Классическая музыка в архитектурных ансамблях Санкт-Петербурга
В 2023 году Международный фестиваль «Опера – всем» стал одним из ярких и ожидаемых событий летней культурной программы в Санкт-Петербурге. Организаторы мероприятия представили вниманию зрителей четыре произведения – образцы русской, немецкой, итальянской и австрийской оперных школ. Каждая постановка сопровождалась аншлагами и овациями.
Как все начиналось
Для представителей большого искусства тесны стены театров и концертных залов, поэтому на площадях и в парках Санкт-Петербурга можно услышать арии из опер, симфоническую музыку, увидеть сцены из балетов. Представления на открытых пространствах, опен-эйр, собирают множество зрителей и привлекают туристов в город.
Работая над проектом, организаторы фестиваля «Опера – всем» знали об этом, но сталкивались со скептическими взглядами и высказываниями сомнений: погода в городе на Неве непредсказуема, лето может быть холодным и дождливым, да и сложно проводить концерты классической музыки на площадях. Это в Вене и Мюнхене традиция – приглашать звезд, симфонические оркестры с именитыми дирижерами на события, где зрители в парках сидят в природных амфитеатрах на холмах. На оперу в России не пойдут – говорили доброжелатели. Но идейные вдохновители и организаторы петербургского фестиваля директор Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина Юлия Стрижак и музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело решили рискнуть. В 2012 году в красивейших архитектурных ансамблях Северной столицы зазвучали великолепные оперы русских композиторов: «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Демон» Рубинштейна, «Иоланта» Чайковского.
«Опера – всем» в цифрах
>3 млн зрителей онлайн-трансляций
>400 000 человек посетило постановки
>15 000 раз дирижер Фабио Мастранджело взмахнул палочкой
48 опер поставлено с 2012 года
Источник: оргкомитет Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем», 2023 г.
По словам Юлии Стрижак, опера объединяет истинных любителей музыки и тех, кто пока не очень хорошо знаком с таким искусством, но делает первые шаги на этом пути. Более того, такой фестиваль роднит театр и музыку с городом, потому что почти все постановки фестиваля проходят в музейных комплексах.
Феномен открытости
В мире формат проведения музыкальных событий на открытом воздухе известен с античных времен. История театра и оперы началась в амфитеатрах Греции и продолжилась в Римской империи. Арена Вероны до сих пор служит сценой, где исполняются оперы и балеты. Античный театр в сицилийской Таормине с 1985 года принимает фестиваль TaorminaArte, программа которого включает концерты и спектакли. Оперы звучат в амфитеатре Пулы в Хорватии, в Вене на Ратушной площади и в парке Шенбрунн.
«Конечно, похожих музыкальных фестивалей в мире много, особенно в Италии. Но по сравнению с ними наш опен-эйр имеет один уникальный элемент, который отличает нас от всех остальных, – рассказывает дирижер и музыкальный руководитель Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем» Фабио Мастранджело. – Обычно подобные фестивали проводятся в определенном месте, в амфитеатрах, на площадях, в парках. А для нас весь Санкт-Петербург – сцена».
Кстати, ранее Event LIVE рассказывал про другое культурное событие Санкт-Петербурга – фестиваль Roof Fest
Петербургский фестиваль имеет несколько отличительных особенностей. Во-первых, вход на его спектакли бесплатный, что отвечает изначальной задумке и концепции – делать высокое искусство доступным. Во-вторых, незыблемыми правилами является исполнение всех опер на языке оригинала и то, что спектакли играются один раз и больше не повторяются. Но главная уникальная черта фестиваля заключается в том, что его оперными сценами каждый раз становятся различные достопримечательности Санкт-Петербурга, и постановки каждый раз предстают в новом пространстве. Это создает совершенно неповторимую атмосферу, дополняющую и многократно усиливающую впечатления от спектаклей.
Конечно, для организаторов такая концепция создает дополнительные сложности: необходимо учитывать огромное количество разных факторов – соответствие музыкального произведения местоположению, технические особенности зданий, то, как поведет себя звук. Также приходится договариваться с городскими властями и специальными службами, разрабатывать неформатные декорации и монтировать их в совершенно непривычных местах. И, надо сказать, что команда «Оперы – всем» из года в год справляется с трудностями. Например, опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» была показана на фоне Петропавловского собора, который перевоплотился в Московский Кремль с его древними соборами и белокаменными палатами. А «Русалку» Александра Даргомыжского зрителям представили на Елагином острове: Средняя Невка исполнила роль Днепра, а Елагинский дворец стал княжескими хоромами.
Помимо перечисленных пространств, площадками фестиваля в разное время были Исаакиевская площадь, улица Зодчего Росси, площадь Растрелли, Александровский парк, Парадный плац Екатерининского дворца, Дворцовый плац музея-заповедника Гатчина и другие достопримечательности.
Не менее пристальное внимание организаторы уделяют и разработке программы фестиваля. В 2023 году за четыре дня мероприятие познакомило зрителей с лучшими образцами русской, итальянской, немецкой и австрийской оперы. Что касается жанрового наполнения, зрителям были представлены эпическая опера-былина, трагедия, романтическая опера и опера-шутка.
Классика в архитектурных ансамблях
В 2023 году художником-постановщиком четырех опер фестиваля выступила Юлия Гольцова. Ее задачей было «прочитать» каждое сочинение с учетом пространства, где будет поставлен спектакль, музыкального решения, предложенного композитором. Одна из сложных, но интересных задач мероприятия состояла в том, что помимо традиционных интерьерных постановок, необходимо было представить и оперы, связанные с морской тематикой.
За годы проведения фестиваль приобрел свои традиции, важнейшей из которых является исполнение в день открытия произведений российских композиторов. За редким исключением, неизменными остаются дата 12 июля – День святых апостолов Петра и Павла и место – Петропавловская крепость. В 2023 году на Соборной площади на Заячьем острове звучала опера Николая Римского-Корсакова «Садко» – один из самых ярких образцов русской оперной школы.
По замыслу режиссера, Санкт-Петербург предстал наследником Великого Новгорода – местом, где, как в былинные времена, встречаются гости из разных стран. «Садко» Римского-Корсакова – первый и единственный русский оперный эпос, – говорит арт-директор фестиваля «Опера – всем» Виктор Высоцкий. – Хотя опера посвящена Великому Новгороду, она очень петербургская. Особенно это ощущается в сценах встречи с индийским, варяжским и веденецким гостями».
Программа фестиваля «Опера – всем» не могла обойти стороной итальянские произведения, которые составляют практически половину мирового оперного наследия и фестиваль продолжила «Тоска» – самый репертуарный спектакль в мире, и одна из любимых опер дирижера Фабио Мастранджело. Либретто, повествующее о дружбе и любви, верности и предательстве написано на основе пьесы, в которой в конце XIX века блистала несравненная Сара Бернар. В 2023 году для того чтобы подчеркнуть утонченную поэтику классической итальянской оперы, трагическая история певицы Флории Тоска и художника-повстанца Каварадосси была рассказана на Масляном лугу на фоне ампирного фасада Елагинского дворца.
Далее вниманию зрителей было представлено произведение Рихарда Вагнера «Летучий голландец». Его замысел родился у композитора во время путешествия из Пиллау в Лондон. Корабль попал в шторм, путешествие длилось три недели вместо одной. За это время Вагнер успел осмыслить свои впечатления и по прибытии в Британию написал либретто и музыку.
Опера, замысел которой зародился в Балтийском и Северном морях, была представлена гостям фестиваля «Опера – всем» на острове Котлин – в Кронштадте. Сценой спектакля стала Якорная площадь перед Морским Никольским собором. Атмосфера места в лучших традициях жанра подчеркнула трагизм отношений девушки по имени Сента и капитана «Летучего голландца» Даланда, обреченного скитаться по морям до тех пор, пока не встретит любящую и верную спутницу.
Администрация Кронштадта, который уже во второй раз принимал у себя фестиваль, сама выступила с инициативой рассмотреть район в качестве возможной площадки для проведения одного из спектаклей. Появившемуся в фестивальной программе «Летучему голландцу» это предложение подошло как нельзя лучше. Строгие очертания величественного собора создали фон, который не отвлекал от основного действия, но вместе с тем необычайно остро подчеркнул основную христианскую идею вагнеровской оперы: спасения через любовь.
Заключительным аккордом петербургского фестиваля стала опера Вольфганга Амадея Моцарта «Так поступают все женщины». Произведение, занимающее одно из первых мест в мире по числу постановок, стало идеальным завершением «Оперы – всем». Классические музыкальные формы, легкий жанр комедии положений, барочный стиль Большого Екатерининского дворца в Царском Селе создали необходимый эмоциональный фон для восприятия оперы о любви и интригах в духе галантного века. Произведения музыкального и архитектурного искусства, созданные в XVIII веке, гармонично дополнили друг друга.
Справка
Международный фестиваль «Опера – всем» проходит в Санкт-Петербурге с 2012 года. Это самый масштабный проект под открытым небом в городе, фестиваль, который бесплатно в формате open air знакомит зрителей с шедеврами оперного искусства.
Организаторами мероприятия выступают Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр им. Ф. И. Шаляпина и некоммерческое партнерство содействия реализации культурных проектов «Искусство XXI век». Поддержку фестивалю оказывают Комитет по культуре и Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга.
В постановках принимают участие симфонический оркестр Санкт-Петербургского государственного музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина «Северная Симфония» и оркестр Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
По данным организаторов, четыре спектакля 2023 года посетило в общей сложности около 55 тысяч человек. Оперы «Садко» и «Так поступают все женщины» прослушали по 15 тысяч человек, «Тоску» – 18 тысяч человек и «Летучий голландец» – 7 тысяч человек.
Статья опубликована в рамках специального проекта «Санкт-Петербург: 320 лет территории событий». Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга. Фото: архив Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем».
19.09.2023