Креативная экономика: новая модель роста в условиях мирового экономического кризиса

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Мировой экономический кризис и последовавший за ней обвал цен на энергоресурсы поставил перед Россией, а также другими государствами с сырьевой экономикой сложнейшую задачу поиска новой модели социально-экономического развития. Главным условием ее решения является структурная и системная трансформация реального сектора экономики, то есть переход к постиндустриальной форме хозяйствования, где основной движущей силой будет выступать человеческий, информационный и инновационный капитал.

Начиная с начала XXI века в развитых странах мира широкое распространение получил новый тренд постиндустриального развития - креативная экономика.

Данная экономическая модель стала одной из наиболее быстрорастущих и динамичных драйверов роста в мировой торговле товарами и услугами, чей ежегодный прирост составляет в среднем 8,7%.

Одними из первых, кто в своих работах использовал понятие «креативная экономика» были Д. Хопкинс в 2001 году и Р.Флорида в 2005 году. В своих трудах они обратили внимание на вклад в развитие экономики талантливых людей с творческим мышлением, способные генерировать оригинальные, инновационные и креативные идеи, к ним можно отнести ученных артистов, IT-специалистов и др.[1].

«Ивент индустрия в креативной экономике: как сохранить конкурентоспособность в новом мире» - ключевая тема VII Евразийского Ивент форума и Форума Event LIVE (Санкт-Петербург, 17-20 января 2018).

На стратегической сессии Форума 19 января эксперты рассуждали о том, как в эпоху постиндустриальной экономики креативные индустрии становятся источником инноваций и конкурентоспособности, столь необходимых в любом обществе в условиях стремительной глобализации меняющегося мира.

В качестве определения креативной экономики Д. Хопкинс выделил пятнадцать креативных отраслей, производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов, торговых марок, оригинальных разработок и.д. К ним он относит такие отрасли, как реклама, архитектура, изобразительное искусство, ремесла, дизайн, мода, кино, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, НИОКР, программное обеспечение, игрушки, ТВ/радио, видеоигры [2].

Креативные индустрии активно развиваются. Только за 8 лет (с 2003 по 2011 год) объем

экспорта и импорта креативных товаров вырос в 2 раза (см. рис.1). Сегодня динамичный рост креативной экономики переживает США, также положительное влияние креативного сектора на общее экономическое развитие страны отмечено в Великобритании, Германии, Южной Корее, Японии, Новой Зеландии и Гонконге [3].


Рис.1 Динамика мировой торговли креативной продукцией, экспорт и импорт, (млрд. долл)

В структуре экспорта и импорта креативной продукции наибольшая доля приходится на сектор дизайна, в который значительный вклад вносят мода и предметы интерьера, также растет доля новых медиа.

Высокий уровень экспорта креативных товаров традиционно наблюдается в развитых странах, подтянулись к их уровню развивающиеся страны. Заметно отстают страны с переходной экономикой, к числу которых относятся практически все страны СНГ, в том числе Россия и Казахстан (см. табл. 3).


Таблица 2. Экспорт и импорт креативных товаров в разрезе экономических групп, 2012 (млн.долл)/ Источник: сост. авторами на основе данных [3]

Самый крупный рынок креативных индустрии находится в США, хорошие позиции у Великобритании и стран ЕС

У России пока в целом скромные позиции в мировом масштабе, несмотря на то, что она занимает первое место среди стран с переходной экономикой по экспорту креативных товаров.

Данная проблема в России в основном связана с ограниченными возможностями профессионального и бизнес-образования, недостаточным технологическим и инновационным потенциалом, неразвитостью инфраструктуры [4].


Таблица 3. Структура экспорта и импорта креативных товаров (%), 2012 г. Источник: сост. авторами на основе данных [3]

Во многих развитых странах креативная экономика признается в качестве ведущего сектора экономики и обеспечивает устойчивый экономический рост и высокий уровень занятости населения, вытеснив традиционные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Следует отметить, что креативные индустрии в развитых странах создают самую высокую добавленную стоимость товаров и услуг, и на данный момент уровень доходов представителей креативного класса превышают средний общенациональный уровень
 

Таким образом, России и другим сырьевым странам в сложившихся условиях необходимо ускорить процесс трансформации действующей экономической системы, и создать

благоприятные условия для перехода в фазу креативного развития. Для этого целесообразно проводить работу по дальнейшему совершенствованию системы образования, где основной упор будет отводиться подготовке специалистов творческого и креативного труда. Также важно создать соответствующую инфраструктуру развития творческих отраслей с современными научно-исследовательскими центрами, объектами сферы культуры и спорта и т.д.

Жаров Ержан Каирович
Источник: NovaInfo.Ru - №48, 2016 г. Экономические науки

Список литературы

  1. Флорида Р. 1. Креативный класс: люди, которые меняют будущее: Учебник пер. с англ./
    Р.Флорида. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. – 421с.
  2. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги: Учебник пер. с англ./Дж. Хокинс. – М.: Классика XXI, 2011. – 256 с.
  3. Сreative economy report: widening local development pathways / United N a t i o n s / U N D P / U N E S C O , 2 0 1 3 http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf
  4. Жаров 4. Е.К., Патласов О.Ю. Условия перехода к фазе креативного развития экономик
    Казахстана и России // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – Омск: Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2016. – № 2(24).

05.12.2017

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте Client relation management CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии бюджетирование волонтерство волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелищ искусство зрелища кейтеринг коммуникации коммуникация конгресс-бюро конгресс-деятельность конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг образование обучение отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм сообщество спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные мероприятия спортивные события среда события стандарты тенденции территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности