Изменения в законодательстве об обеспечении безопасности при проведении зрелищных мероприятий: что ждет организаторов?

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


25 июля 2024 г. Государственной Думой в первом чтении принят Законопроект № 610819-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (https://sozd.duma.gov.ru/bill/610819-8, далее – «Законопроект»), касающийся большинства организаторов мероприятий. Своим мнением по этому вопросу с порталом Event LIVE поделилась партнер компании «EVENT-ЮРИСТЫ» Татьяна Петровская, эксперт Event LIVE, входит в ТОП-5 авторов Event LIVE.

Speaker

Татьяна Петровская,
партнер компании «EVENT-ЮРИСТЫ»

Законопроект нацелен на регулирование деятельности при организации зрелищных мероприятий в области обеспечения безопасности, устранения законодательных пробелов в этой области. Законопроект дополняет перечень уже действующих мер, направленных на обеспечение безопасности при проведении мероприятий:

-статья 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», возлагающая на полицию обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в общественных местах;

-Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», определяющий принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, в частности, устанавливающий обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), определяющие порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (пункт 4 части 2 статьи 5);

-Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и форма паспорта безопасности объектов (территорий) в сфере культуры;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, утвердившее требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, утвердившее Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности, включая требования к организациям культуры;

-нормативно-правовые акты регионального законодательства: Указы Мэра, Распоряжения Губернатора и т.п. (https://legal-expert.info/zakonodatelstvo/massovye-meropriyatiya-v-rf);

-иные нормативно-правовые акты.

К каким мероприятиям будет применяться Законопроект?

В соответствии с абзацем вторым части четвертой статьи 36.2 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" под зрелищными мероприятиями понимаются театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе публичное представление музейных предметов и музейных коллекций. Таким образом, если какое-либо мероприятие носит смешанный характер и, по сути, имеет в качестве составляющей культурно-просветительскую или зрелищно-развлекательную часть, то к данному мероприятию и его организатору в полной мере будут относится требования, указанные в Законопроекте.

В Законопроекте утверждается термин организатор зрелищного мероприятия – «физическое лицо или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за подготовку, финансирование и проведение зрелищного мероприятия».

По сути организатором, согласно Законопроекту, признается лицо, которое одновременно и подготавливает, и финансирует, и проводит мероприятия.

Вызывает вопрос, является ли при такой терминологии организатором зрелищного мероприятия лицо, которое, например, только инициирует и финансирует мероприятие, но при этом проведение такого мероприятия организовывает ивент-агентство.

Согласно Законопроекту, организатором зрелищного мероприятия является не только «театр, музей, иные организации исполнительских искусств», но значительно более широкий круг лиц. В частности, организатором зрелищного мероприятия может быть признан организатор фестиваля, корпоративного мероприятия, если программа мероприятия включает культурно-просветительскую или зрелищно-развлекательную составляющую. Выступающий на «welcome» корпоративного мероприятия скрипач превращает мероприятие в зрелищное, аниматор на мероприятии развлекает гостей и ваше мероприятие автоматически становится зрелищным.

Организатором зрелищного мероприятия, в случае утверждения Законопроекта, будет являться также физическое лицо при организации мероприятия с элементами культурно-просветительской или зрелищно-развлекательной составляющей, которое должно будет также соблюсти все требования по обеспечению безопасности, включая уведомление органов исполнительной власти, местного самоуправления, внутренних дел. Автор видит смысл внесения поправок в Законопроект, ограничивающих круг зрелищных мероприятий и организаторов зрелищного мероприятия. Это необходимо для того, чтобы, например, организация каждого свадебного торжества с включением зрелищной составляющей (выступление кавер-группы, театрализованные мини-постановки, показы шоу), не привела к необходимости уведомлять органы государственной власти, а также не вызвала обязанность соблюдать при проведении обыкновенной свадьбы все требования по безопасности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации.

Место проведения зрелищного мероприятия

Законопроект вводит термин «место проведения зрелищного мероприятия – здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, помещение, земельный участок, иной объект недвижимого имущества или объект движимого имущества, другие общественные места, предназначенные для проведения зрелищных мероприятий и соответствующие установленным настоящим Законом условиям».

Как видим, предлагаемое Законопроектом регулирование будет применимо к большому количеству мероприятий, практически ко всем площадкам.

Количество участников зрелищного мероприятия

Предлагаемые к утверждению требования по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности относятся ко всем зрелищным мероприятиям или иным мероприятиям со зрелищной составляющей, вне зависимости от количества людей, участвующих в нем. По сути, зрелищное мероприятие с количеством лиц, в нем задействованных и участвующих, равным 10, приведет к повышенной нагрузке как на организаторов мероприятий и правообладателей площадок, так и на государственные органы, вынужденные соблюдать все регламенты, утвержденные законодательно.

Какие же именно меры по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при организации и проведении зрелищного мероприятия предлагаются к законодательному утверждению?

Согласно Законопроекту «Организатор зрелищного мероприятия обязан:

  • организовывать взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищного мероприятия;
  • совместно с собственником, владельцем, пользователем места проведения зрелищного мероприятия организовывать контрольно-пропускной и внутриобъектовый режимы в месте проведения зрелищного мероприятия в период его подготовки и проведения;
  • совместно с владельцем, собственником, пользователем места проведения зрелищного мероприятия осуществлять, в том числе с применением технических средств, контроль наличия у посетителей входных билетов или документов их заменяющих (за исключением случаев, когда наличие билета или документа его заменяющего, не предусмотрено порядком проведения зрелищного мероприятия);
  • информировать посетителей зрелищного мероприятия о прекращении такого мероприятия и о порядке действий в случае угрозы возникновения и (или) при возникновении чрезвычайной ситуации, организовывать их эвакуацию;
  • выполнять иные требования, предусмотренные правилами обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий».

Непосредственно сами требования, в связи с отсутствием утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации, неизвестны, требования по обеспечению безопасности при проведении зрелищных мероприятий будут детализированы в указанном Постановлении.

Вне зависимости от количества посетителей, участников зрелищного мероприятия, организатор зрелищного мероприятия должен будет определить условия и порядок проведения зрелищного мероприятия, а также совместно с собственником, владельцем, пользователем места проведения зрелищного мероприятия принять меры для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с законодательством и правилами обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищных мероприятий, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации (далее – «Правила обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий»).

Именно на «Правила обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий», подлежащие утверждению Правительством Российской Федерации, и стоит обратить тщательное внимание, так как они могут быть революционными для всей событийной индустрии, а в конечном итоге будут безусловно влиять на потребителей в части доступности для населения культурных ценностей и благ. Неминуемо необходимость соблюдения требований законодательства в сфере безопасности приведет к удорожанию билетов.

Хочется надеяться на обдуманность, соразмерность мер и возможность включения поправок к Законопроекту, например, в части обязательного введения количественного критерия зрелищных мероприятий, к которым применимы требования по обеспечению безопасности, предлагаемые инициативной группой в Законопроекте.

Законопроект определяет новое существенное условие договора о проведении зрелищного мероприятия, заключаемого между организатором зрелищного мероприятия и собственником, владельцем, пользователем места проведения зрелищных мероприятий: обязательство по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищного мероприятия, которые должны будут соответствовать «Правилам обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий», утвержденным Правительством Российской Федерации.

Место проведения зрелищного мероприятия, не отвечающее требованиям «Правил обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, нельзя будет использовать для проведения указанных мероприятий. Соответственно, мероприятие в таком случае подлежит полной отмене и это не будет рассматриваться в части обязательства по возврату стоимости билетов как обстоятельство непреодолимой силы, так как и организатор мероприятия, и площадка обязаны обеспечить все требования по безопасности, указанные в «Правилах обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий». Стоимость билетов в данном случае будет подлежать возврату в полном объеме.

Существенным нововведением является требование к каждому (вне зависимости от количества человек на мероприятии) организатору зрелищного мероприятия не позднее 30 дней до дня начала проведения зрелищного мероприятия уведомлять высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о тематике, месте, дате, времени его проведения, о планируемом количестве его участников и незамедлительном уведомлении об изменении указанной информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пока такой порядок Правительством Российской Федерации не утвержден.

В случае утверждения Законопроекта федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года.

Стоит отметить, что с 2023 г. в Государственной Думе на утверждении находился Законопроект № 298643-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/298643-8), представленный с целью урегулирования правовых и организационных основ обеспечения безопасности граждан при проведении зрелищных мероприятий. На стадии рассмотрения Законопроекта в Государственной Думе в первом чтении 06 мая 2024 г. он был снят с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой в связи с отзывом субъектами права законодательной инициативы.

Законопроект № 610819-8 актуален с учетом проблемы полноценного обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий в Российской Федерации. Законопроект является важным шагом на пути к систематизации взаимоотношений между организаторами мероприятий и органами государственной власти. Он устанавливает новые обязанности как для организаторов мероприятий, так и для площадок, вводит дополнительные требования по обязательному уведомлению организаторами мероприятий органов государственной власти. Важно, чтобы регулятор (в Постановлениях Правительства Российской Федерации, предполагаемых к утверждению согласно Законопроекту) смог соблюсти баланс зоны ответственности взаимодействующих сторон и конкретных мер по обеспечению безопасности. Основополагающим критерием является количественная составляющая мероприятия в части его участников. Отсутствие количественного критерия при формировании требований по безопасности может привести к ситуации «больше трех не собираться».


01.08.2024

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности