Стандартизация для индустрии деловых встреч



Какие группы компаний представляют индустрию деловых встреч в России и за рубежом? Существуют ли нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность компаний индустрии деловых встреч в России? Как формируется фонд стандартов для индустрии деловых встреч на современном этапе ее развития в России? На эти и другие вопросы отвечают в своей статье Елена Анатольевна Горбашко — доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Елена Васильевна Васильева — кандидат культурологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Индустрия деловых встреч (ИДВ) — активно развивающееся экономическое направление деятельности в России. ИДВ формируется на базе креативных индустрий: индустрии развлечений, конгрессно-выставочной деятельности, событийного и делового туризма. ИДВ связана с различными видами деятельности: например, проектирование стратегии региона, продвижение территории, разработка программ или содержания массовых мероприятий (событий), а также с техническим обеспечением встреч. Поэтому институциональное строение ИДВ можно рассматривать через призму двух измерений — «обслуживающего» и «проектирующего».

Первое измерение («обслуживающее») объединяет управляющие миллиардными бюджетами компании, обслуживающие встречи (транспортные компании, гостиницы, организаторы питания, туристические компании) и места проведения встреч (конгрессно-выставочные комплексы и залы).

Второе — малобюджетные компании или индивидуальных консультантов, непосредственных разработчиков содержания встреч. К числу проектировщиков встреч относятся и Конгрессные Бюро (Convention Visitors Bureau), занимающиеся продвижением мест проведения деловых встреч, событий, инсентив-туров, выставок и конференций.

СПРАВКА

К группе документов, регулирующих вопросы обеспечения качества в индустрии деловых встреч, прежде всего относятся федеральные законы и национальные стандарты для туристской деятельности, организации массовых мероприятий, выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности:

Стратегия государственной культурной политики до 2030 года, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1,

ред. от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-Ф3 (2016), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ

«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5491; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 7, ст. 833; 2009, № 1, ст. 17; № 26, ст. 3121; № 52, ст. 6441; 2010, № 32, ст. 4298; 2011, № 27, ст. 3880; 2012, № 19, ст. 2281; 2015, № 27, ст. 3946) (ред. от 19.02. 2016)

                     По направлениям деятельности сегодня можно выделить три основные группы компаний ИДВ:

  1. Поставщики услуг и распорядители встреч (meeting planners), в их числе профессиональные организаторы конгрессов (Professional Congress Organizers, PCO), конгрессные бюро (Convention Visitors Bureaus, CVB);
     
  2. Компании-организаторы (Destination Management Companies, DMC, Destination Management Organizations, DMO);
     
  3. Обслуживающие компании (транспортные компании, гостиницы, организаторы питания, туристические компании) и места проведения встреч (конгрессно-выставочные комплексы и залы).

                      Формы организации деятельности предприятия ИДВ различны: индивидуальные предприниматели, частные компании, общественные или государственные организации. Поскольку индустрия деловых встреч — новое направление экономической деятельности в России, ее законодательная база, в том числе в области сертификации и стандартизации, только формируется. К документам, регулирующим деятельность ИДВ в РФ, можно отнести стратегии государственной политики и законодательные и нормативно-правовые акты в области культуры и туристской деятельности, а также законы, направленные на защиту прав потребителей и техническое регулирование.

В 2016 г. фонд стандартов индустрии деловых встреч пополнился рядом стандартов для выставочно-ярмарочной деятельности, конгрессно- выставочной деятельности и туристских услуг


                    В Российской Федерации также действуют государственные и федеральные целевые программы, поддерживающие обеспечение всех видов культурной деятельности и развитие туристской сферы в России и за рубежом, которые как прямым, так и косвенным образом оказывают влияние на формирование ИДВ в России. Большое значение для развития одного из сегментов ИДВ имеют Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (2014) [1] и План мероприятий по реализации Концепции развития конгрессно-выставочной деятельности в Российской Федерации[2]. В 2014-2016 гг. в Концепцию и План мероприятий Российским союзом выставок и ярмарок (РСВЯ) внесен ряд предложений, поэтому раздел о техническом регулировании значительно сократился.

                     Вместе с тем одним из приоритетных направлений в Плане мероприятий по-прежнему считаются разработка новых национальных стандартов и их гармонизация со стандартами ИСО, в частности с ИСО 25639-2:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 2. Определение процедур для статистических целей», ИСО 25639-1:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 1. Словарь».

                    Таким образом, действующий в РФ фонд стандартов ИДВ может быть классифицирован на основе ведущих направлений деятельности ИДВ: деловой туризм, конгрессно-выставочная деятельность, ивент-менеджмент (см. таблица Фонд действующих стандартов индустрии деловых встреч в России). Необходимо отметить, что в 2016 г. фонд стандартов ИДВ пополнился рядом стандартов для выставочно-ярмарочной деятельности, конгрессно-выставочной деятельности и туристских услуг.

Фонд действующих стандартов индустрии деловых встреч в России

Направления деятельности

Национальные стандарты РФ

Международные стандарты

Туристская деятельность

ГОСТ Р 50644—2009 «Туристские услуги.
Требования по обеспечению безопасности туристов»;
ГОСТ Р 50681—2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»;
ГОСТ Р 50935—2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу»;
ГОСТ Р 53423—2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения»;
ГОСТ Р 53522—2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения»;
ГОСТ Р 53998—2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования»;
ГОСТ Р 54599—2011 «Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха»;
ГОСТ Р 53997—2010 «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования»;
ГОСТ Р 52113—2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»;
ГОСТ Р 54601—2011 «Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения;
ГОСТ Р 54604—2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования»;
ГОСТ Р 54605—2011 «Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования»;
ГОСТ 54606—2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования»;
ГОСТ 54600—2011 «Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования»

ИСО/TО[3] 21102:2013

«Приключенческий туризм.

Лидеры. Компетенция

персонала»

Организация массовых мероприятий/ событий

ГОСТ Р 50646—2012 «Услуги населению. Термины и определения»;
ГОСТ Р 55051—2012 «Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу»;
ГОСТ Р 22.3.03—97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения»;
ГОСТ Р 54610—2011 «Услуги населению. Классификация и основные требования к услугам, предоставляемым на муниципальном уровне»

ИСО 20121:2012 «Системы менеджмента устойчивости событий. Требования и руководство по применению[4]

Конгрессно-выставочная деятельность

ГОСТ Р 53524—2009 «Конгрессная деятельность. Термины и определения»;
ГОСТ 32608—2014 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения»

ИСО 25639-1:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 1. Словарь»;

ИСО 25639-2:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 2. Определение процедур для статистических целей»


                   Сегодня в конгрессно-выставочной деятельности ГОСТ Р 53524—2009 утверждает термины и определения в области конгрессной деятельности, а ГОСТ Р 53103—2008 впервые установил термины и определения основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности, но и его основные положения были гармонизированы с ИСО 25639-1:2008. Содержание национального стандарта было ориентировано на отечественную экономику и содержало ряд положений, детализирующих и расширяющих понятия, приведенные в международном стандарте. В период действия ГОСТ Р 53103—2008 были внесены изменения в классификаторы технико-экономической информации, приняты изменения к ряду законов и постановлений Российской Федерации. Анализ соответствия ГОСТ Р 53103—2008 положениям ИСО 25639-2:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 2. Определение процедур для статистических целей» показал, что в нем отсутствуют международные нормы по оценке и измерению параметров в статистических целях.

                     Поэтому после процедуры гармонизации в 2014 г. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации утвердил новый, адаптированный к межгосударственному применению ГОСТ 32608—2014 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения».

ГОСТ Р 53524—2009 утверждает термины и определения в области конгрессной деятельности, а ГОСТ Р 53103—2008 впервые установил термины и определения основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности, но и его основные положения были гармонизированы с ИСО 25639-1:2008

                 
                  Поскольку указанные стандарты не могут быть использованы для регулирования организации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, а также для процедуры оценки качества и безопасности выставочных мероприятий и услуг, РСВЯ в период 2014—2016 г. Было поручено создать ряд национальных стандартов, направленных на регулирование процессов организации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В процессе обсуждения находится подготовленный РСВЯ проект профессионального стандарта «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок». Разработан, утвержден с изменениями и будет введен в действие с 01.07.2017 ГОСТ Р 56765—2015 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения»[5]. Данный стандарт устанавливает основные положения в области выставочно-ярмарочной деятельности и является основополагающим при разработке нормативных документов на конкретные виды выставочно-ярмарочной деятельности и выставочно-ярмарочных услуг, в том числе конгрессных услуг. Стандарт распространяется на различные по организационно-правовым формам предприятия и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.

                  К числу новых стандартов туристского сектора относятся ГОСТ Р 56643—2015 «Туристские услуги. Личная безопасность туриста» (стандарт устанавливает классификацию мер личной безопасности туристов, а также общие требования к обеспечению личной безопасности туристов при совершении путешествий); ГОСТ Р 56642—2015 «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования» (распространяется на услуги экологического туризма, предоставляемые субъектами туристской индустрии: туроператорами, турагентами, экскурсионными организациями, средствами размещений, предприятиями питания, инструкторами, экскурсоводами и т.п.). В стандартах представлены классификация экологических туров, общие требования к экологическим турам, общие требования к услугам экологического туризма, а также требования безопасности.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 ноября 2016 г. №612н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок". Подробнее об утвержденном стандарте рассказывает Людмила Смородова, Исполнительный директор Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ)

                   
                    Проекты указанных стандартов разработаны ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ВНИИС) при поддержке департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Российской Федерации и представлены ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения». Проекты стандартов прошли публичное обсуждение с сентября 2014 г. по август 2015 г. и вступают в силу 1 июля 2016 г.

                     Кроме того, с 1 октября 2016 г. вводится ГОСТ Р ИСО/TО 21102:2013 «Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала», идентичный международному документу ИСО/TО 21102:2013 «Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала». Данный документ устанавливает требования к компетенции лидеров, оказывающих услуги в сфере приключенческого туризма, и содержит следующие разделы: область применения, термины и определения, роль лидера, ожидаемый результат (подпункты: соответствие, управление группами, технические возможности, управление рисками, реагирование на инциденты и аварийные ситуации, профессиональное и этическое поведение), требования к компетенции (подпункты: общие положения, навыки, общение или личностные качества), поддержание и улучшение квалификации[6].

                    При организации массовых мероприятий в РФ используются ГОСТ Р 50646—2012, ГОСТ Р 55051—2012, ГОСТ Р 22.3.03—97, ГОСТ Р 54610—2011. Данные национальные стандарты ориентированы на обеспечение общественного питания, безопасности в чрезвычайных ситуациях, систематизируют и отражают понятия в сфере услуг населению по организации массовых мероприятий на национальном и муниципальном уровне. Между тем упомянутые стандарты ограничивают регулирование деятельности частных компаний по организации мероприятий не только на международном, но и на местном уровне.

«Образование решительно не успевает за бизнесом и потребностями рынка… Разработанный проект профессионального стандарта «специалист по конгрессной деятельности» сегодня проходит стадию обсуждения специалистами и экспертами отрасли. Однако уже сейчас можно сказать, что он требует очень серьезной доработки, так как, увы, был построен на базе стандарта специалиста по выставочной деятельности, а сфера конгрессной деятельности значительно отличается от выставочной,» - рассказала порталу Event LIVE Наталия Серебровская, заместитель генерального директора Конгресс-бюро Санкт-Петербурга. Подробнее читайте скоро на страницах Event LIVE.

                   
                    В связи с этим необходимо рассмотреть возможность адаптации в Российской Федерации ИСО 20121:2012 «Система менеджмента устойчивости событий. Требования и руководство по применению».

                    В основе стандарта лежит BS 8901, созданный Британским институтом стандартов (BSI) для организации Олимпийских игр в Лондоне в 2012 г. Стандарт основан на подходе PDCA, известном как цикл Шухарта—Деминга и применяемом во всех современных стандартах на системы менеджмента, в числе которых ИСO 9001, ИСO 14001 и ИCO 28000. ИСО 20121:2012 представляет собой руководство по применению требований, предназначенных для обеспечения положительного результата мероприятия, начиная с небольших местных празднований и заканчивая крупными международными событиями. Данный стандарт относится ко всем членам цепи поставок индустрии мероприятий — включая их организаторов, устроителей, монтажников стендов, представителей поставщиков выездного питания и поставщиков логистических услуг. Особенностью ИСО 20121 является определение потенциально негативных социальных, экономических и экологических воздействий от мероприятий на место проведения для устранения или уменьшения их стоимости путем совершенствования планирования и организации процессов. Реализация требований ИСО 20121 обеспечит преимущества на всех этапах подготовки и проведения конгресса, конференции, выставки всем сторонам, в том числе организаторам (заказчикам, специализированным агентствам), участникам (экспонентам, представителям власти, докладчикам), посетителям, регулирующим органам (санитарно-эпидемиологический надзор, пожарная безопасность, налоговые органы и др.), обществу в целом. Стандарт применим к государственным, негосударственным организациям и частным лицам, распространяется на все типы международных и локальных мероприятий (выставки, спортивные соревнования, концерты и т.д.). Как показывает практика, применение этого стандарта соответствует специфическим особенностям организуемых мероприятий и гарантирует получение положительных результатов. Профессиональные организации (РСВЯ, Ростуризм) ведут активную работу в области разработки национальных стандартов и гармонизации их с международными стандартами ИСO в сфере туризма и конгрессно-выставочной деятельности.

                     Индустрия деловых встреч — новое, развивающееся направление экономической деятельности в России. Нормативно-правовая база индустрии формируется самостоятельно по каждому направлению деятельности (деловой туризм, конгрессно-выставочная деятельность, ивент-менеджмент). Нормативно-правовую базу, регулирующую систему обеспечения качества в индустрии деловых встреч, необходимо развивать, это прежде всего касается ивент-менеджмента.

Список использованной литературы

1. Васильева Е.В. Индустрия деловых встреч на перепутье: российская модель //TIME for M.I.C.E. — Время встречи, 1 (1), 2009. — Окт. — С. 4—11.
2. Никаноров П.А. Стандарты в области управления: новые горизонты // Управление качеством. — 2015. — № 1—2. — С. 384.
 

Впервые статья опубликована в журнале Стандарты и качество, № 1 (955) 2017 г.


[1] http://www.uefexpo.ru/?id=45682 // 24.03.2016.

[2] http://www.uefexpo.ru/?id=45682 // 24.03.2016.

[3] ISO/TR (Technical Report) — технический отчет

[4] ISO, International Organization for Standardization.

[5] Проект профессионального стандарта «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок» //http://tpprf.ru/ru/exhibition_activity/legal_acts/news/126706//29.10.2016.

[6] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)», «Стратегия государственной культурной политики до 2030 года // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc;base=LAW;n=194820;fld=134;dst=100010,0;rnd=0.3740440723489314//24.03.2016.


07.04.2017

PR client relationship management digital for event Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ бартерное сотрудничество билетные технологии бюджетирование выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события декор делегат-менеджмент деловой туризм кейтеринг конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепция креативная экономика молодые специалисты научная конференция научные конференции обучение онлайн события отраслевые мероприятия отраслевые события переводчики персонал площадки продажи продвижение профессиональные ассоциации профиль клиента работа со СМИ режиссура событийный туризм спикеры и модераторы спонсорство мероприятий спортивные события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

  • EXPO BUSINESS REVIEW
ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности