Восстановится ли бизнес-туризм? Прогнозы участников рынка и мировые тенденции

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Из-за пандемии количество деловых поездок во всем мире радикальным образом снизилось. В 2021 году бизнес-туризм постепенно восстанавливается, однако аналитики настроены скептически и предупреждают: долгосрочные перспективы отрасли туманны. Event LIVE проанализировал ситуацию и узнал прогнозы участников рынка.

Российский рынок

В отличие от многих других стран российские ограничения на путешествия не были такими жесткими: границы регионов не закрывались на въезд и выезд, да и режим цифровых пропусков действовал только в столице весной 2020 года. Однако постоянно меняющиеся требования в связи с то и дело приходящими «волнами» пандемии замедляют восстановление делового туризма.

По данным экспертов компании «Аэроклуб», в III квартале 2021 года спрос на перелёты на российских маршрутах у деловых путешественников достиг 74% от «доковидных» показателей. Аналитики сервиса «Туту Командировки» добавляют, что востребованность российской гостиничной инфраструктуры представителями бизнеса в том же III квартале также добралась до 93% от объёмов аналогичного периода 2019 года.

Speaker

Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб»:

Спрос на командировки восстанавливается, но даже по России объёмы перелетов не достигают показателей 2019 года. Это связано с тем, что ряд компаний до сих пор не вернулись к командировочной активности, а ряд мероприятий, которые раньше проводились очно, теперь переведены в онлайн формат.

Источник: официальный сайт компании «Аэроклуб»

«Туту Командировки» добавляют, что увеличилось и число деловых поездок длительностью от 3 дней. Также все больше билетов теперь оформляется не впритык к дате вылета или отъезда, а с запасом. В частности, в полтора раза выросла доля бронирований за 8-14 дней до отправления. Ситуацию резко изменили требования о предъявлении QR-кодов при посещении общественных мест – сейчас они действуют более чем в 50 регионах России. Порядка 20 регионов требуют предъявлять справку о перенесенной коронавирусной инфекции или сертификат о вакцинации при заселении в отель. На этом фоне «Аэроклуб» в конце октября отмечал, что число отмен бронирований в отелях выросло на 50% по сравнению с началом месяца и более чем в 4,5 раза превзошло аналогичные показатели 2019 года.

При этом эксперты зафиксировали рост цен на российских маршрутах, например, средняя стоимость перелета в одну сторону в эконом-классе выросла на четверть по сравнению с 2019 годом и составила 8,5 тысяч рублей. Средняя цена авиабилета бизнес-классом также выросла на 23% и достигла 60 тысяч рублей за перелет в одну сторону.

Аналитики «Туту Командировки» считают, что полное восстановление бизнес-туризма займёт не менее трёх лет при самом позитивном сценарии, в котором не будет новых потрясений. При этом 15-20% мероприятий и встреч ушли в онлайн и скорее всего не вернутся.

Speaker

Ирина Мельникова, генеральный директор отеля "Амбассадор Калуга", член гастрономического комитета Российского союза туриндустрии:

По моему мнению, бизнес-туризм не должен переходить на онлайн-площадку. Период локдауна позволил иначе взглянуть на повседневное наполнение нашей жизни, в котором тепло человеческого общения, свобода передвижений приобрели особую ценность. Спрос на бизнес-путешествия действительно упал с пандемией, бизнесмены нашли новые идеи и возможности для сохранения механизма работы в онлайн. Но это все временно. Ничто не заменит живого общения и знакомства с людьми, проведение личных переговоров, конференций в формате оффлайн. Поэтому, думаю, в течение ближайших 3-х лет все должно стабилизироваться и прийти на круги своя.

Speaker

Гаяне Кочарян, сооснователь сообщества Mice Kitchen, член Международной организации UNICEO:

У российских компаний спад объёма бизнес-поездок зависит от эпидемиологической обстановки в стране. Переход в онлайн масштабно не наблюдается. В западных компаниях и так к этому всё шло, пандемия только ускорила темп перехода на онлайн встречи. Деловые мероприятия и конференции существуют и продолжат существовать. В российских компаниях соотношение офлайн- и онлайн-встреч составляет 90 к 10 соответственно. В некоторых компаниях вовсе нет онлайн. Однако кое-что изменилось: количество участников мероприятий теперь в среднем составляет 30-50 человек, сократились и сроки подготовки ивента – теперь он организуется впритык к дате проведения. Многие профессионалы индустрии ушли в другую отрасль. Агенства же разделились на организаторов онлайн- и офлайн-мероприятий. Мало, кто объединяет оба формата.

Photo Photo

Мировые тенденции

Чтобы спрогнозировать, каким станет будущее бизнес-туризма, авторитетная аудиторская компания Deloitte опросила 150 тревел-менеджеров и руководителей компаний, которые в 2019 году потратили в среднем 123 миллиона долларов на деловые поездки. Согласно исследованию, в США к концу 2021 года расходы на командировки вырастут до 25-35% от уровня 2019 года. Еще спустя год расходы, скорее всего, составят 65-80% от уровня 2019 года. Однако по мере того как проблемы с безопасностью и ограничениями для путешествий будут уменьшаться, менее очевидные препятствия для развития отрасли выйдут на передний план.

По мнению аналитиков Deloitte, пандемия убедила многих руководителей в том, что онлайн-встречи могут решать бизнес-задачи не менее эффективно, чем личные встречи. Особенно это касается внутрикорпоративного взаимодействия. Кстати, об этом свидетельствуют и результаты опроса агентства «Аэротур»: 50% опрошенных ими представителей крупнейших российских и зарубежных компаний, работающих на территории России, отметили, что отмена командировок не оказала существенного влияния на их бизнес.

Speaker

Кевин Майклс, управляющий директор аэрокосмической консалтинговой компании AeroDynamic Advisory:

Пандемия может привести к «структурным изменениям» во внутрикорпоративных поездках. На этот сегмент раньше приходилось около трети деловых поездок. Компании, которые до введения ограничений проводили такие встречи ежеквартально, теперь могут сократить их количество до двух в год.

Источник: пресс-релиз компании Deloitte 

Отмена командировок позволила компаниям сэкономить немалую сумму, и руководители будут стремиться сохранить этот подход. Ещё одним важным обстоятельством станет цель сократить выбросы углекислого газа, обязательства по которой взяли на себя многие предприниматели в США. Около половины респондентов опроса Deloitte заявили, что в 2022 году планируют оптимизировать политику деловых поездок, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду. Замещать командировки собираются онлайн-совещаниями.

О таких планах заявила, например, крупнейшая в мире кондитерская компания и одно из самых крупных частных предприятий в США Mars. Производитель сладостей намерен сократить корпоративные поездки вдвое и ежегодно заказывать для своих работников на 145 000 рейсов меньше. Ники Буш, вице-президент по трансформации рабочих мест в Mars, отметила, что теперь сотрудники Mars будут отправляться в деловые поездки только «для цели, а не для присутствия». Ещё одна компания, гигант в сфере консалтинга, Capita заявила о планах к 2030 году сократить деловые поездки своих сотрудников на 75% по сравнению с показателями 2019 года. Capita обязалась свести к нулю свой углеродный след к 2035 году. В будущем для большинства внутренних встреч в компании будут также использовать видеоконференции.Издание BTN Europe приводит слова Джона Льюиса, генерального директора Capita: «Я искренне верю, что компании должны сыграть жизненно важную роль в борьбе с чрезвычайной ситуацией, связанной с изменением климата. Как лидеры рынка мы должны действовать, чтобы начать существенные и устойчивые перемены в методах работы компаний».

Скорее всего, изменения в меньшей мере затронут инсентив-поездки. Респонденты опроса Deloitte признают, что встречи лицом к лицу помогают более эффективно решать некоторые бизнес-задачи. Похоже, поставщикам туристических услуг стоит готовиться к новой реальности: с меньшим количеством поездок, но бóльшим вниманием к нетворкингу и выстраиванию связей.

Speaker

Михаил Климанов, управляющий партнёр Агентства смелых решений «Мы», основатель проекта online-teambuilding.ru:

За последний год в нашей практике было некоторое количество гибридных мероприятий, к которым участники присоединялись как очно, так и по видеотрансляции. Конечно, это очень эффективный вариант для бизнес-мероприятий. Онлайн-участники получают тот же контент, что и в офлайне, имеют доступ к данным в будущем, и при правильно продуманных интерактивах совсем не чувствуют себя ущемленным. Думаю, в долгосрочной перспективе с выездными бизнес-мероприятиями ситуация останется такая же, как сейчас: компании будут экономить и организовывать бизнес-ивенты в онлайн- или гибридном формате. Совсем другое положение дел с инсентив-событиями. Уверен, что они вернут свою долю рынка. Поощрительные и мотивационные поездки заменить онлайном не получится, ведь главное в них – впечатление и общение.

Speaker

Елена Мельникова, генеральный директор агентства MAXIMICE:

В ситуации смягчения ограничений в 2021 году мы наблюдали взрыв отложенного спроса клиентов в бизнес-туризме (в т.ч. MICE). Столкнувшись с коммуникативными ограничениями онлайна, клиенты вернулись к преимуществам очных встреч в ситуациях, когда это действительно необходимо. Соглашусь с тем, что в перспективе рынок бизнес-туризма будет снижаться за счет новых форматов коммуникаций, которые возникли в период пандемии и еще будут возникать в будущем. Это нормальный ход исторического развития, когда с появлением новых коммуникаций доля старых неизбежно сокращается до требуемого рынком уровня. Задача агентств – использовать и генерировать новые форматы для эффективного решения бизнес-задач в новых реалиях.

Кстати, мы рассказывали, как пандемия изменила рынок труда в ивент-индустрии.


19.11.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности