С конца февраля число командировок за рубеж выросло на 64%
В последние недели рынок делового туризма фиксирует рост спроса на перелеты за рубеж и снижение спроса на авиабилеты по России. Об этом сообщают эксперты компании «Аэроклуб».
По данным исследования, с конца февраля падение спроса на авиабилеты по России со стороны бизнеса составило 6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и 18% по сравнению с началом февраля текущего года. Эксперты отметили рост числа командировок по России среди сотрудников предприятий обрабатывающей и добывающей промышленности, энергетики на 22% по сравнению с началом февраля 2022 и почти в два раза относительно 2021 года. Фармацевтические компании, сохранившие высокую командировочную активность по России, сократили перелеты своих сотрудников на 14% по сравнению с началом февраля и на четверть по сравнению с показателями 2021 года. Сотрудники розничных компаний сократили свои командировки на четверть, что оказалось на 39% ниже, чем годом ранее. ИТ- и телеком компании стали на 22% реже отправлять своих сотрудников в командировки по России воздушным транспортом. Компании, осуществляющие поставку и ремонт технологического оборудования, на четверть сократили свои командировки по сравнению с началом февраля. Финансовые и консалтинговые компании увеличили число командировок по России на 2% по сравнению с началом февраля и на 4% по сравнению с 2021 годом.
Продажи авиабилетов за рубеж выросли с 24 февраля по сравнению с предшествующим периодом февраля 2022 на 64%, а относительно аналогичного периода 2021 года – в 7.5 раз. При этом доля авиабилетов в одну сторону составила 65%, из которых 21% был оформлен в салон бизнес-класса (16% в 2021). С 28 февраля, когда зарубежные страны стали закрывать свое воздушное пространство для российских самолетов, спрос на авиабилеты за рубеж начал стремительно расти и к 5 марта достиг своего максимума, превысив средний показатель предыдущего периода в 2.5 раза. Пик спроса совпал с рекомендацией Росавиации о приостановке зарубежных рейсов, которой последовали «Аэрофлот» и другие российские авиакомпании с зарегистрированными в иностранных реестрах воздушными судами.
«Колебания спроса, которые мы наблюдаем сегодня, это мгновенная реакция бизнеса на происходящие события. Одни компании в срочном порядке возвращают своих сотрудников из-за рубежа, другие – вывозят из России экспатов или топ-менеджмент. Даже заявления в СМИ со стороны зарубежных корпораций о приостановке деятельности в РФ не всегда коррелируют с фактической «заморозкой» командировочной активности. Рынок делового туризма находится в зоне турбулентности, что не позволяет строить не только долгосрочные, но и среднесрочные прогнозы. При этом уже сегодня очевидно, что закрытие зарубежных направлений не окажет существенного влияния на индустрию – весь «ковидный» 2020-й и отчасти прошлый год мы продавали услуги внутри России, у нас практически не было международных перелетов. Ответ на вопрос, сохраним ли мы объемы по внутрироссийским направлениям, мы ожидаем получить в ближайшие 2-3 недели, когда бизнес будет принимать уже не спонтанные, а плановые решения, и на уровне правительства и авиакомпаний будут решены проблемы с лизингом», – поделилась Юлия Липатова, управляющий директор компании “Аэроклуб”.
С 24 февраля самыми востребованными зарубежными направлениями у представителей бизнеса стали Алматы (доля составила 17%), Стамбул (7%) и Дубай (6%). В первой половине февраля 2022 спросом пользовались Дубай (11%), Алматы (4%) и Минск (4%), который после 24 февраля переместился на 15 место. Самыми востребованными странами у представителей бизнеса стали Казахстан (+293% к началу февраля 2022), Турция (+390%), ОАЭ (-18%), Узбекистан (+71%), Франция (+367%), Израиль (+471%), Армения (+220%), Польша (+238%), Германия (+153%) и Азербайджан (+223%).
Наиболее часто авиабилеты за рубеж после 24 февраля 2022 года приобретали сотрудники финансовых и консалтинговых компаний, по сравнению с началом февраля объем авиабилетов на международные рейсы со стороны этой индустрии вырос более чем в 6 раз – это более четверти всех оформленных авиабилетов за рубеж. Спрос на зарубежные рейсы у сотрудников ИТ- и телеком компаний вырос на 7% по сравнению с началом февраля. Представители добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики приобрели на 35% больше авиабилетов на международные рейсы после 24 февраля, чем в начале месяца.
18.03.2022