Стандартизация для индустрии деловых встреч



Какие группы компаний представляют индустрию деловых встреч в России и за рубежом? Существуют ли нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность компаний индустрии деловых встреч в России? Как формируется фонд стандартов для индустрии деловых встреч на современном этапе ее развития в России? На эти и другие вопросы отвечают в своей статье Елена Анатольевна Горбашко — доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Елена Васильевна Васильева — кандидат культурологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Индустрия деловых встреч (ИДВ) — активно развивающееся экономическое направление деятельности в России. ИДВ формируется на базе креативных индустрий: индустрии развлечений, конгрессно-выставочной деятельности, событийного и делового туризма. ИДВ связана с различными видами деятельности: например, проектирование стратегии региона, продвижение территории, разработка программ или содержания массовых мероприятий (событий), а также с техническим обеспечением встреч. Поэтому институциональное строение ИДВ можно рассматривать через призму двух измерений — «обслуживающего» и «проектирующего».

Первое измерение («обслуживающее») объединяет управляющие миллиардными бюджетами компании, обслуживающие встречи (транспортные компании, гостиницы, организаторы питания, туристические компании) и места проведения встреч (конгрессно-выставочные комплексы и залы).

Второе — малобюджетные компании или индивидуальных консультантов, непосредственных разработчиков содержания встреч. К числу проектировщиков встреч относятся и Конгрессные Бюро (Convention Visitors Bureau), занимающиеся продвижением мест проведения деловых встреч, событий, инсентив-туров, выставок и конференций.

СПРАВКА

К группе документов, регулирующих вопросы обеспечения качества в индустрии деловых встреч, прежде всего относятся федеральные законы и национальные стандарты для туристской деятельности, организации массовых мероприятий, выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности:

Стратегия государственной культурной политики до 2030 года, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1,

ред. от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-Ф3 (2016), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ

«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5491; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 7, ст. 833; 2009, № 1, ст. 17; № 26, ст. 3121; № 52, ст. 6441; 2010, № 32, ст. 4298; 2011, № 27, ст. 3880; 2012, № 19, ст. 2281; 2015, № 27, ст. 3946) (ред. от 19.02. 2016)

                     По направлениям деятельности сегодня можно выделить три основные группы компаний ИДВ:

  1. Поставщики услуг и распорядители встреч (meeting planners), в их числе профессиональные организаторы конгрессов (Professional Congress Organizers, PCO), конгрессные бюро (Convention Visitors Bureaus, CVB);
     
  2. Компании-организаторы (Destination Management Companies, DMC, Destination Management Organizations, DMO);
     
  3. Обслуживающие компании (транспортные компании, гостиницы, организаторы питания, туристические компании) и места проведения встреч (конгрессно-выставочные комплексы и залы).

                      Формы организации деятельности предприятия ИДВ различны: индивидуальные предприниматели, частные компании, общественные или государственные организации. Поскольку индустрия деловых встреч — новое направление экономической деятельности в России, ее законодательная база, в том числе в области сертификации и стандартизации, только формируется. К документам, регулирующим деятельность ИДВ в РФ, можно отнести стратегии государственной политики и законодательные и нормативно-правовые акты в области культуры и туристской деятельности, а также законы, направленные на защиту прав потребителей и техническое регулирование.

В 2016 г. фонд стандартов индустрии деловых встреч пополнился рядом стандартов для выставочно-ярмарочной деятельности, конгрессно- выставочной деятельности и туристских услуг


                    В Российской Федерации также действуют государственные и федеральные целевые программы, поддерживающие обеспечение всех видов культурной деятельности и развитие туристской сферы в России и за рубежом, которые как прямым, так и косвенным образом оказывают влияние на формирование ИДВ в России. Большое значение для развития одного из сегментов ИДВ имеют Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (2014) [1] и План мероприятий по реализации Концепции развития конгрессно-выставочной деятельности в Российской Федерации[2]. В 2014-2016 гг. в Концепцию и План мероприятий Российским союзом выставок и ярмарок (РСВЯ) внесен ряд предложений, поэтому раздел о техническом регулировании значительно сократился.

                     Вместе с тем одним из приоритетных направлений в Плане мероприятий по-прежнему считаются разработка новых национальных стандартов и их гармонизация со стандартами ИСО, в частности с ИСО 25639-2:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 2. Определение процедур для статистических целей», ИСО 25639-1:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 1. Словарь».

                    Таким образом, действующий в РФ фонд стандартов ИДВ может быть классифицирован на основе ведущих направлений деятельности ИДВ: деловой туризм, конгрессно-выставочная деятельность, ивент-менеджмент (см. таблица Фонд действующих стандартов индустрии деловых встреч в России). Необходимо отметить, что в 2016 г. фонд стандартов ИДВ пополнился рядом стандартов для выставочно-ярмарочной деятельности, конгрессно-выставочной деятельности и туристских услуг.

Фонд действующих стандартов индустрии деловых встреч в России

Направления деятельности

Национальные стандарты РФ

Международные стандарты

Туристская деятельность

ГОСТ Р 50644—2009 «Туристские услуги.
Требования по обеспечению безопасности туристов»;
ГОСТ Р 50681—2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»;
ГОСТ Р 50935—2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу»;
ГОСТ Р 53423—2009 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения»;
ГОСТ Р 53522—2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения»;
ГОСТ Р 53998—2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования»;
ГОСТ Р 54599—2011 «Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха»;
ГОСТ Р 53997—2010 «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования»;
ГОСТ Р 52113—2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»;
ГОСТ Р 54601—2011 «Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения;
ГОСТ Р 54604—2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования»;
ГОСТ Р 54605—2011 «Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования»;
ГОСТ 54606—2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования»;
ГОСТ 54600—2011 «Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования»

ИСО/TО[3] 21102:2013

«Приключенческий туризм.

Лидеры. Компетенция

персонала»

Организация массовых мероприятий/ событий

ГОСТ Р 50646—2012 «Услуги населению. Термины и определения»;
ГОСТ Р 55051—2012 «Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу»;
ГОСТ Р 22.3.03—97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения»;
ГОСТ Р 54610—2011 «Услуги населению. Классификация и основные требования к услугам, предоставляемым на муниципальном уровне»

ИСО 20121:2012 «Системы менеджмента устойчивости событий. Требования и руководство по применению[4]

Конгрессно-выставочная деятельность

ГОСТ Р 53524—2009 «Конгрессная деятельность. Термины и определения»;
ГОСТ 32608—2014 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения»

ИСО 25639-1:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 1. Словарь»;

ИСО 25639-2:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 2. Определение процедур для статистических целей»


                   Сегодня в конгрессно-выставочной деятельности ГОСТ Р 53524—2009 утверждает термины и определения в области конгрессной деятельности, а ГОСТ Р 53103—2008 впервые установил термины и определения основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности, но и его основные положения были гармонизированы с ИСО 25639-1:2008. Содержание национального стандарта было ориентировано на отечественную экономику и содержало ряд положений, детализирующих и расширяющих понятия, приведенные в международном стандарте. В период действия ГОСТ Р 53103—2008 были внесены изменения в классификаторы технико-экономической информации, приняты изменения к ряду законов и постановлений Российской Федерации. Анализ соответствия ГОСТ Р 53103—2008 положениям ИСО 25639-2:2008 «Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 2. Определение процедур для статистических целей» показал, что в нем отсутствуют международные нормы по оценке и измерению параметров в статистических целях.

                     Поэтому после процедуры гармонизации в 2014 г. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации утвердил новый, адаптированный к межгосударственному применению ГОСТ 32608—2014 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения».

ГОСТ Р 53524—2009 утверждает термины и определения в области конгрессной деятельности, а ГОСТ Р 53103—2008 впервые установил термины и определения основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности, но и его основные положения были гармонизированы с ИСО 25639-1:2008

                 
                  Поскольку указанные стандарты не могут быть использованы для регулирования организации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, а также для процедуры оценки качества и безопасности выставочных мероприятий и услуг, РСВЯ в период 2014—2016 г. Было поручено создать ряд национальных стандартов, направленных на регулирование процессов организации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В процессе обсуждения находится подготовленный РСВЯ проект профессионального стандарта «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок». Разработан, утвержден с изменениями и будет введен в действие с 01.07.2017 ГОСТ Р 56765—2015 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения»[5]. Данный стандарт устанавливает основные положения в области выставочно-ярмарочной деятельности и является основополагающим при разработке нормативных документов на конкретные виды выставочно-ярмарочной деятельности и выставочно-ярмарочных услуг, в том числе конгрессных услуг. Стандарт распространяется на различные по организационно-правовым формам предприятия и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.

                  К числу новых стандартов туристского сектора относятся ГОСТ Р 56643—2015 «Туристские услуги. Личная безопасность туриста» (стандарт устанавливает классификацию мер личной безопасности туристов, а также общие требования к обеспечению личной безопасности туристов при совершении путешествий); ГОСТ Р 56642—2015 «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования» (распространяется на услуги экологического туризма, предоставляемые субъектами туристской индустрии: туроператорами, турагентами, экскурсионными организациями, средствами размещений, предприятиями питания, инструкторами, экскурсоводами и т.п.). В стандартах представлены классификация экологических туров, общие требования к экологическим турам, общие требования к услугам экологического туризма, а также требования безопасности.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 ноября 2016 г. №612н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок". Подробнее об утвержденном стандарте рассказывает Людмила Смородова, Исполнительный директор Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ)

                   
                    Проекты указанных стандартов разработаны ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ВНИИС) при поддержке департамента туризма и региональной политики Министерства культуры Российской Федерации и представлены ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения». Проекты стандартов прошли публичное обсуждение с сентября 2014 г. по август 2015 г. и вступают в силу 1 июля 2016 г.

                     Кроме того, с 1 октября 2016 г. вводится ГОСТ Р ИСО/TО 21102:2013 «Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала», идентичный международному документу ИСО/TО 21102:2013 «Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала». Данный документ устанавливает требования к компетенции лидеров, оказывающих услуги в сфере приключенческого туризма, и содержит следующие разделы: область применения, термины и определения, роль лидера, ожидаемый результат (подпункты: соответствие, управление группами, технические возможности, управление рисками, реагирование на инциденты и аварийные ситуации, профессиональное и этическое поведение), требования к компетенции (подпункты: общие положения, навыки, общение или личностные качества), поддержание и улучшение квалификации[6].

                    При организации массовых мероприятий в РФ используются ГОСТ Р 50646—2012, ГОСТ Р 55051—2012, ГОСТ Р 22.3.03—97, ГОСТ Р 54610—2011. Данные национальные стандарты ориентированы на обеспечение общественного питания, безопасности в чрезвычайных ситуациях, систематизируют и отражают понятия в сфере услуг населению по организации массовых мероприятий на национальном и муниципальном уровне. Между тем упомянутые стандарты ограничивают регулирование деятельности частных компаний по организации мероприятий не только на международном, но и на местном уровне.

«Образование решительно не успевает за бизнесом и потребностями рынка… Разработанный проект профессионального стандарта «специалист по конгрессной деятельности» сегодня проходит стадию обсуждения специалистами и экспертами отрасли. Однако уже сейчас можно сказать, что он требует очень серьезной доработки, так как, увы, был построен на базе стандарта специалиста по выставочной деятельности, а сфера конгрессной деятельности значительно отличается от выставочной,» - рассказала порталу Event LIVE Наталия Серебровская, заместитель генерального директора Конгресс-бюро Санкт-Петербурга. Подробнее читайте скоро на страницах Event LIVE.

                   
                    В связи с этим необходимо рассмотреть возможность адаптации в Российской Федерации ИСО 20121:2012 «Система менеджмента устойчивости событий. Требования и руководство по применению».

                    В основе стандарта лежит BS 8901, созданный Британским институтом стандартов (BSI) для организации Олимпийских игр в Лондоне в 2012 г. Стандарт основан на подходе PDCA, известном как цикл Шухарта—Деминга и применяемом во всех современных стандартах на системы менеджмента, в числе которых ИСO 9001, ИСO 14001 и ИCO 28000. ИСО 20121:2012 представляет собой руководство по применению требований, предназначенных для обеспечения положительного результата мероприятия, начиная с небольших местных празднований и заканчивая крупными международными событиями. Данный стандарт относится ко всем членам цепи поставок индустрии мероприятий — включая их организаторов, устроителей, монтажников стендов, представителей поставщиков выездного питания и поставщиков логистических услуг. Особенностью ИСО 20121 является определение потенциально негативных социальных, экономических и экологических воздействий от мероприятий на место проведения для устранения или уменьшения их стоимости путем совершенствования планирования и организации процессов. Реализация требований ИСО 20121 обеспечит преимущества на всех этапах подготовки и проведения конгресса, конференции, выставки всем сторонам, в том числе организаторам (заказчикам, специализированным агентствам), участникам (экспонентам, представителям власти, докладчикам), посетителям, регулирующим органам (санитарно-эпидемиологический надзор, пожарная безопасность, налоговые органы и др.), обществу в целом. Стандарт применим к государственным, негосударственным организациям и частным лицам, распространяется на все типы международных и локальных мероприятий (выставки, спортивные соревнования, концерты и т.д.). Как показывает практика, применение этого стандарта соответствует специфическим особенностям организуемых мероприятий и гарантирует получение положительных результатов. Профессиональные организации (РСВЯ, Ростуризм) ведут активную работу в области разработки национальных стандартов и гармонизации их с международными стандартами ИСO в сфере туризма и конгрессно-выставочной деятельности.

                     Индустрия деловых встреч — новое, развивающееся направление экономической деятельности в России. Нормативно-правовая база индустрии формируется самостоятельно по каждому направлению деятельности (деловой туризм, конгрессно-выставочная деятельность, ивент-менеджмент). Нормативно-правовую базу, регулирующую систему обеспечения качества в индустрии деловых встреч, необходимо развивать, это прежде всего касается ивент-менеджмента.

Список использованной литературы

1. Васильева Е.В. Индустрия деловых встреч на перепутье: российская модель //TIME for M.I.C.E. — Время встречи, 1 (1), 2009. — Окт. — С. 4—11.
2. Никаноров П.А. Стандарты в области управления: новые горизонты // Управление качеством. — 2015. — № 1—2. — С. 384.
 

Впервые статья опубликована в журнале Стандарты и качество, № 1 (955) 2017 г.


[1] http://www.uefexpo.ru/?id=45682 // 24.03.2016.

[2] http://www.uefexpo.ru/?id=45682 // 24.03.2016.

[3] ISO/TR (Technical Report) — технический отчет

[4] ISO, International Organization for Standardization.

[5] Проект профессионального стандарта «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок» //http://tpprf.ru/ru/exhibition_activity/legal_acts/news/126706//29.10.2016.

[6] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)», «Стратегия государственной культурной политики до 2030 года // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc;base=LAW;n=194820;fld=134;dst=100010,0;rnd=0.3740440723489314//24.03.2016.


07.04.2017

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПАРТНЕРЫ

  • EXPO BUSINESS REVIEW
ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности