ИИ, бюджеты и стендап: как прошла конференция MITT MICE

Взгляд на 360 градусов – так можно охарактеризовать обсуждение текущего состояния и перспектив рынка корпоративных мероприятий на MITT MICE. Специальная сессия состоялась в рамках Международной выставки туризма и индустрии гостеприимства MITT. Ключевыми тезисами и впечатлениями делится Ирина Михалькова, креативный директор MICE Excellence, программный директор MITT MICE.
Началось обсуждение с «классических» тем и сверки актуальных болей и запросов у заказчиков. Затем программа постепенно перешла в формат откровенного разговора о сути профессии и взаимоотношений между заказчиками, агентствами и подрядчиками. Любую откровенность лучше всего подавать через шутку, чем спикеры активно пользовались. Если закрыть глаза, то могло сложиться ощущение, что присутствуешь на стендапе.
Самым первым открытием стал неподдельный интерес аудитории выставки к теме делового туризма. За пять минут до начала сессии зал уже не вмещал всех желающих. И это несмотря на то, что с расположенной рядом с залом выставочной площадки «Крокуса» в это время зазывающе звучала кавказская этническая перкуссия и был слышен шум от прочих активностей, которые заманчиво предлагали организаторы стендов регионов и стран.
Участники конференции узнали цифры последнего исследования рынка корпоративных мероприятий, проведенное MICE Excellence и ВНИЦ R&C. Обсудили основные тренды по версии заказчиков.
Заказчики отметили, что в настоящее время существует тенденция к расширению географии корпоративных мероприятий, а также очевидна необходимость персонализации. По мнению Светланы Лялиной, руководителя отдела по организации маркетинговых мероприятий АльфаСтрахование-Жизнь, растет рынок региональных ивентов, повышается требовательность заказчиков, и отрасль в определенном смысле не успевает за этим. Не хватает подрядчиков, готовых предложить нестандартные услуги с качественным сервисом: начиная от погружения в задачи заказчика и заканчивая культурой работы с документами.
«Все стремятся к персонализации. Хорошо обрабатывать запросы недостаточно, чтобы оставаться конкурентоспособным. При этом персонализация – это, в первую очередь, отношение самих сотрудников к своей работе и своим клиентам», – продолжила тему Анастасия Молочкова, исполнительный директор Дирекции по управлению туристическим бизнесом СБЕР.
Как результат расширения географии и интереса к сегменту корпоративных мероприятий со стороны отельеров – целый ряд масштабных инфраструктурных проектов, строительство которых сейчас ведется. Это и парк «Три вулкана» на Камчатке, который включает три отеля с большим номерным фондом и 19 (!) конференц-залов. И большой конгресс-центр в Завидово на 2,5 тысячи квадратных метров, включающий семейный центр с аквапарком.
Далее в обсуждении красной линией звучала тема растущего премиального сегмента. Отметим, что это наблюдение касается и массового туризма (35% туристов сейчас выбирают при путешествии гостиницы 5 звезд), не только корпоративного сегмента. При этом премиальность – это все больше про эмоции.
«Главный объект конкуренции сейчас для многих бизнесов – это топ-менеджмент и ключевые клиенты. Инструментов работы с этими аудиториями не хватает, или они не всегда отвечают запросам. Материальные стимулы в этом случае работают далеко не всегда, а вот эмоции – это самая крутая благодарность и самая дорогая валюта. Поэтому растет спрос на выездные проекты для узкого круга людей, которые совмещают в себе понятные технологии игры и приключений. Причем эффективность таких проектов легко считается с помощью экономики: как после таких игр-приключений люди стали работать за счет эмоционального заряда, как ведут себя ключевые клиенты и многие другие параметры», – рассказал Иван Осипов, основатель Vityaz Group, автор проекта «Новая Энергия».
Еще одной тенденцией года назвали патриотический туризм у госсектора – корпоративные выезды по памятным местам героизма и воинской славы в преддверии юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Например, в Тулу или Ржев.
Мечтают ли организаторы об автоматизации?
Следующий блок выступлений был посвящен современным технологиям и их использованию в сфере корпоративных мероприятий.
«Автоматизация в MICE возможна или нет?», – задала тон дискуссии и ключевой вопрос модератор сессии Татьяна Конакова, операционный директор MICE Excellence. По ее мнению, автоматизировать в индустрии можно многие ключевые бизнес-процессы: начиная от подготовки тендеров, продолжая этапом реализации и заканчивая закрытием проекта. И участники встречи признались: если на данный момент автоматизировано еще не все, то лидеры рынка уже активно работают в этом направлении.
В ходе сессии были презентованы несколько новых решений, которые пока еще не широко известны рынку. Например, Александра Колесникова, основатель Top 100 Business Hotels Meetings & Events Service, представила разрабатываемую автоматизированную систему поиска и бронирования площадок. Функционал системы позволяет упростить работу менеджера: подобрать свободные площадки по нужным параметрам и даже сделать выгрузку в виде готовой презентации для клиента. По словам эксперта, сложность заключается в консерватизме менеджмента отелей и совмещении с имеющимися у них системами бронирования. Однако, поскольку спрос на подобный функционал большой, то первые пользователи этой системы быстро получат результат, и перспективы у проекта хорошие.
Евгений Пашков, основатель PJCOM, рассказал, что треть клиентов остаются недовольны рассадкой на мероприятиях. Для улучшения этого процесса и упрощения работы ивент-менеджеров было разработано решение по визуализации сетапа, которое позволяет быстро создать индивидуальный план под любого заказчика и для любой площадки. Что важно – для заказчиков использование сервиса бесплатное.
Кейс по использованию автоматизированной системы для учета прибытия и передвижения участников массового мероприятия представил Максим Клинков, директор по работе с партнерами EventPlatform. Он привел в пример выездной проекта со сложной логистикой и трансферами участников с разных рейсов в разные отели. По словам спикера, автоматизация позволила организаторам и службе безопасности заказчика в режиме реального времени отслеживать текущий статус по прибытию более 1000 человек и никого не потерять.
«Использование приложений на самом мероприятии также дает полезную аналитику по потокам аудитории (что пригодится для рефлексирования и изучения предпочтений ЦА), позволяет обеспечить геймификацию и нетворкинг, а также является экологичной заменой бумажной и пластиковой раздатке», – считает Екатерина Мовсумова, коммерческий директор Eventicious.
«Онлайн и гибридные мероприятия – стали нормой после пандемии и остаются такими и сейчас в условиях распределенных команд, особенно в сегменте IT, с которыми мы много работаем. У нас каждое второе мероприятие проходит с онлайн-трансляцией, а каждое третье в гибридном формате», – к такому выводу пришла Лилия Федорова, управляющий партнер Avantage Project, выступившая модератором одной из сессий про технологии.
В ходе обсуждения неоднократно поднималась тема экономии бюджета при проведении онлайн-мероприятий.
Например, в компании Авито существует практика еженедельных видеоконференций для сотрудников Avito Life. Изначально проект реализовывался силами привлеченного ивент-агентства, но позднее стал проводиться внутренней командой из нескольких человек. По словам представителя Авито, это позволило существенно сэкономить бюджет. При этом для больших и знаковых онлайн-мероприятий, особенно при работе на внешнюю аудиторию, компания по-прежнему пользуется услугами привлеченных команд.
Эксперты сошлись во мнении, что онлайн дает кратную экономию в бюджете, в первую очередь, при большом количестве участников. Локальные события, если их проводить с качественной трансляцией и в студии, по стоимости на человека не сильно отличаются от офлайн-проектов соответствующего уровня.
«Не надо скрывать от команды, что будем гореть»
Тему экономии бюджета продолжил Артем Статин, основатель OQ.Agency, в блоке деловой программы про технический продакшн. Сейчас на рынке есть два противоположных тренда: один на wow-эффект, а второй – на сокращение стоимости и использование простых решений. В конечном счете, по мнению эксперта, самые современные технологические фишки на мероприятиях останутся только у десятка заказчиков.
И с этого момента участники конференции поймали кураж, начали откровенно и с юмором говорить о работе в индустрии корпоративных мероприятий. Наболело.
«Первая и ключевая проблема – отсутствие доверия в отрасли. У заказчиков по отношению к агентствам, у агентств по отношению к подрядчикам. От этого страдают все стороны, и снижается качество самих проектов, как на этапе реализации, так и при подготовке предложений. Предлагать оптимальное решение или топ-технологии? В тендерах об этом зачастую не говорится ни слова. Никто не любит говорить про бюджет, хотя я не верю, когда они говорят, что не знают. Если на этом этапе будет информация у подрядчика, то уже будет доверие. Не нужно скрывать, кто клиент и какие у него цели. Подрядчик зачастую лучше знает и понимает заказчика», – высказал мнение Артем Статин, основатель OQ.Agency.
Мария Васильева, совладелец IVS Group, поэтапно показала, как проект крупнейшего федерального форума, в подготовку которого было вложено много сил и средств, за 2,5 дня до мероприятия был вынужденно перенесен в совершенно неподходящее для этого место – спортивный зал. Просто потому, что все остальные площадки в эти дни в городе были уже заняты.
При этом спикер подчеркнула, что мы в индустрии привыкли гордиться реализацией проекта в сжатые сроки, хотя это и ненормальная ситуация. Оценивая ситуацию в отрасли и читая заявки многих проектов, подающихся на премии, можно отметить, что ситуация «все и всё в огне» – фактически данность и уже не является преимуществом.
Далее спикер поделилась своими «ключами» к успешной реализации любого мероприятия, но особенно в авральном режиме:
- Напомните о миссии. Мы создаем незабываемый опыт для людей. Да, сейчас сложно, но мы сможем все исправить и удивить всех!
- Разделите ответственность и поддержите.
- Используйте юмор.
- Подчеркните ценность каждого.
- Создайте азарт и вдохновение.
- Будьте примером.
- Напомните о финальной цели. Через несколько часов мы будем гордиться собой, потому что сделали все возможное. Мы не просто делаем мероприятие – мы делаем историю, которую будем вспоминать с улыбкой.
«Задача режиссера – предвидеть пожар. Первое что мы делаем – упрощаем потенциально проблемные моменты, особенно где многое зависит от человеческого фактора, еще на этапе концепции. Второй пункт – грамотная коммуникация внутри РПГ, грамотное распределение нагрузки по специалистам. Третий – психологическая помощь. Не надо скрывать от команды, что будем гореть. Если горим, то горим всей командой. Включая заказчика», – рассказала Оксана Скрипка, режиссер международных и всероссийских проектов.
«Сжатые сроки — это не гордость, а то, с чем мы должны бороться», – такое резюме дискуссии подвели спикеры. И судя по живой реакции зала, смеху (как известно, защитная реакция на стресс), многие примерили эту ситуацию с экстренным переносом события на себя и свой опыт. Благо, тоже было, что вспомнить из «горящих» кейсов.
Завершилась деловая часть уже не совсем деловым (зато максимально прикладным и полезным) выступлением Максима Мартынова, режиссера-постановщика многих российских и международных шоу и крупных корпоративных мероприятий. Градус ироничного отношения к работе в событийной индустрии достиг нового уровня. А учитывая количество желающих сфотографироваться со спикером после выступления, можно сделать прямые ассоциации с рок-звездами или популярными комиками и стендаперами. Не зря один из последних форумов MICE Excellence проходил под лозунгом «MICE всех звезд».
Материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE. Орфография и пунктуация автора сохранены. При перепечатке или цитировании активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото: архив MITT MICE. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Редакция не несет ответственности за недостоверность предоставленных авторами данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
03.04.2025
