Креативная экономика: новая модель роста в условиях мирового экономического кризиса
Мировой экономический кризис и последовавший за ней обвал цен на энергоресурсы поставил перед Россией, а также другими государствами с сырьевой экономикой сложнейшую задачу поиска новой модели социально-экономического развития. Главным условием ее решения является структурная и системная трансформация реального сектора экономики, то есть переход к постиндустриальной форме хозяйствования, где основной движущей силой будет выступать человеческий, информационный и инновационный капитал.
Начиная с начала XXI века в развитых странах мира широкое распространение получил новый тренд постиндустриального развития - креативная экономика.
Данная экономическая модель стала одной из наиболее быстрорастущих и динамичных драйверов роста в мировой торговле товарами и услугами, чей ежегодный прирост составляет в среднем 8,7%.
Одними из первых, кто в своих работах использовал понятие «креативная экономика» были Д. Хопкинс в 2001 году и Р.Флорида в 2005 году. В своих трудах они обратили внимание на вклад в развитие экономики талантливых людей с творческим мышлением, способные генерировать оригинальные, инновационные и креативные идеи, к ним можно отнести ученных артистов, IT-специалистов и др.[1].
«Ивент индустрия в креативной экономике: как сохранить конкурентоспособность в новом мире» - ключевая тема VII Евразийского Ивент форума и Форума Event LIVE (Санкт-Петербург, 17-20 января 2018).
На стратегической сессии Форума 19 января эксперты рассуждали о том, как в эпоху постиндустриальной экономики креативные индустрии становятся источником инноваций и конкурентоспособности, столь необходимых в любом обществе в условиях стремительной глобализации меняющегося мира.
В качестве определения креативной экономики Д. Хопкинс выделил пятнадцать креативных отраслей, производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов, торговых марок, оригинальных разработок и.д. К ним он относит такие отрасли, как реклама, архитектура, изобразительное искусство, ремесла, дизайн, мода, кино, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, НИОКР, программное обеспечение, игрушки, ТВ/радио, видеоигры [2].
Креативные индустрии активно развиваются. Только за 8 лет (с 2003 по 2011 год) объем
экспорта и импорта креативных товаров вырос в 2 раза (см. рис.1). Сегодня динамичный рост креативной экономики переживает США, также положительное влияние креативного сектора на общее экономическое развитие страны отмечено в Великобритании, Германии, Южной Корее, Японии, Новой Зеландии и Гонконге [3].
Рис.1 Динамика мировой торговли креативной продукцией, экспорт и импорт, (млрд. долл)
В структуре экспорта и импорта креативной продукции наибольшая доля приходится на сектор дизайна, в который значительный вклад вносят мода и предметы интерьера, также растет доля новых медиа.
Высокий уровень экспорта креативных товаров традиционно наблюдается в развитых странах, подтянулись к их уровню развивающиеся страны. Заметно отстают страны с переходной экономикой, к числу которых относятся практически все страны СНГ, в том числе Россия и Казахстан (см. табл. 3).
Таблица 2. Экспорт и импорт креативных товаров в разрезе экономических групп, 2012 (млн.долл)/ Источник: сост. авторами на основе данных [3]
Самый крупный рынок креативных индустрии находится в США, хорошие позиции у Великобритании и стран ЕС
У России пока в целом скромные позиции в мировом масштабе, несмотря на то, что она занимает первое место среди стран с переходной экономикой по экспорту креативных товаров.
Данная проблема в России в основном связана с ограниченными возможностями профессионального и бизнес-образования, недостаточным технологическим и инновационным потенциалом, неразвитостью инфраструктуры [4].
Таблица 3. Структура экспорта и импорта креативных товаров (%), 2012 г. Источник: сост. авторами на основе данных [3]
Таким образом, России и другим сырьевым странам в сложившихся условиях необходимо ускорить процесс трансформации действующей экономической системы, и создать
благоприятные условия для перехода в фазу креативного развития. Для этого целесообразно проводить работу по дальнейшему совершенствованию системы образования, где основной упор будет отводиться подготовке специалистов творческого и креативного труда. Также важно создать соответствующую инфраструктуру развития творческих отраслей с современными научно-исследовательскими центрами, объектами сферы культуры и спорта и т.д.
Жаров Ержан Каирович
Источник: NovaInfo.Ru - №48, 2016 г. Экономические науки
Список литературы
- Флорида Р. 1. Креативный класс: люди, которые меняют будущее: Учебник пер. с англ./
Р.Флорида. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. – 421с. - Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги: Учебник пер. с англ./Дж. Хокинс. – М.: Классика XXI, 2011. – 256 с.
- Сreative economy report: widening local development pathways / United N a t i o n s / U N D P / U N E S C O , 2 0 1 3 http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf
- Жаров 4. Е.К., Патласов О.Ю. Условия перехода к фазе креативного развития экономик
Казахстана и России // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – Омск: Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2016. – № 2(24).
05.12.2017