Исследование: деловой туризм в Москве и Санкт-Петербурге

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


По итогам первых десяти месяцев спрос на деловые поездки в Москву сократился на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на треть по сравнению с докризисным 2019 годом. При этом в Санкт-Петербурге начинает формироваться положительная динамика: спрос на отельную инфраструктуру со стороны бизнеса по отношению к 2021 году вырос на 13%, но по сравнению с 2019 годом еще наблюдается снижение – на 18%.

Об этом сообщают эксперты компании «Аэроклуб», которые проанализировали статистику командировок в два крупнейших города страны, а также выяснили, представители каких индустрий чаще всего посещают их с деловыми визитами, каким транспортом добираются и откуда.

Ж/д транспорт в приоритете

По данным исследования, самыми популярными месяцами для командировок в Москву в допандемийном 2019 и в 2021 годах были сентябрь, октябрь и ноябрь. В этом году деловые путешественники чаще всего отправлялись в Москву в июне, августе и сентябре. Максимальное падение спроса на авиабилеты в столицу относительно допандемийного 2019 года пришлось на февраль (-52%), апрель (-52%) и октябрь (-54%), в целом по году падение составило 43%. При этом спрос на авиабилеты в столицу у представителей бизнеса удалось сохранить на уровне 2021 года. Примечательно, что в январе спрос превосходил показатели 2021 года на 83%, в марте рост спроса составил 26%, а в сентябре и октябре падение достигло 42% и 25% соответственно.

«Традиционно деловой туризм обеспечивает высокую загрузку туристической инфраструктуре Москвы в низкий сезон — сентябрь, октябрь и ноябрь, таким образом поддерживая туризм в течение года. В этом году высокому спросу в осенние месяцы помешало объявление мобилизации», — поделилась Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб».

В 2022 году чаще всего в Москву на самолете отправлялись деловые путешественники из Санкт-Петербурга (-49% к 2019, 17% к 2021), Екатеринбурга (-42% у 2019, -28% к 2021) и Сочи (-26% к 2019, 21% к 2021). Занимавший в предыдущие годы второе и третье место Краснодар в связи с закрытием аэропорта не попал в рейтинг, его место занял Красноярск (-11% к 2019, 7% к 2021). Также среди наиболее часто отправляющихся в столицу на самолете оказались представители бизнеса из Казани (-16% к 2019, 44% к 2021) и Самары (-52% к 2019, 12% к 2021).

По данным исследования, в 2022 году на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом деловые путешественники отдавали предпочтение поездам — на перелеты пришлось лишь 32% всех билетов (41% в 2019, 29% в 2021). Средняя стоимость железнодорожного билета между двумя столицами составила в 2022 году 5 100 рублей (+5% к 2019, +14% к 2021). Средняя стоимость перелета между Москвой и Санкт-Петербургом оценивалась в 6 500 рублей за билет в одну сторону в экономклассе (+4% к 2019, +18% к 2021). За перелет в салоне бизнес-класса деловые путешественники в среднем платили 45 тысяч рублей, что на 71% выше, чем до пандемии, и на 38% дороже, чем в 2021 году.

Высокий спрос на ж/д билеты в Москву со стороны бизнес-туристов в 2022 году был зафиксирован в марте, августе и сентябре. Эксперты отметили падение спроса на ж/д транспорт при командировках в столицу на треть по отношению к допандемийным показателям и рост по сравнению с прошлым годом на 9%. Значительное падение спроса на ж/д транспорт со стороны представителей бизнеса по отношению к 2019 году наблюдалось в октябре (-44%) и феврале (-41%). По сравнению с 2021 годом с января (+105%) наблюдался рост спроса до июля (+53%), однако с августа (-21%) на поезда в Москву спрос упал и не восстановился до октября (-13%).

Чаще всего представители бизнеса отправлялись на поезде в Москву из Санкт-Петербурга (-25% к 2019, -1% к 2021) и Нижнего Новгорода (-46% к 2019, -30% к 2021). Воронеж, в 2019 году занимавший шестую строчку, а в 2021 году располагавшийся на девятом месте, превзошел по востребованности Ярославль (-48% к 2019, 0% к 2021), традиционно занимавший третье место. С февраля спрос представителей бизнеса на билеты на семичасовой скоростной поезд в Москву вырос на 342%. Таким образом, число билетов на железнодорожный маршрут Воронеж — Москва превысило показатели допандемийного 2019 года почти в два раза и выросло по отношению к прошлому году на 376%. Также на пятой строчке оказался Ростов, ранее не попадавший в топ-10. Спрос на этот маршрут вырос в четыре раза в марте по отношению к февралю и сохранился на высоком уровне, превысив показатели 2019 и 2021 в девять раз. Аэропорт в Ростове был также закрыт в связи с СВО, время в пути на скоростном поезде из Ростова в Москву составляет 15 часов.

«В связи с закрытием южных аэропортов деловым путешественникам пришлось пересаживаться на скоростные поезда и тратить на дорогу значительно больше времени. Например, для того чтобы добраться из Ростова в Москву, нужно потратить 15 часов на поездку на скоростном поезде, — отметила Юлия Липатова. — Безусловно, это не могло не сказаться на количестве командировок в Москву и на объеме деловых мероприятий как в столице, так и на юге страны».

Петербург близок к допандемийным показателям

В Санкт-Петербург в 2022 году деловые путешественники чаще отправлялись мае (12%), июне (13%) и сентябре (11%). В 2019 и 2021 годах наибольший деловой пассажиропоток в северную столицу приходился на сентябрь и октябрь, а также на апрель и ноябрь. В этом году снижение спроса на авиабилеты в Санкт-Петербург относительно допандемийного 2019 года составило 47%, причем наибольший спад на перелеты в Северную столицу был зафиксирован в марте (-61%) и октябре (-59%). По отношению к прошлому году число авиаперелетов деловых путешественников в Петербург выросло на 5%, причем в январе был отмечен рост спроса в два раза, а в июле — на 66%. Однако в сентябре число командировок в Санкт-Петербург упало на 15%, а в октябре падение составило 36%.

Больше всего в Северную столицу приезжали деловые туристы на рейсах из Москвы (-50% к 2019, +10% к 2021), Екатеринбурга (-35% к 2019, -7% к 2021), Калининграда (-29% к 2019, 0% к 2021), Казани (-10% к 2019, +45% к 2021) и Нижнего Новгорода (-34% к 2019, +1% к 2021).

Самыми популярными месяцами для поездок в Санкт-Петербург на поезде у представителей бизнеса в 2022 году стали апрель (11%), март (11%) и сентябрь (12%). Ранее бизнес-туристы чаще всего отправлялись в Северную столицу на поезде осенью или в апреле, мае. Снижение спроса относительно допандемийного 2019 года составило 28%, причем в октябре число командировок на поезде сократилось в два раза. Тем не менее, объем ж/д билетов, приобретенных бизнес-туристами, остался на уровне 2021 года. Стоит отметить, что год начался с 115% роста, который в меньшей степени, но продолжался до марта (+19%), однако, далее по году положительный прирост спроса по сравнению с 2021 наблюдался лишь в июле (25%) и августе (10%), а к октябрю падение достигло 34%.

Наиболее часто в 2022 году на поезде в Санкт-Петербург деловые путешественники отправлялись из Москвы (-26% к 2019, -1% к 2021), Петрозаводска (-31% к 2019, +9% к 2021) и Пскова (-9% к 2019, +11% к 2021). Также в топ-5 по числу бизнес-туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2022, вошли Тверь (-39% к 2019, -18% к 2021) и Ярославль (-47% к 2019, -10% к 2021).

«В целом Санкт-Петербург лучше справляется с нестабильной ситуацией на рынке и в отличие от других городов, например, Москвы, близок к допандемийным показателям. Закрытые границы и необходимость в поиске партнеров внутри страны, а также безусловная привлекательность Санкт-Петербурга как MICE направления позволит городу сохранить в этом году поток деловых туристов и обойти показатели прошлого года. Дальнейшее развитие командировочной активности будет зависеть от эпидемиологической, экономической и политической обстановки», — поделилась Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб».

Сотрудники ИТ-компаний – лидеры по проживанию в отелях

В 2022 году представители бизнеса чаще всего останавливались в отелях Москвы в июне, июле и сентябре. Спрос на отельную инфраструктуру столицы сократился по сравнению с 2019 годом на треть, а наибольшее падение было отмечено в марте (-46%) и октябре (-58%). Падение спроса по сравнению с 2021 годом составило 10%, при этом на фоне низкой базы, обусловленной ограничениями пандемии в 2021 году, рост спроса в январе составил 287%, в феврале спрос превысил показатели 2021 года на 82%, а в июле — на 135%. Тем не менее, в октябре падение составило 80%.

Средняя продолжительность проживания представителей бизнеса в отелях столицы сократилась до двух дней, вернувшись к показателю 2019 года (3 дня в 2021). Средняя стоимость выросла на 15% по сравнению с прошлым годом (14% к 2019) и составила 6 500 рублей за ночь. Средняя стоимость размещения в пятизвездочных отелях не изменилась и составила 7400 рублей за ночь, проживание в отелях категории «четыре звезды» подорожало на 11% по сравнению с прошлым годом (8% к 2019) до 6 тысяч рублей. Трехзвездочные гостиницы подорожали на 23% (4% к 2019) и в среднем обходились бизнес-туристам в 4 700 рублей за ночь. Объекты размещения без категории подорожали на 21% к 2021 году (96% к 2019) и в среднем стоили 7 300 рублей за ночь, при этом средняя продолжительность проживания в них составила четыре ночи.

В 2022 году наиболее часто в Москву с командировками отправлялись представители добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики (-14% к 2019, -11% к 2021). Эксперты отметили падение спроса на размещение в отелях Москвы со стороны представителей этой индустрии на треть по сравнению с 2019 годом. Сотрудники ИТ- и телеком-компаний (-11% к 2019, 13% к 2021) стали лидерами по количеству ночей, которые они забронировали в отелях столицы, сохранив их на допандемийном уровне. На третьем месте по командировочной активности в столицу оказались представители ритейла (-35% к 2019, 11% к 2021), они увеличили число ночей в отельной инфраструктуре столицы на 64% по сравнению с прошлым годом.

Больше всего ночей в отелях Северной столицы деловые путешественники провели в июне (13%), июле (12%) и сентябре (13%). Среди самых популярных месяцев прошлых лет — апрель, июнь, сентябрь и октябрь. В целом снижение спроса на отельную инфраструктуру Санкт-Петербурга со стороны бизнеса составило 18% по сравнению с 2019 годом, при этом в январе число ночей, забронированных в отелях города, превысило допандемийные показатели на 12%, а в июне — на 9%. Однако в октябре спад достиг 48%, а с февраля по апрель спрос был ниже на треть. По сравнению с прошлым годом эксперты отметили рост спроса на 13%, причем если в январе число ночей превышало показатели 2021 года на 188%, а в июле — на 80%, то в октябре снижение составило 43%.

Средняя стоимость проживания представителей бизнеса в отелях Санкт-Петербурга сократилась на 3% по отношению к допандемийному 2019 году и на 9% к прошлому году, составив 6 400 рублей за ночь. Эксперты отметили сокращение стоимости пятизвездочных отелей на 20% к 2021 году (-24% к 2019) — деловые путешественники в среднем платили 9 100 рублей за ночь. Отели категории «четыре» и «три» звезды подешевели на 2% (-9% к 2019, -11% к 2019) и стоили в среднем 5 600 рублей и 4 300 рублей соответственно. Объекты размещения без категории подорожали на 14% к прошлому году (+37% к 2019) и в среднем обходились бизнес-туристам в 4 500 рублей за ночь.

Больше всего в 2022 году Санкт-Петербург с деловыми визитами посещали представители IT- и телеком-компаний (суммарно авиа-, ж/д и отели: -1% к 2019, +15% к 2021), превысив число ночей, проведенных в отелях Санкт-Петербурга до пандемии, на 59%. Сотрудники ритейл-компаний проживали в отелях города на 7% чаще, чем годом ранее (-7% к 2019, +7% к 2021). Представители добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетики стали на 26% чаще пользоваться отельной инфраструктурой города, чем в 2021 (-2% к 2019, +28% к 2021). Также по сравнению с прошлым годом увеличили свою командировочную активность представители FMCG-компаний — спрос на размещение в отелях Санкт-Петербурга в 2022 году у представителей этой индустрии вырос на 69% по сравнению с прошлым годом.


02.12.2022

Понравилось? Расскажите друзьям!
AI в ивенте CongressTime Event TALENTS Event-SREDA PR client relationship management digital for event Ивент в законе Ивент-Кухня Организаторы мероприятий УПРАВЛЯЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ архив событий бартерное сотрудничество безопасность билетные технологии благотворительность бюджетирование волонтеры выставки выставочная деятельность выставочный менеджмент городские события гранты декор делегат-менеджмент деловой туризм дизайн ивент в онлайне ивент и комьюнити ивент как бизнес интерактив искусство зрелища кейтеринг коммуникации конгресс-бюро конгресс-менеджмент конгрессная деятельность конкурс контент-менеджмент конференц-центр концепции концепция креативная команда креативная экономика молодые специалисты научная конференция нетворкинг обучение отраслевые события переводчики персонал площадки премии продажи продвижение промопродукция профессиональные ассоциации профиль клиента психология в ивенте работа со СМИ режиссура событие для кругозора событие про ивент событийный туризм спикеры и модераторы спонсорские мероприятия спонсорство мероприятий спортивные события среда события стандарты территориальный маркетинг технологии тренды устойчивое развитие экосистема события эффективность мероприятий

ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ

ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКСПЕРТА

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности
ПРИСЛАТЬ ЗАМЕТКУ

При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Редакция Event LIVE свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения темы экспертного мнения и формата взаимодействия.

Спасибо!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке, которая придет Вам на указанную электронную почту
При заполнении данной формы я соглашаюсь на обработку моих персональных данных, которая ведется в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности