскую, российскую и, в целом, мировую историю, но не могу похвастаться глубоким знанием истории Чувашии. Это осознание стало для меня толчком. Это совпало с желанием профессиональной реализации в области современной культуры. На стыке собственного интереса к изучению чувашского наследия и желания организации выставок и родилась Чувашская биеннале современного искусства.
Проект стал значимой платформой для поиска новых форм самовыражения для художников, занимающихся осмыслением как чувашской культуры, в частности, так и созвучных ей тем, в общем. Тема первой биеннале «Икс Историй: память о будущем» отсылала ко множеству рассказов, мифов и поверий, из которых состоит культурное и этнографическое наследие Чувашской Республики, а также к тому, как из всего этого возможно конструировать общее будущее.
Тема определила и разнообразие программы, общей целью которой было исследование чувашской культуры во всей ее сложности и многогранности. Это большое мероприятие объединило выставку, образовательную программу, мастер-классы, экскурсии по городу, игры в единое событийное поле. Значимым аспектом подготовки к биеннале стало работа с культурным ландшафтом столицы Чувашской республики города Чебоксары, где проходила Чувашская биеннале.
Карта современного искусства России традиционно включает такие города как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Казань, Нижний Новгород и др. При этом Чебоксары для подобной публики были местом неизвестным и малоузнаваемым. Подготовка биеннале включала, кроме всего прочего и ожидаемого, работу над созданием своего рода уикенда выходного дня. Это означало не только подготовку экскурсионных маршрутов, но и разработку насыщенной программы, которая могла бы привлечь не только интересующихся современным искусством зрителей, но и далеких от него людей.
Мы стремились создать уникальное событие, которое бы не только знакомило людей с творчеством современных художников, но и вовлекало их в контексты местной культуры, традиции, знакомило с регионом не через набор традиционных достопримечательностей, а через живую городскую культуру, отражающую многогранность и разнообразие повседневной жизни.
Вовлечение целевой аудитории
Прежде всего были подготовлены материалы для сайта биеннале по разделам «Где остановиться», «Что еще посмотреть», «Где поесть», «Что привезти», в которых были обозначены ключевые точки для посещения. Помимо этого, мы собрали активистов города, тех, кто определяет его культурную повестку в различных областях, и попросили их принять участие в подготовке материала для SRSLY – медиа о блогерах, инфлюенсерах и инсайдерах. С их помощью было обозначено три направления работы – сбор маршрута для тех, кто впервые оказался в городе, для, кто был в городе однажды, и для тех, кто хочет провести в Чебоксарах неделю и больше. Такой подход позволил нам напрямую обратиться к целевой аудитории и создать максимально интересный и полезный контент для иногородних посетителей биеннале.
Мы сфокусировались на том, чтобы сделать информацию доступной и интуитивно понятной, представляя маршруты в виде интерактивных карт и рекомендаций. Кроме того, в маршруты были включены и те места, которые стали частью культуры мемов – Театр оперы и балета, напоминающий базу повстанец из «Звездных войн», Монумент матери, создающей прямые аллюзии со статей Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро. Чебоксарские проекты «VisitVolga» и «Ducknet» помогли сформировать маршруты по культовым местам города, которые остаются обычно недоступными для туристов, увлеченных основными достопримечательностями города.
Важно, что легкая подача материалов не только сделала информацию о Чебоксарах более привлекательной, но и помогла сформировать новое восприятие города как места, полного неожиданных открытий. Мы превратили типичный туристический опыт в нечто большее, чем просто посещение достопримечательностей, – это стало настоящим культурным путешествием.
Параллельная программа
Важным элементом Чувашской биеннале современного искусства стала работа над параллельной программой, которая возникла практически стихийно из замыслов организаторов и благодаря инициативам самой публики, стремящейся внести свой вклад в культурный диалог.
Прежде всего мы обратили внимание на уникальные события и активности, которые проходили в городе параллельно с биеннале. Это позволило нам не только создать более насыщенную программу для гостей, но и связать биеннале, которая для жителей региона была новым и нетипичным событием, воедино с актуальной культурной программой. Подобный подход не только обогащает саму биеннале, но и активно вовлекает сообщество в творческий процесс, подчеркивая важность участия каждого в культурной жизни. Поэтому мы были открыты новым инициативам и предложениям.
В частности, во время выставки в музее были организованы занятия йогой. Это необычное событие привлекло людей, желающих не только насладиться искусством, но и снизить стресс в атмосфере творчества и гармонии. Такая активность стала отличным дополнением к художественным инсталляциям и проектам, позволяя посетителям получить многогранный опыт вовлечения в искусство через телесные практики.
Этот опыт был расширен танцевальной практикой и тур-дрейфом по выставке с акцентом на восприятие художественных работ через телесные ощущения. Мероприятие «Как понимать искусство телом» проводила учитель контактной импровизации, перформер и исследовательница танца Татьяна Пуховская. Она призывала всех не бояться своих ощущений и импровизировать, позволяя телу стать проводником эмоций и внутренней энергии каждой работы, представленной на выставке. Участники не просто смотрели на художественные произведения, но и взаимодействовали с ними, пытаясь ощутить каждую работу через движение.
Телесные практики восприятия искусства позволили увидеть двойственную природу изображений как ментальных конструкций и осязаемых артефактов, понять их значение в памяти и предвидении, а также их влияние на восприятие мира и культурное выражение.
Для тех, кто впервые приехал в город, а также для местных жителей была подготовлена серия экскурсий от археолога, научного сотрудника Чувашского института гуманитарных наук Николая Мясникова. Неожиданный взгляд на город и его историю проявился в уникальных маршрутах, которые раскрывали историю города до того, как он стал русской крепостью на границе с завоеванной Казанью, так и после, от истории потерянного в XVII веке деревянного кремля до трагедии потери большей части исторического архитектурного наследия во время строительства ГЭС. Слушателей привлекал не только сам исторический контекст, но и живое взаимодействие с культурным ландшафтом Чувашии. Значимо, что данная серия экскурсий привлекла внимание и местного сообщества, она позволила им увидеть город другими глазами.
Чебоксары – это город утраченного наследия. Поэтому археологическая экскурсия открывала местным жителям, город, которого уже нет. Участники узнали о деревянном кремле, который некогда оборонял город, о его значении как оборонительного сооружения и даже культурного центра. Каждое здание и улица таят в себе истории, которые заслуживают быть услышанными и запомненными. Эти прогулки не только расширили горизонты знаний местных жителей и гостей биеннале, но и помогли формировать новое восприятие идентичности города.
Чувашская биеннале современного искусства 2022 года стала не просто событием, но флагманом нового подхода к культурной интеграции, где каждый голос и каждый взгляд имеют значение. Мероприятие 2025 года продолжит исследование и актуализацию культурного наследия Чувашии. Принципы, заложенные в первой биеннале, инклюзивность, поддержка локальных инициатив, открытость новым идеям, позволят нам развить диалог между различными культурными и художественными практиками на новом уровне. Таким образом, основная идея биеннале – выстраивание мостов между прошлым и будущим – продолжит свою жизнь и в новых тематических моделях выставки.
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: архив Чувашской биеннале современного искусства. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
10.07.2025
