Не только для IT: как хакатоны становятся марафонами инноваций

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Хакатоны многими воспринимаются как мероприятия, которые проводят для IT-специалистов. Однако механику хакатонов можно успешно использовать для организации событий на самые разные темы. Проекты, рожденные на хакатонах, часто вырастают в полноценные научные работы, а иногда результатом становятся инновационные решения. Среди них разработки в области медицины, связи и сервисы для умных городов. Обо всём этом – в статье из нового выпуска журнала CongressTime.

Фото

Что такое хакатон

Хакатон – продолжительное по времени мероприятие, напоминающее одновременно спортивное соревнование и мозговой штурм в офисе крупной компании. Выступления экспертов, выставка, кофе-брейк, нетворкинг, фуршет – все эти обязательные для делового мероприятия составляющие могут вовсе отсутствовать в программе такого события. Главное, что отличает хакатоны – особенный соревновательный дух. По сути, это своего рода турниры, перед участниками которых стоит цель – решить заранее поставленную задачу по улучшению бизнес-процессов в отдельной взятой компании в течение ограниченного времени. В остальном хакатоны бывают очень разными. Например, продолжительность одного мероприятия может составлять 24 часа, а другого – до семи суток. Есть и другие особенности.

В зависимости от целей компании-инициатора, в хакатонах могут принимать участие уже трудоустроенные сотрудники или приглашенные специалисты. В первом случае такое мероприятие становится командообразующим, помогает укрепить связи между работниками предприятия и оптимизировать текущие задачи. Например, многие особенности социальной сети Facebook были разработаны на внутренних хакатонах. Кстати, именно так придумали кнопку Like и тегирование людей в комментариях.

Также компания может ставить перед собой другие цели, например, найти инновационное решение сложной задачи, отыскать новых талантливых специалистов или укрепить собственный бренд. В этом случае к участию в хакатонах приглашаются соответствующие заранее определённым критериям сторонние разработчики. Победителям, как правило, гарантируется трудоустройство в компании и / или крупный денежный приз. Наиболее впечатляющей выплатой отличился хакатон Dreamforce, состоявшийся в 2013 году. Инициатор события компания Salesforce присудила победившей команде миллион долларов.

Одной из особенностей хакатонов является их непрерывность. Обычно участникам запрещается покидать площадку в течение всего события. Часто в расписании не предусмотрено время для сна, и участники сами решают, могут ли они позволить себе отдохнуть. Появившись на рубеже XX и XXI веков, хакатоны стали отражением ценностей культуры хастл (англ. hustle – суета, давка) – эпохи экстремального трудоголизма и сверхпродуктивности. В 2021 году, когда понятие баланса между работой и личной жизнью (англ. – work-life balance) звучит всё чаще, многие специалисты отказываются участвовать в хакатонах, так как не готовы рисковать своим ментальным и физическим здоровьем ради призов. Альтернативным вариантом стали онлайн-хакатоны – такие мероприятия тоже предполагают практически непрерывную работу, однако у участников появляется возможность остаться дома и в свободное время вздремнуть в собственной постели, а не в спальных мешках. Для организаторов хакатонов онлайн-формат тоже имеет преимущества – аудитория таких мероприятий шире, участие в них не ограничено географией, а временные рамки более гибкие. Например, в 2020 году онлайн-сервис СберМаркет совместно с компанией McKinsey провели NGWL.HACK – хакатон по работе с большими данными только для девушек. Участницами мероприятия стали 150 представительниц 23 стран. Собрать этих людей на одной площадке было бы невозможно.

Хакатон (англ. – hackathon) – термин произошел от сочетания слов hack (англ. – взламывать) и marathon (англ. – марафон). Так независимо друг от друга свои мероприятия начали называть разработчики OpenBSD и Sun Microsystems. Впервые термин был использован для обозначения встречи, посвященной криптографии, которая прошла в Калгари 4 июня 1999 года. На неё приехали 10 разработчиков для написания программ, не подпадавших под жесткие экспортные ограничения, установленные США на криптографическое программное обеспечение. В середине 2000-х годов хакатон стал популярным форматом для быстрой разработки новых программных технологий или областей инвестирования.

Творческий формат хакатона предполагает креативный подход к его организации и выбору площадки. Некоторые турниры проводят в самолётах или поездах – необходимость находиться в замкнутом пространстве хорошо согласуется с пресловутой непрерывностью мероприятия. Так в 2015 году группа британских железнодорожных компаний и Департамент транспорта Великобритании организовали Hacktrain – 48-часовой хакатон с целью улучшить железнодорожную систему страны. Мероприятие проходило в вагонах поезда, направлявшегося из Лондона в Йорк. Лучшие проекты по его итогам были представлены министрам и высшему руководству компаний-инициаторов. Одним из них стал способ сканирования вагонов и оповещения пассажиров о наличии свободных мест.

Существуют и совсем необычные хакатоны, например, американский Comedy Hack Day, в котором участвуют комики и разработчики, создающие вместе странные и забавные проекты, которые никогда не будут реализованы. В финале шоу победители получают $0 венчурных инвестиций.

Photo Хакатон «Цифровой Прорыв» состоялся в Казани в 2019 году и вошёл в Книгу рекордов Гиннеса по числу участников
Photo Вручение наград проявившим себя командам на «Цифровом Прорыве-2019»

Хакатоны по-русски

Ежегодно в России проходит около 200 хакатонов. Наиболее интересные и популярные мероприятия такого формата:

  • Hack Moscow – один из cамых больших международных хакатонов в СНГ. В 2019 году в мероприятии участвовало 750 специалистов из 53 стран. В числе спонсоров события такие компании, как Github, МТС, 1С, Philips, LG, Here, Avast и многие другие.
  • VK Hackathon – флагманское мероприятие социальной сети «ВКонтакте». Компания приглашает к участию программистов, дизайнеров и других специалистов. В 2019 году призовой фонд хакатона составил 2 млн рублей. Задания для участников готовят партнеры мероприятия, среди которых международная платежная система MasterCard, Государственный Эрмитаж, Московская государственная филармония, сообщество доноров DonorSearch.org и другие.
  • Travel Hack Moscow – масштабный хакатон по теме цифровизации индустрии туризма проводится с 2019 года. Участникам мероприятия предоставляются задания, связанные со сферой путешествий, от организаторов и партнеров события – авиакомпании S7, аэропорта Домодедово, компании TUI Group, Департамента информационных технологий города Москвы.
  • #ПрокачайБизнеc – онлайн-хакатон состоялся в августе 2020 года и продолжался три недели. Участники со всей России генерировали идеи и презентовали их в виде прототипов продуктов для решения проблем малого бизнеса. Одной из разработок стал сервис для создания SEO-оптимизированных описаний товаров с помощью искусственного интеллекта для компаний, работающих в сфере электронной коммерции. Мероприятие было организовано Инновационной студией Visa в Москве при поддержке Школы инноваций и креативного мышления ИКРА и сервиса «Яндекс.Касса», а призовой фонд составил более миллиона рублей.
  • «Цифровой Прорыв» – один из крупнейших в мире хакатонов, состоявшийся в Казани в 2019 году. Мероприятие вошло в Книгу рекордов Гиннесcа: в хакатоне приняли участие 3000 IT-специалистов из 77 регионов России. Организатором события выступила некоммерческая организация «Россия – страна возможностей». Задания для участников подготовили федеральные и региональные министерства, Счетная палата РФ, «Ростелеком», «Росатом», Федеральная налоговая служба, Росстат, компании «Газпром нефть», МТС и «МегаФон».
Speaker

Денис Пешехонов, капитан команды Continous Dezintegrator, победившей на хакатоне «Цифровой Прорыв – 2019»

Победа существенным образом сказалась на карьере членов нашей команды – нас всех пригласили на работу в корпорацию «Росатом», для которой мы выполняли задания в двух турах хакатона. Хочется отметить, что большинство участников марафона представили действительно яркие инновационные разработки. Просто поражает, насколько богата наша страна талантливыми IT-специалистами.

Не только информационные технологии

Сегодня хакатон – это, скорее, механика по проведению мероприятия, чем конкретный формат. Свои турниры проводят не только компании, связанные с ИТ-сектором, но и научно-исследовательские институты, медиа, НКО и государственные структуры. Задания, которые предлагаются на хакатонах, предполагают участие самых разных специалистов, среди которых химики, урбанисты, экологи, архитекторы, продакт-менеджеры и рекламщики. Благодаря таким событиям на рынке появляются инновационные разработки, способные сделать жизнь человека безопаснее и комфортнее.

Например, на хакатоне Startup Weekend Rio в 2011 году была основана компания EchoLoco – сервис аудиокарт с навигатором для незрячих людей. А на Angelhack появился проект Piece of Mind – устройство для опекунов людей с болезнью Альцгеймера и деменцией. Система Piece of Mind отслеживает геолокацию пациентов и в случае их выхода за границу определённой территории отсылает уведомления лицам, ответственным за попечение, и направляет запрос в полицию.

Большое количество хакатонов проводится для решения проблем городского трафика и безопасности на дорогах. Например, одна из команд, участвовавших в открытом хакатоне Hack.Bangalore представила прототип сервиса для водителей машин скорой помощи, предназначенный для поиска варианта оптимального маршрута. А на Youth for Public Transport, прошедшем в Бельгии, второе место заняла разработка команды BLI, которая предложила велосипедистам жилет для навигации и оповещения участников дорожного движения о манёврах.

В 2017 году на базе Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) состоялся первый в России хакатон для химиков. Инициатором выступил концерн BASF. В течение двух дней команды участников искали инновационные способы использования существующих материалов и приготовления новых растворов. Молодые химики могли обращаться за помощью к специалистам университета и консультироваться с экспертами BASF, посещать лаборатории УГНТУ и компаний-партнеров.

Speaker

Сергей Гладких, директор Центра технологического предпринимательства Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ):

Хакатон – это отличный инструмент, который решает комплекс задач для всех его участников, и для университетов в том числе. По итогам каждого мероприятия после мозгового штурма появляется несколько жизнеспособных проектов. Какие-то из них вырастают в полноценную исследовательскую работу, другие становятся стартапами. Хакатоны генерируют актуальные темы дипломных работ и предоставляют для университета возможность получить от корпораций заказ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В университетах создаются малые инновационные предприятия.

Участники первого в России химического хакатона получили несколько грантов и сделали ряд серьёзных исследовательских проектов. В нашем университете регулярно проводятся хакатоны на самые разнообразные темы. Например, один из турниров мы посвятили разработке цифровой одежды — студенты УГНТУ и других вузов и колледжей искали решения на стыке электроники и моды. В итоге два проекта уже готовятся к выходу на рынок. Хакатон работает!

Архив мероприятий «Цифровой Прорыв – 2019», Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ)

Photo Photo

05.07.2021

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности