«Многие докладчики боятся сцены и людей», – как устроена крупнейшая конференция для айтишников в России

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Как организаторы крупнейшего события для интровертов в России помогают участникам влиться в нетворкинг, а спикерам подготовиться к выступлению? За сколько секунд устраняют причины негативного фидбека? И как отличаются деловые мероприятия для программистов в разных регионах страны? Олег Бунин, основатель конференции HighLoad++, рассказал автору подкаста «Ивент Кухня» Илье По о том, как устроен ключевой российский IT-ивент, а мы по большой дружбе с «Ивент Кухней» публикуем интервью в формате интервью без купюр за сутки до его выхода специально для наших читателей.

«Всё началось с ребят с шилом в одном месте»

- Олег, в одном из интервью ты сказал, что конференция HighLoad++ – это обязательная веха в жизни любого профессионала. Можешь объяснить, почему?

За 12 лет существования эта конференция стала точкой сборки для всех профессионалов страны. Причём на HighLoad++ просто для того, чтобы быть в теме, приезжает очень много ребят, которые занимаются самым обычным программным продуктом, а не разработкой высоконагруженных систем. На HighLoad++ обсуждается самый топ, и многие мечтают прикоснуться к этому.

- А можешь рассказать, с чего началась история конференции?

С ребят, у которых было шило в одном месте. В своё время мы с друзьями решили собраться и организовать площадку для обсуждения. Это был чистый стартап, классический, причём не на заёмные деньги, а на свои. Выстрелили мы сразу: самая первая конференция HighLoad++ собрала 700 человек.

- Ты говорил, что до HighLoad++ многие компании, например, Яндекс и Rambler встречались, чтобы обменяться технологическими секретами. Можно ли сказать, что с появлением конференции отпала необходимость проводить такие кулуарные встречи?

Важно заметить, что это были встречи пацанов из Яндекса с пацанами из Rambler, а не встречи Яндекса с Rambler. Тогда никто ничего не знал, не на что было опереться – всё создавалось в первый раз. Каждый из нас придумывал способ борьбы с нагрузкой, с большим количеством данных. И каждая идея, каждая мысль была ценна. Мы расспрашивали друг у друга, что у кого получилось. Потом это плавно перетекло на HighLoad++.

Но нельзя сказать, что с появлением конференции нужда во встречах отпала – она будет всегда, и вне мероприятий тоже. Одно дело, когда ты прочитаешь, как кто-то что-то сделал; другое дело, когда ты послушаешь человека, который что-то сделал, пообщаешься с ним, задашь вопрос и поймёшь, как он думает. Ценно узнать не решение, а понять, как к этому решению пришли.

«Бесплатных мероприятий не бывает. Если ты не покупаешь товар, то товар — это ты»

- Какие ценности были заложены в проведение HighLoad++ на старте, и поменялись ли они к данному моменту?

Основная ценность – это польза для слушателя. Любой доклад должен решать конкретную задачу. Должна быть разница между тем, каким я пришёл на конференцию и каким покинул это мероприятие – это как добавленная стоимость.

У нас было несколько случаев, когда мы отступали от этой ценности, например, брали деньги за выступление с какой-нибудь компании, и это всегда заканчивалось плохо. Сейчас у нас нельзя купить выступление.

Контент, содержимое и смыслы – это ключевая ценность конференции. И если она есть, то билет на участие в мероприятии купят за любые деньги.

- Раз уж мы заговорили про деньги, то хотелось бы у тебя узнать, как сформировать ценность события, чтобы участие в нём оправдывало покупку билета?

Бесплатных мероприятий не бывает: если ты не покупаешь товар, то товар – это ты. Классическая история.

Если ты приходишь на бесплатное мероприятие, то это означает, что тебя как аудиторию продают вендору, партнёрам или ещё кому-то. Мы выбрали другой путь: наш пользователь является ценностью, контент для него является ценностью, и он платит за то, что получает. И всё это время мы работали над тем, чтобы «загнать» эту ценность максимально высоко. Если нам платят, значит, мы на верном пути.

Photo Photo

- А что даёт HighLoad++ отрасли в глобальном плане?

HighLoad++ в каком-то смысле – это уникальная история, даже в мировом масштабе. Очень многие иностранцы, которые приезжают с докладом на конференцию, говорят: «Русские что-то такое сотворили! Хардкорное по своей сути».

Наша конференция – это некая точка, на которой ты можешь синхронизироваться со всей отраслью, проверить своё решение, понять, насколько оно эффективно, провалидировать его, узнать, как действуют другие, найти ответ на вопрос.

Приведу конкретный пример: на ближайшей конференции HighLoad++ в Санкт-Петербурге Авито будет рассказывать о построении системы нотификаций. Речь идёт об уведомлениях, которые получает пользователь этого интернет-сервиса. Предположим, что я специалист, перед которым стоит задача сделать точно такую же систему. Я могу попытаться её спроектировать, собрать все грабли, которые только можно. Потрачу я на это, например, шесть месяцев. Либо же я пойду на конференцию, послушаю доклад, потом поговорю с разработчиком и тем самым сэкономлю своей компании деньги, с учётом всех налогов от 200 до 300 тысяч рублей. Неужели компания не заплатит за меня 30 тыс. рублей, чтобы я сходил на конференцию?

Мы бьёмся над тем, чтобы ценность посещения была ощутимой, чтобы участник конференции в итоге сэкономил время и деньги как для себя, так и для компании, послушав конкретные решения и изучив опыт других людей. Если нам удаётся, а нам, судя по результату, удаётся, то люди будут платить.

- На сегодня HighLoad++ – это ключевая IT-конференция в России. Какие цели ты, как организатор этого события, ставишь перед собой?

Цели очень тесно перекликаются с миссией: нам хочется делать что-то большее, чем просто хорошее мероприятие.

Есть такое понятие, как Четвёртая промышленная революция, которое означает внедрение и использование определённого спектра технологий, которые, к сожалению, разработаны за рубежом. Мы же создаём в России точки обмена профессиональным опытом по технологиям Индустрии 4.0, чтобы наша страна не только не отставала в этом вопросе, но догоняла и перегоняла других. Мы хотим, чтобы Россия стала страной высоких технологий, и для этого мы выбрали такой инструмент, как проведение конференций.

- В прошлом HighLoad++ проходил параллельно в нескольких городах помимо Москвы, ещё в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Столица больше не в силах принять всех IT-специалистов? Почему решили расширить географию мероприятия?

Это одна из наших идей, что такие точки обмена опытом должны быть не только в столице. Также появляется региональная специфика. Например, в Москве больше интернет-компаний, а в Санкт-Петербурге – IT-компаний. Мы решили, что это стоит учитывать при формировании программы конференции, поэтому она разная для городов. Это опять одна из причин, почему люди платят за участие в конференции. Мы выступаем больше операторами сообщества, а не организаторами мероприятия. Сообщество приходит к нам и различными способами говорит: «Пожалуйста, сделайте точку обмена опытом на такую-то тему». Мы говорим: «Хорошо, сделаем!»

«Многие докладчики боятся людей, света, рампы»

- По какому принципу оргкомитет конференции отбирает доклады, и есть ли шансы, допустим, у программиста из Кирова выступить на конференции?

На HighLoad++ конкурс – 2-3 доклада на место, но все понимают, что прорваться на эту конференцию очень тяжело. Немаловажно, чтобы программный комитет конференции был готов подписаться под решением, которое представлено в докладе, так как мы несём ответственность за качество информации.

Причём я могу сказать, что у любого программиста есть шанс на участие в конференции. Ему нужно подать доклад, после чего с ним свяжется программный комитет и будет беседовать. У нас есть Школа докладчиков, где мы учим тех, кто будет выступать, держаться на сцене, правильно строить речь, делать слайды. Многие докладчики – интроверты, которые боятся людей, света, рампы.

Photo Димитрий Чумак проводит тренинг для спикеров Highload++ 2017
Photo Олег Бунин на встрече с программным комитетом Highload++ 2019

- То есть стереотип, что айтишники – интроверты, справедлив?

Да, наша аудитория отличается от бизнесменов и маркетологов, ей сложнее общаться. Мы это учитываем в процессе работы.

Мы многое делаем для того, чтобы упростить участнику конференции вхождение в контакт. Например, на некоторых мероприятиях есть возможность затегировать себя, наклеить на бейджик ключевое слово: технология такая-та или язык такой-то. Когда другой человек видит, что у тебя на бейджике написана та самая редко используемая технология, которой он владеет – это уже повод пообщаться. Мы также много внимания уделяем тому, чтобы фасилитировать нетворкинг, например, организуем круглые столы, чтобы участники конференции могли посидеть и потрындеть; устраиваем перерывы, организуем места для свободного общения или специальные форматы, где выступают сразу несколько человек. Иногда можем докладчика после его основного выступления отвести в специальную зону, где он будет отвечать на вопросы. Так мы упрощаем айтишникам вхождение в общение и нетворкинг.

- Конференцию обслуживает более ста человек. Как выстраивается работа с сотрудниками?

Мы выстраиваем жесткую систему управления. Всё проходит очень чётко, без отклонений, есть даже KPI: даётся от нескольких десятков секунд на реакцию в чате и до пяти минут на устранение проблемы. Всё строго прописано и поделено по зонам ответственности. Например, в чате появляется сообщение о том, что в зале холодно. На этот случай есть жесткий регламент, как это сообщение должно дойти до человека, который стоит рядом с выключателем, с помощью которого можно отрегулировать температуру. Он не читает все сообщения подряд. Есть специальные люди, которые отвечают за коммуникацию в чате. Благодаря такой слаженной работе уже довольно долгое время мы успеваем устранять любые возникающие косяки до того, как это может превратиться в проблему.

- Как оценивается качество проделанной работы? Какие показатели должны быть достигнуты, чтобы ты сказал: «Да, в очередной раз мы все сделали на высшем уровне»?

Есть несколько критериев. Первый формальный – это оценка, которую нам ставят сами участники. В рамках опроса мы узнаем у них, пойдут ли они вновь на наше мероприятие. Считается нормой, если 96% опрошенных дадут положительный ответ. Если этот показатель меньше, то разбираемся, что мы сделали не так. Второй критерий – отсутствие серьёзных косяков и проблем на конференции. Даже если мы всё сделали, но в последнюю ночь или за два часа до начала мероприятия – это плохо. При организации конференций не должно быть авральной романтики, так как это бизнес. И третий, наверное, основной критерий – это внутренняя составляющая, ощущение от того, что мероприятие сделано классно, мы всё сделали и выложились по максимуму.

«Многие спросят, а как же бабки?»

- Напоследок мог бы ты сформулировать семь основных принципов хорошей конференции?

Польза для участников; безупречная организация, системный подход, отсутствие авралов и внезапности; готовность к любому развитию событий, внимание к мелочам — ничто не должно ускользнуть от контроля. Если в ненужном месте валяется бумажка, которая, может быть, и не замечена участниками, то это говорит о том, что команде наплевать на мероприятие.

И последний принцип – участник должен получить удовольствие и удовлетворение от конференции, его ничто не должно отвлекать от мероприятия: ни очереди, ни отсутствие бумаги, воды, воздуха. Мероприятие также должно проходить на качественном энергетическом уровне, вдохновлять участников. Да, даже IT-мероприятие должно вдохновлять: участника нужно ещё зарядить, чтобы он после конференции пошёл и внедрил полученный опыт.

Пожалуй, многие спросят, а как же бабки? Если все вышеперечисленные вещи были достигнуты, то и деньги тоже будут! Прибыль — это следствие того, насколько организаторы хорошо поработали и вложили душу в конференцию.


11.03.2020

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент как бизнес интерактив кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение онлайн-ивенты онлайн-мероприятия отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды управление впечатлениями устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности