Олег Юкович: «Исторический проект четко раскрывает культурный код региона»

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Что такое исторические мероприятия? В чем особенности их организации? Чем отличаются реконструкции от спортивного средневекового боя? Журналу CongressTime рассказал вице-президент межрегиональной общественной организации содействия военно-исторической реконструкции «Доблесть веков» Олег Юкович.

Олег, как вы пришли в событийную индустрию в целом и в историческую реконструкцию в частности?

Это случилось лет 20 назад, сразу после окончания вуза. Я всегда любил историю, читал исторические романы, книги в жанре фэнтези. А тут еще абсолютно случайно в парке встретился с ребятами, которые били друг друга палками. Звучит неоднозначно, но на самом деле это был состязательный элемент реконструкции Средневековья, что позже стало военно-историческим спортивным боем. Я учился на юридическом, но параллельно пять лет играл в КВН, был ведущим на различных событиях. Любовь к сцене, выразительным средствам, истории – все сложилось, и я начал серьезно заниматься реконструкцией и историческими мероприятиями. А теперь уже почти 20 лет мы делаем событийные проекты исторической направленности. Чаще всего о Средневековье и петровском времени.

Наш первый фестиваль «Кубок Александра Невского» в Санкт-Петербурге мы провели в 2008 году. Он существует и по сей день, это такое наше маленькое домашнее мероприятие. Сейчас мы его проводим даже не ради денег, а скорее, чтобы вести от него отсчет своей деятельности.

В августе вы провели «Средневековые дни в Выборге» – один из самых ярких исторических фестивалей в Ленинградской области. Как он начинался, как рос, какие у него есть особенности?

«Средневековые дни в Выборге» – один из старейших фестивалей в России, он появился в конце девяностых. Ему уже 28 лет. Заказчиком выступает Выборгский объединенный музей-заповедник. Изначально фестиваль под названием «Рыцарский замок» проводили другие организаторы, но его решили расширить, и он претерпел множество изменений. Мероприятие должно было длиться две недели и объединять несколько фестивалей: исторический, гастрономический и музыкальный. В следующем году планируем реализовать такую концепцию. Это позволит оптимизировать ресурсы, больше вкладываться в выразительную часть самого мероприятия.

Сегодня «Средневековые дни в Выборге» – коммерчески выгодный проект?

В 2024 году мероприятие получилось наиболее коммерчески успешным. У музея появилась субсидия на проведение фестиваля, продано много билетов, хотя они стали дороже, чем раньше. Такой подход делает событие более элитарным и, соответственно, позволяет нам как организаторам лучше разрабатывать и детализировать программу. В прошлом году мы продали 7000 билетов, а в этот раз – свыше 13 000 за три дня.

Но прежде всего «Средневековые дни в Выборге» – это самый престижный в России рыцарский турнир. За три дня фестиваля у нас выступили 26 рыцарей-латников. По меркам подобных турниров – это очень много. Сделать исторические доспехи сейчас стоит 400–500 тысяч рублей, не каждый себе такое может позволить. Кроме рыцарского турнира у нас прошло много интерактивов, мастер-классы, музыкальная программа, обучение танцам, маневры бойцов XIII–XV веков.

Photo

В чем для вас заключается суть, значимость и смыслы исторических мероприятий?

Качественный исторический проект четко раскрывает культурный код региона. Не только военно-историческая реконструкция хороша, но и сами выразительные средства невероятно разнообразны. Есть много отличных практик: можно раскидывать станции по городу, подключать к этому музеи, вывести персонажи на улицы, делать театрализованные постановки, парады участников, вовлекать в событие жителей города и бизнес. Но важно помнить: когда гость едет в какой-либо регион, он хочет именно того, что присуще именно этому месту. Пускай это будет котлета, но такая, которую здесь уже 300 лет готовят по самому уникальному рецепту. Турист не хочет покупать обычные сувениры, которые есть везде. Ему нужно что-то, сделанное местными ремесленниками, то, в чем есть местный колорит.

Военно-историческая реконструкция и исторические мероприятия обладают большим количеством выразительных средств, которые помогают это делать. И уже только от организаторов и от бюджетов зависит, насколько это будет хорошо.

Каким вы видите развитие исторических событий как формата мероприятия?

Мы пробовали проводить разные фестивали: для привлечения зрителей, для участников, для разных целевых групп. И поняли, что все мероприятия, которые дают яркие эмоции людям и красочно показывают историю, не особо эффективны с точки зрения патриотического воспитания, работы с молодежью. Не прививают они, на наш взгляд, любовь к истории настолько хорошо, как могли бы. Поэтому сейчас мы направили свой взгляд на просветительскую деятельность в рамках фестивалей. Наверное, на это отчасти повлияло мое участие в экспертном совете премии событийного туризма Russian Event Awards.

Мы хотим, чтобы фестиваль оставлял после себя наследие – значимый для территории продукт. Например, самостоятельный туристический маршрут, который интегрировал бы в себя исторические объекты культурного наследия. Однако, что важно, в это должны быть вшиты различные истории, знакомство с историческими персонажами. Чтобы человек, взяв листовку или открыв страницу группы в соцсетях, смог сам пройти по этим точкам и многое узнать.

То есть фестиваль – это не самоцель. Мы хотим его использовать как большое промо для рассказа истории территории. В 2025 году планируем провести серию подобных мероприятий в разных городах, но прежде всего в Выборге.

Удалось ли вам где-то реализовать эту идею хотя бы частично?

Сейчас мы готовим фестиваль выборгского гостеприимства «Крендель Фест», разрабатываем маршрут, который потенциально будет доступен в течение года. В него включено многое: бизнес – пекарни Выборга, культура, рассказ об истории кренделя. Есть такая проблема – организаторы делают фестиваль на определенной площадке, люди собираются в этом месте, а города не видят. Поэтому одна из наших задач – показать город, особенно не самые популярные места и, соответственно, включить их в маршрут с историческими объектами, персонажами.

То есть сделать площадкой проведения мероприятия весь город, чтобы, во-первых, избежать скопления людей с точки зрения безопасности, а во-вторых – познакомить их с историей региона. И таким образом мы показываем, что одной поездки будет мало, тем самым обеспечиваем возвратность туриста.

Мы пробовали и другие форматы проведения фестивалей. Например, выставляли стенды в парке на две недели, а потом два выходных дня проводили там интерактивные мероприятия, рассказывали историю какого-нибудь периода. Скажем, есть у нас визуальная просветительская часть – академическая, есть интерактивная – эмоциональная, и мы их сочетаем. Мы реализовали несколько таких идей. И это уже не в прямом смысле фестивали, а коммуникационно-просветительские проекты получаются. Например, интерактивная игра «Сила в единстве» в Парке 300-летия Санкт-Петербурга в мае-июне нынешнего года – это в чистом виде просветительский проект. В программе мероприятий «Уроки живой истории. Северный рубеж» мы сочетали интерактивную и академическую части.

Если говорить о просвещении, то есть ли понимание, как оценивать эффективность события в этом случае?

Да, конечно. На выставочно-просветительском проекте «Выборгский рубеж», посвященном эпохе Петра Великого, для 1400 детей в группах мы провели экскурсию, интерактив и тестирование, чтобы проверить участников на знание истории до и после мероприятия. Теперь стоит задача расширить эту просветительскую часть. Событие может и прибыль приносить, особенно историческое.

Есть уже проверенный опытным путем определенный формат, когда мы в состоянии заработать деньги. Но есть и события с хорошим социальным эффектом. История ведь через все аспекты нашей жизни проходит, нужно только ее правильно раскрыть с помощью всех доступных инструментов, а мероприятие является наиболее ярким из них. А так как одним из основных заказчиков такого рода событий является государство, мы работаем в направлении развития социальной ценности и значимости. И на самом деле это совпадает с нашей миссией.

Конечно, темы Средневековья, рыцарей для жителей европейских стран – это их история и патриотизм в чистом виде, а для нас – экзотика. Мы участвовали в проведении чемпионатов мира по историческому средневековому бою «Битва наций» в Италии и Сербии. И для нас патриотизм в этом случае заключается в том, что русские парни дерутся и побеждают на мировом ристалище. Это как Олимпиада, только историческая.

А зарубежные мероприятия исторической направленности чем-то принципиально отличаются от российских?

Если сравнивать среднестатистический фестиваль о Средневековье в Европе и аналогичный в России, то за рубежом мы увидим больше гастрономии. У нас можно обойтись парой мобильных фуд-кортов, а там будут представлены разнообразные напитки и еда, потому что это – один из основополагающих аспектов монетизации. В европейских фестивалях вместе с историческими персонажами участвуют и герои фэнтези.

Среди живших когда-то в тех местах рыцарей могут появиться, например, всадники Рохана из легендариума Толкина. Или будет прогуливаться ростовая кукла-носорог с восточным погонщиком. Как это связано, что это, почему на историческом фестивале? Никто не знает. Но людям нравится. Вовлечение будет глубже, там агентства много работают над привлечением артистов, интерактивами. И не стесняются брать деньги за мероприятия. У нас же из-за того, что в большинстве случаев исторические мероприятия спонсирует государство, как-то не очень принято продавать на фестивали билеты.

Существует специфика работы организатора за рубежом?

Никаких особых сложностей нет. Если известна внутренняя конъюнктура, есть базовый набор подрядчиков и опыт проведения событий. Когда заходишь на зарубежный рынок первый раз, просто из-за незнания того, как он вообще устроен, можно совершить огромное количество ошибок. Мы проводили мероприятия в Сербии, Италии, помогали на фестивалях в Испании, Чехии. Опыт был очень разный. Я заметил любопытную вещь: чем жарче в стране, тем больше, простите, раздолбаев. Там все тяжелее, больше провалов с подрядчиками, людей сложнее заставить работать. У нас монтажники в две смены выходят и все строят за сутки, а у них могут и неделю примерно с тем же количеством работников.

Потому что они там вышли на площадку, два часа поработали, потом сиеста, а еще обед, а после него кто ж работает?.. Самый яркий негативный для меня пример – Италия: провалы сплошные по подрядчикам, они же еще входят в сговор и нам начинают диктовать условия, что только с этими работайте, только у них берите оборудование, а те, в свою очередь, выкатывают безумные ценники. Когда обещали 20 охранников на ночь, а вышли двое, должны были привезти 40 раций в первый день мероприятия, но только спустя сутки привезли два детских уоки-токи. И все так.

Наверное, если бы я в том же ритме там пожил годик, то все, возможно, было бы по-другому. Но вот Сербия – тоже достаточно южная страна, но там у ребят совершенно другой подход. Отношение к русским, к делу, вовлеченность – насколько парни, ну просто тащат, и настроены на результат – это небо и земля! В Сербии у нас получился очень крутой чемпионат. Было тяжело, но – море удовольствия.

Я правильно понимаю, что такие чемпионаты – не фестивали или реконструкции, а скорее, исторические спортивные состязания?

Да, это мероприятия нашей ассоциации – Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации исторического средневекового боя России. Это отдельный тип событий, которые сопряжены со спортом. Они похожи, но отличаются. Потому что военно-историческая реконструкция подразумевает, что на них восстанавливаются конкретные события, доспехи должны быть аутентичные, из соответствующих материалов, максимально похожие на оригинал – археологические находки, музейные экспонаты, изображения.

В спортивной же части организация исторического средневекового боя оптимизирует некоторые элементы: доспехи делаются из титана, используется скрытая защита. Все бои проводятся без колющих ударов, то есть демонстрируются исключительно рубящие техники. Это связано в первую очередь с безопасностью. Колющим ударом гораздо проще травмировать человека, и это мы испытали на себе.

Какие мероприятия проводит Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организации исторического средневекового боя России?

В 2019 году мы организовали «Битву наций». Тогда к нам приехали 1500 участников из 40 стран – очень обширная география, очень крутое мероприятие. На всех битвах 97% золотых медалей традиционно завоевала сборная России. Это, можно сказать, действительно русский спорт. Самыми сильными соперниками для нас всегда были сборные Республики Беларусь и США. Из Польши и Англии периодически бывали достаточно мощные ребята.

Но из-за пандемии коронавируса наша международная активность затихла. А сейчас мы переключились на организацию мероприятий в России. Готовим документы, собираем письма поддержки от региональных комитетов, чтобы развивать исторические средневековые бои как спорт. Ежегодный слет нашей общественной организации, который проходит в Выборге, стал главным мероприятием. Он получил Гран-при Международной премии событийного туризма Russian Event Awards. В 2024 году слет состоялся в начале июля: мы провели пленарное заседание с участием различных федеральных агентств, клубов, партнеров, поставили для себя задачи по развитию данного направления и слета.

Мы бы хотели, чтобы, когда мы отойдем от дел и состаримся, в наследство будущим поколениям остался исторический спортивный бой как полноценный вид спорта. И при государственной поддержке состоятся первые в мире полноконтактные боевые командные состязания, где ребята смогут сдать определенные зачеты, получить звание мастера спорта.

Это прекрасная миссия, и от дел пока отходить точно рано. Какие перспективы для собственного развития вы видите?

Я точно хочу развиваться не только в событийной индустрии. Конечно, можно увеличивать масштаб, качество мероприятий, наращивать объемы бюджета и прибыли. Собственно, все. В событийном бизнесе мне не нравится то, что ты как творец готовишься долго, мероприятие идет несколько дней, максимум пару недель, а потом – финиш. В итоге все, что ты сделал, остается в информационном пространстве, которое тоже очень быстро заполняется чем-то иным.

Я хочу, чтобы фестиваль оставлял после себя значительный шлейф, наследие: давал четкий просветительский эффект, формировал туристические маршруты, новые турпродукты, развивал площадки. Чтобы итоги творческой работы были лучше и дольше видны.

Во время пандемии мы проводили серию турниров «Рыцарские сезоны» в Выборге. Это достаточно успешная попытка сделать постоянную развивающуюся площадку. Давно была мысль попробовать создать средневековую деревню, как историко-культурный парк «Русборг» в Липецкой области, где проходит одноименный фестиваль, или как этническое поселение Хольмгард под Великим Новгородом, известное фестивалем «Княжья братчина». Там делают мероприятия, и вместе с ними развивается инфраструктура: стройка постоянная, формируются новые продукты. Наверное, это было бы логичным продолжением карьеры организатора исторических событий.

Может быть, нас когда-нибудь поддержит инвестор, или мы сами выберем себе кусок земли и создадим на нем маленький уголок истории, где раскроем культурный код региона через выразительные средства, мероприятия, активности. Хочется, чтобы все наши наработки не умирали, а из года в год продолжали развиваться, преображаться, становиться лучше и дарить больше радости людям.


10.10.2024

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности